Антропотеизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Религия
Общие концепции
Авраамические религии
Индийские религии
Традиционные религии Дальнего Востока
Основные понятия

Антропотеи́зм — обожествление человека, когда объектом религиозного благоговения становится сам человек. Приписывание человеку божеских качеств[1]. Фактически, разновидность гуманизма.

Идея приравнивания человека к божеству отражена ещё в античной пословице. Квинт Аврелий Симмах («Письма», IX, 114) приводит цитату из пьесы Цецилия Стация: Homo homini deus est, si suum officium sciat «Человек человеку бог, если знает свои обязанности». Подобное выражение было известно и древним грекам (Зиновий, I, 91): «Человек человеку божество: говорится о неожиданно получающих от кого-нибудь спасение или благодеяние»[2]. Афоризм Homo homini deus est впоследствии был употреблён Аксельродом для обозначения нравственного идеала государства будущего[3].

Термин в положительном смысле применялся Людвигом Фейербахом.

Теизм кроется в разладе между головой и сердцем, пантеизм есть устранение этого разлада. У антропотеизма нет разлада, антропотеизм есть сердце, возведённое к уму.[4]

Николай Спешнев, критикуя антропотеизм Фейербаха, возводил его истоки к философии Фихте, и считал его предпосылки характерной чертой всей классической немецкой философии. Он же со своей атеистической точки зрения отмечал преимущества антропотеизма перед христианством: если христианство принимает лишь духовную сторону человека, считая плотскую греховной, то антропотеизм принимает обе[5].

Идея антропотеизма вызывает интерес и в наши дни. Так, современный философ Ю. А. Ротенфельд определяет его как «мироощущение верящего в себя и чувствующего себя творцом человека»[6]. В 2004 году в рамках проекта «Конкурс русских инноваций» прошёл квалификационный отбор проект «Антропотеизм», определённый как «Альтернативно-теософские разработки учения, способного удовлетворить религиозные потребности человека при сохранении рационально-критического взгляда на окружающий мир и собственное место в нём»[7]. По мнению современного автора В. А. Соскина, достижения философской мысли и антропотеизм со временем лягут в основу новой мировой религии[8].

В античном мире

Антротеоморфный Геркулес Фарнезский.

Мировоззренченская концепция, выраженная номинативными средствами языка, в изобразительных видах искусства и т. п. Согласно этому принципу не проводится четкой границы между изображением атлета, воина, человека и бога. Все одинаково молоды, сильны и все наделены совершенством[9]. Такая концепция подразумевает нераздельность человеческой, божественной и природной сфер деятельности; восприятие мира как никем не созданного. Такое мировосприятие было характерно для мировоззрения стародавних славян и Древней Греции, описанной Гомером. Совершенство распространяется на все существа. Господствующей чертой является сосредоточение на человеческой фигуре, предпочтительно мужской. Единственное достойное представление бога — человеческое тело. И когда тело — героя или атлета — достигает совершенной красоты, божественная энергия входит в него.

По мнению греческого философа Костаса Папаиоанну[10], Гомер был великим религиозным реформатором Греции. В своих произведениях он выводит человека из звероподобного, хаотичного мира, наполненного чудовищами, аморфными и зооморфными богами, в гармоничный мир «божественных» людей, героев и похожих на людей богов. Осуществленная Гомером реформа пантеона оставила в живых нескольких чудовищ. Одиссей платит дань божественной Сцилле и божественной Харибде. Греки признавали долю первоначальной тьмы. Но эти темные боги вот-вот будут побеждены.

С конца VII века до Рождества Христова утверждается классический «антропотеоморфизм»[9][неавторитетный источник?]. Термин «антропотеоморфизм» (от греч. ανθρωπος — человек, θεός — Бог, и μορφή — вид, форма, образ) был сформулирован философом и писателем Петро Черетти  (итал.) (1823—1884)[11][нет в источнике]. В VI веке вся Греция воздвигает статую куросов и кор. Идеалом каждого гражданина становится калокагатия. Художники сами договариваются по поводу канонов и жанров, искусство носит общественный характер, активно поддерживается государством. Отношение даже самого знаменитого, самого «божественного» художника к своему искусству было подобно отношению жреца к священным обрядам, процессу литургии, без примеси чувств. Сами жанры искусства были священными формами священной традиции, поэтому они и просуществовали вплоть до конца античной эпохи и долгое время после гибели полиса.

См. также

Примечания

  1. http://sis.slovarnik.ru/html/a/antropoteizm.html Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine Новый полный словарь иностранных слов вошедших в русский язык с указанием происхождения их, ударений, отраслей знания и с расширенной энциклопедической частью. Сост. Е. Ефремов. Под ред. И. А. Бодуэн-де-Куртенэ. Изд. 2-е., 1912
  2. Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской. Homo homini deus est // Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. — Русский Язык. — М., 1982.
  3. Каутский К. Этика и материалистическое понимание истории. С приложением статей: 1). Каутский К. — Жизнь, наука и этика. 2). Аксельрод Л. — Этика Каутского. М. Моск. отд. гос. изд-ва. 1922 г.
  4. http://labrip.com/pervoist_t3r1part2.html Архивная копия от 2 июля 2014 на Wayback Machine Людвиг Фейербах, Предварительные тезисы к реформе философии
  5. http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=4419&p=1&sait=3 Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine. Н. А. Спешнев, Главные сочинения: В кн.: Петрашевцы. Сб.материалов, «Философские и общественно-политические произведения петрашевцев»
  6. http://www.servicism.lg.ua/b_rot_3j.htm Архивная копия от 21 марта 2012 на Wayback Machine Ротенфельд Ю. А. Виражи эволюции
  7. http://www.inno.ru/project/14897 Архивная копия от 24 апреля 2014 на Wayback Machine Конкурс русских инноваций, проект 14897
  8. http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0091(04_$02-2011)&xsln=showArticle.xslt&id=a16&doc=../content.jsp Архивная копия от 12 октября 2012 на Wayback Machine В. А. Соскин Перспективы философии и религиогенез, Известия Уральского государственного университета № 2(91), 2011
  9. 9,0 9,1 Ален Безансон Запретный образ Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
  10. Kostas Papaïoannou[fr]
  11. Pietro Ceretti Pasaelogices Specimen Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine. (1864—1871)