Антропов, Алексей Петрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алексей Петрович Антропов
П. С. Дрождин. Портрет А. П. Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны. 1776 Русский музей, Санкт-ПетербургП. С. Дрождин. Портрет А. П. Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны. 1776
Русский музей, Санкт-Петербург
Дата рождения 14 (25) марта 1716(1716-03-25)
Место рождения Санкт-Петербург, Русское царство
Дата смерти 12 (23) июня 1795(1795-06-23) (79 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Подданство  Российская империя
Жанр портрет
Учёба Пьетро Ротари

Алексе́й Петро́вич Антро́пов (14 [25] марта 1716, Санкт-Петербург12 [23] июня 1795, там же) — русский живописец, декоратор-монументалист, представитель елизаветинского барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.

Биография

Алексей Антропов родился 14 (25) марта 1716 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника — отец художника служил в Канцелярии от строений. С 1732 года Алексей также учился в Канцелярии от строений в Петербурге у своего родственника А. М. Матвеева, у Л. Каравака, М. А. Захарова, И. Я. Вишнякова, с 1739 года работал там же в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова. Как и многие мастера «Живописной команды», Антропов отличался универсализмом[1].

В 1742 году Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.

В 1752 году он получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли. Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ.

Алексей Антропов имел собственную художественную студию, в которой, в частности, работал М. Л. Колокольников.

В 1750-х годах Антропов берет уроки у Пьетро Ротари.[2]

Из Киева художник отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь он знакомится с меценатом И. И. Шуваловым, куратором созданного в 1755 году Московского университета. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера». Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы, и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству». В доме Антропова поселились ученики с Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий. Учеником Антропова также был русский художник П. С. Дрождин.

В 1760 году Антропов аттестован как «мастер». С 1761 года и до конца своих дней занимал должность надзирателя за иконописцами и живописцами в Святейшем Синоде[1]. В 1762—1763 годах художник принимал участие в оформлении коронационных торжеств Екатерины II в Москве. В Петербурге у Антропова была частная школа.[3] В 1789 году Антропов передал свой дом Приказу Общественного призрения для устройства в нём народного училища.

В 1773 году, находясь при ведомстве Священного Синода, Антропов числился живописцем 12 класса.

Антропов скончался 12 (23) июня 1795 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на некрополе Александро-Невской лавры. Сохранилась надгробная плита с надписью:

В надежде воскресения погребен на месте сем раб божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов. Родился 1716 года марта 14 дня. Скончался 1795 года июня 12 дня. Жития его было 79 лет 2 м-ца и 28 дней.[3]

Произведения

  • Портрет А. М. Измайловой (1759, ГТГ)
  • Портрет М. А. Румянцевой (1764, ГРМ)
  • Портрет Екатерины II (1766, Областная картинная галерея, Тверь)
  • Портрет архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, ГРМ)
  • Портрет Петра III (1762, ГРМ)
  • Портрет атамана Ф. И. Краснощёкова (1761, ГРМ)
  • Портрет А. В. Бутурлиной (1763, ГТГ)
  • Портрет А. М. Голицына из экспозиции Музея искусств Узбекистана
  • Портрет Ф. Я. Дубянского (1761, Эрмитаж)
  • Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой (1761, ГТГ)
  • Портрет В. В. Фермора (1765, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств Санкт-Петербург)
  • Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (1750. Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов)

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 О.Ю. Николаева. Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 15. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4.
  2. www.school.edu.ru :: Антропов, Алексей Петрович Архивировано 2 апреля 2015 года.
  3. 3,0 3,1 Антропов Алексей Петрович. Дата обращения: 1 марта 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.

Литература

  • Савинов А. Н. Алексей Петрович Антропов // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. — М., 1952.
  • Сахарова И. М. Алексей Петрович Антропов, 1716–1795 / И. М. Сахарова. — М. : Искусство, 1974. — 237, [3] с. : цв. ил., ил. — OCLC 7523534.
  • Кедрова Т. И. Произведения Антропова в Загорском музее // Сообщения Загорск. гос. историко-худож. музея-заповедн. Загорск, 1960. Вып. 3.
  • Михайлова К. В. О некоторых портретах Антропова // Сообщения ГРМ. Вып. 5. Л., 1987.
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века: учебник для бакалариата и магистратуры. + CD -диск. М., 2015.

Ссылки