Антитеизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Антитеи́зм (от др.-греч. ἀντί — против и θεός — бога) — активная оппозиция теизму. Этот термин имеет различную область применения: в светском контексте обычно подразумевается оппозиция вере в любое божество, а в теистическом контексте означает несогласие верить в монотеистического Бога или богов пантеона.

Оппозиция теизму

Оксфордский словарь английского языка определяет антитеизм как «Противник веры в существование бога». Самое раннее упоминание этого значения относится к 1833 году.

В то время как атеизм в широком смысле означает просто отсутствие веры в существование Бога или богов пантеона и сверхъестественных сил, то антитеизм означает активное отрицание теизма. Критикуется сама возможность широкой дискуссии о существовании или несуществовании богов и сверхъестественных сил. Антитеисты настроены против любых теистических идей, как основной причины споров, розни и войн, и считают теизм опасным, разрушительным или же поощряющим вредное поведение.

Ярлык «антитеиста» обычно присваивается тем, кто считает, что теизм оказывает только пагубное воздействие. Один из примеров подобных взглядов продемонстрировал Кристофер Хитченс в «Письмах юному спорщику[en]»[1]:

Я не столько атеист, сколько антитеист. Я не только считаю, что все религии — это версии одной и той же неправды, но и считаю, что влияние церквей и эффект от религиозной веры безусловно пагубен.

Оппозиция идее бога

Другие определения антитеизма включают трактовку французского католического философа Жака Маритена, для которого это «активная борьба против всего, что напоминает нам о боге», и определение Роберта Флинта[en], профессора философии в Эдинбургском университете. На лекции «Антитеистические теории»[3] в 1877 г. Флинт определил антитеизм как очень обобщённый термин — любая оппозиция теизма, который в свою очередь он определил как «веру в то, что небеса, земля и всё, что они содержат, своим существованием и продолжением обязаны мудрости и воле верховного, самосуществующего, всемогущего, всеведущего, праведного и доброжелательного Существа, отличного и независимого от того, что Он создал»[3]. Он писал:

Имея дело с теориями, у которых нет ничего общего, кроме того, что они противопоставлены теизму, необходимо иметь общий термин для их обозначения. Пожалуй, наиболее подходящее слово — «антитеизм», которое будет являться более обширным значением, чем термин атеизм. Антитеизм относится ко всем системам, выступающим против теизма. Таким образом, он включает в себя атеизм, но помимо атеизма существуют и прочие антитеистические теории. Политеизм — это не атеизм, поскольку он не отрицает существование божества; но он антитеистичен, поскольку отрицает, что существует только один бог. Пантеизм также не атеизм, поскольку утверждает, что бог есть; но это антитеизм, поскольку он отрицает, что Бог есть существо, отличное от творения и обладающее такими качествами, как мудрость, святость и любовь. Любая теория, которая отказывается приписывать богу атрибут, существенный для достойного понимания его характера, является антитеистической. Лишь те теории, которые отказываются признавать наличие доказательств даже существования бога, являются атеистическими.

Однако Флинт также признает, что антитеизм обычно понимают иначе. Термин может употребляться в качестве подраздела атеизма, описывающего мнение о том, что теизм был опровергнут, а не как более общий термин, который предпочитает Флинт. Помимо этого он отвергает нонтеизм как альтернативу, «не только из-за его гибридного характера, сколько из-за того, что он слишком всеобъемлющий. Теории физической и психической науки являются нонтеизмом, даже если прямо или косвенно не противопоставляются теизму».

Враждебное существование бога или богов часто называют дистеизмом[en], что на