Антифриз (операция)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Антифриз»
Основной конфликт: Вторая мировая война
Великая Отечественная война
Сталинградская битва
Операция «Уран»
Дата 1216 ноября 1942
Место Сталинградская область
Итог успешное наступление 57-й армии в условиях сильных морозов
Противники

Флаг СССР СССР

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Германия

Командующие

Флаг СССР Кошиц, Дмитрий Александрович

неизвестно

Силы сторон

1-й уапп
2-й уапп

неизвестно

Потери

3 самолёта-буксировщика, 10 планёров

неизвестно

«Антифриз» — эпизод Сталинградской битвы, операция ВДВ РККА по срочной доставке антифриза для механизированных соединений, принимавших участие в операции «Уран», проводившаяся с 12 по 16 ноября 1942 года. Первая крупная военно-транспортная операция, проведённая с использованием транспортных планёров. На момент проведения операции она не имела аналогов в мире по весу перевезённого груза и дальности переброски[1].

Предпосылки проведения операции

Успех операции «Уран» зависел от возможности эксплуатировать технику в мороз

Во время подготовки контрнаступления под Сталинградом возникли сложные погодные условия, грозившие серьёзными осложнениями для механизированных частей РККА. 2—3 ноября 1942 года в районе Сталинграда началось резкое похолодание. Днём 6 ноября шёл дождь, а в ночь на 7 ноября температура упала до −15 °С[2] морозы держались до весны 1943 года. В этих условиях встала проблема эксплуатации танков, самолётов и другой техники в условиях сильных морозов. Вода, широко применявшаяся для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, стала опасной для техники. При замерзании вода разрушала блок цилиндров, что приводило к потере машины на длительное время и дорогостоящему ремонту. В таких условиях наставления по эксплуатации требовали обогревать машину, производя периодический запуск двигателя. В условиях скрытной подготовки наступательной операции периодический запуск тысяч двигателей танков, артиллерийских тягачей, автомобильной и другой техники был критичным и по требованиям скрытности, и по сложности дополнительного обеспечения горюче-смазочными материалами. В этой ситуации потребовалось срочно доставить в район сосредоточения большое количество антифриза. Особенно трудная ситуация сложилась в полосе 51-й и 57-й армий, которые имели ограниченные линии снабжения. В мемуарах Г. К. Жукова говорится о потребности в 100 тоннах антифриза; в современной литературе встречаются потребности в 20—30 тонн[1]. Вечером 11 ноября Г. К. Жуков, кроме всего прочего, доложил Верховному главнокомандующему И. В. Сталину:

Необходимо немедленно подбросить Ерёменко 100 тонн антифриза, без чего невозможно будет бросить мехчасти вперёд.

[3]

В связи со срочностью задания Г. К. Жуков и А. М. Василевский направили специальное распоряжение Генштабу:

В качестве неотложной помощи в ночь на 13 ноября подайте самолетами на аэродром Ленинск двадцать тонн антифриза для авиации и танков Сталинградского фронта и проследите за быстрой доставкой фронту остального антифриза.

[4]

Но к установленному сроку антифриз доставить не смогли и Г. К. Жуков 14 ноября докладывал Верховному Главнокомандующему:

До сих пор не подвезен антифриз, все машины заправляются водой. Зимних масел и смазок также нет.

[4]

Необходимое количество антифриза находилось под Москвой. Однако военно-транспортная авиация не имела резервов для решения неожиданно возникшей задачи[5]. Руководство ВДВ предложило использовать для доставки грузовые планёры[1]. Важным преимуществом планёров перед транспортной авиацией оказалось то, что десантные планёры могли приземлиться, не требуя подготовки специальной ВПП и запасов топлива для обратного полёта, а дешевизна планёра (в сравнении с самолётом) превращала его в одноразовое транспортное средство[6]. После разгрузки деревянные планёры разбирались на топливо.

Участники операции

Самолёт-буксировщик ДБ-3ф (Ил-4)
Самолёт-буксировщик СБ

В феврале 1942 года на аэродроме Стригино Горьковской области был сформирован 1-й отдельный авиационно-планерный полк (иногда именовался учебным авиационно-планерным полком; 1-й уапп). Полк состоял из двух эскадрилий, в каждой по 10 экипажей самолётов-буксировщиков и по 60 пилотов-планеристов. Материальная часть состояла из самолётов-буксировщиков ПС-84 (Ли-2), СБ, ДБ-3Ф (Ил-4) и Р-6, а также планёров А-7 или Г-11.

В августе 1942 года в Киржаче Ивановской области был сформирован 2-й учебный авиационно-планерный полк (2-й уапп). На вооружении полка стояли буксировщики Ил-4 и планёры А-7 и Г-11. Позже, с августа 1943 года, 2-й уапп переименовали во 2-й отдельный авиационно-планерный полк.

Операцией руководили[1] командир десантной группы подполковник Д. А. Кошиц, начальник Саратовской Высшей авиационно-планерной школы подполковник М. С. Одинцов. Среди участников операции указываются: буксировщики лейтенант Круглов, старший лейтенант Петряков, лейтенант П. Красноюрченко, младшие лейтенанты — Ворошилов, Воронков, Г. Усов, штурманы — Омельяненко, майор Новосельцев, капитан Горбунов, планеристы — Родин, Плашин, Фукс, Николаев, Лоскутов, Ильин, Нефактов, Савцов, Григорьян, Зиновьев[7], Н. Покидышев, С. Борышников, А. Стрельников, Н. Нечаев, А. Евграфов, Н. Щёголев[1].

Проведение операции

10 ноября 1942 года полки были подняты по тревоге в соответствии с приказом: «Приготовиться к полету на 1200 км с грузом в 1000 кг на каждом планёре. Первый вылет 12 ноября. Операция секретная»[8].

Обе эскадрильи 1-го оапп под командованием подполковника Дмитрия Александровича Кошица[9] были передислоцированы на аэродром Тейково Ивановской области. Стартовой точкой маршрута доставки антифриза был подмосковный аэродром «Медвежьи озёра»[10]. На борт планёра Г-11 загружали шесть бочек антифриза по 200 литров, а на борт планёра А-7 — по три бочки. Маршрут перелёта проходил через Саратовский аэродром СВАПШ «Дубки», где кроме дозаправки буксировщиков, при необходимости, производилась замена экипажей планёров. Например, Д. А. Кошиц заболел и был заменён за штурвалом планёра И. Малофеевым. Далее маршрут шёл через Энгельс, Красный Кут до аэродрома Житкур[11]. Аэродром имел грунтовую взлётно-посадочную полосу длиной 1060 метров и шириной 80. Этот аэродром был создан вблизи одноимённого села Эльтонского района Сталинградской области летом 1942 года в период Сталинградской битвы. Тогда на аэродроме одновременно базировалось до 10 полков истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации 8-й Воздушной армии ВВС РККА СССР[12]. После дозаправки буксировщиков сцепки двигались до аэродрома назначения Жутово 1-е[13] или десантировались непосредственно в районе частей, куда доставлялся антифриз.

2-й уапп был представлен 12-ю буксировщиками Ил-4 и 12-ю планёрами. Их маршрут начинался на аэродроме Щёлково в Московской области. Планеристы этого полка доставили на аэродром Житкур 14,5 тонны антифриза и 60 огнемётов[14].

Предположительно, на некоторых этапах использовались планёры КЦ-20[15][16].

Условия проведения полётов были сложными. Операция началась поздно вечером 12 ноября в сложных метеоусловиях: низкая облачность, ветер, мороз, снег, ограниченная видимость. Посадка на аэродромы «Энгельс» и «Дубки» производилась ночью. Отрезок маршрута Красный Кут — Житкур отличался малонаселённой местностью с практически полным отсутствием ориентиров. Погодные условия были сложными: короткий световой день, сплошная облачность и слабая видимость. Один из планеристов вспоминал: «Карабкались к Сталинграду „на пузе“. Были моменты — не поймешь, где небо, где земля, и в каком положении я между ними. От усталости через час уже в глазах двоилось. Ниже пояса тело коченеет — кабина-то фанерная, со щелями! — выше пупка весь в горячем поту… Через час такого чертова полета наступило безразличие. Хлопнусь — ну и черт с ним! Но потом взъярился, ощетинился, взял себя в руки: не порадую фрицев, не огорчу маму, долечу!». Весь перелёт занимал 8—9 часов лётного времени[1].

На протяжении маршрута участники операции обеспечивались прикрытием с воздуха истребителями ПВО Саратова, Энгельса и дежурными звеньями Качинского лётного училища. В районе аэродромов Житкур и Жутово ночные истребители противника «МЕ-110» («Совы») не упускали возможности атаковать тяжело гружённые планёры буксируемые на малой высоте с малой скоростью. При потере самолёта в эфир передавался условный сигнал «32751», если при этом погибал пилот передавался сигнал «55427»[17].

В подписанном заместителем Наркома обороны СССР приказе от 9 декабря 1942 года говорилось:

С 12 по 16 ноября 1942 года подразделения авиапланерных полков ВДВ КА выполняли специальное оперативное задание Главного управления тыла Красной Армии по доставке груза Сталинградскому фронту. Переброска на планёрах в таких масштабах проведена впервые, и, несмотря на отсутствие подготовленной трассы, техпомощи и опыта в продолжительных полетах, экипажи справились с задачей хорошо. В стремлении доставить груз во что бы то ни стало, пилоты летели по 5 часов без посадок в условиях ночи, снегопада и тумана. Отдельные планеристы совершали перелеты в исключительно тяжёлых условиях погоды на высоте 10-15 метров. За отличное выполнение оперативного задания объявляю благодарность и награждаю месячным окладом… старшего сержанта Ворошилова, лейтенанта Круглова, старшину Родина.

[15]

Результаты операции

За время операции «Антифриз» было совершено около 60 полётов, в ходе которых было доставлено около 50 тонн антифриза[1]. Потери во время операции составили 3 самолёта-буксировщика и 10 планёров[1]. В результате технической ошибки при посадке разбился лейтенант Рубен Григорьевич Григорьян[18] (2-й уапп).

Пилоты, участвовавшие в операции «Антифриз», были отмечены благодарностью наркома обороны СССР и поощрены месячным окладом[17], а впоследствии они были награждены медалями «За оборону Сталинграда»[8][1].

После проведения операции

1-й оапп с декабря 1942 по январь 1943 года участвовал в Сталинградской битве в период дальнейшего развития наступления советских войск. В район Котельниково было доставлено средства связи и медикаменты для наступающей частей РККА. Всего было доставлено около 8,5 тонны различных грузов[19].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Сталинградская битва: энциклопедия, 2012, с. 42.
  2. Сталинградская битва: энциклопедия, 2012, с. 375.
  3. Воспоминания и размышления, 2002.
  4. 4,0 4,1 Сталинградская битва. От обороны к наступлению, 2005.
  5. Полководцы Великой Победы, 2010.
  6. Сегодня подобную операцию можно было бы выполнить с применением грузовых парашютных систем.
  7. Сызранское вертолётное, 2010.
  8. 8,0 8,1 Иван Стаднюк.
  9. Дмитрий Александрович Кошиц — красвоенлёт, лётчик-планерист, испытатель различных летательных аппаратов; учил летать Сергея Павловича Королёва
  10. аэродром «Медвежьи озёра» Архивная копия от 27 марта 2019 на Wayback Machine — сейчас на его месте расположено несколько садовых товариществ сельского поселения Медвежье-Озёрское.
  11. Аэродром Житкур. Дата обращения: 13 января 2015. Архивировано 27 марта 2019 года.
  12. После войны аэродром Житкур был базовым для полигона Капустин Яр. В 1953 году из-за расширения деятельности полигона аэродром и село Житкур прекратили существование, жители были переселены в другие населённые пункты.
  13. Жутово 1-е. Дата обращения: 13 января 2015. Архивировано 27 марта 2019 года.
  14. Боевое применение планеров.
  15. 15,0 15,1 Десантные планеры Сталина, 2013.
  16. Уголок неба: КЦ-20.
  17. 17,0 17,1 Планеры в Сталинградской битве.
  18. Информация из приказа об исключении из списков в электронном банке документов ОБД «Мемориал» и Информация из документов, уточняющих потери в электронном банке документов ОБД «Мемориал»
  19. Иваново помнит.

Литература

  • Сталинградская битва. Июль 1942 — февраль 1943: энциклопедия / под ред. М. М. Загорулько. — 5-е изд., испр. и доп. — Волгоград: Издатель, 2012. — 800 с.
  • коллектив авторов. В годы огненных испытаний // Сызранское вертолётное / Главный редактор Мочалова Е. Г.. — Сызрань: Ваш Взгляд, 2010. — 584 с. — ISBN 982-5-904048-14-3.
  • Жуков Г. К. Глава шестнадцатая. Стратегическое поражение противника в районе Сталинграда // Воспоминания и размышления. В 2 т.. — ОЛМА Медиа Групп, 2002. — Т. 2. — С. 104. — 415 с. — ISBN 9785224031979.
  • Казаков В. Б. Глава третья. Операция «Антифриз» // Боевые аэросцепки. — М.: ДОСААФ, 1988. — 149 с. — (Молодежи — о Вооруженных Силах). — 50 000 экз.
  • Кузнецов К. А. 4.8. Боевое применение советских планеров в Великой Отечественной войне // Десантные планеры Сталина 1930-1955 гг. «С неба – в бой!». — М.: ЭКСМО Яуза, 2013. — С. 54. — 112 с. — (Война и мы. Авиаколлекция). — ISBN 9785457537774.
  • Миренков А. И. Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве // Сталинградская битва. От обороны к наступлению / Анатолий Соколов. — М.: РИЦ МО РФ, 2005.
  • Вадим Щукин. Главный маршал авиации А. А. Новиков // Полководцы Великой Победы. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-067139-7.

Ссылки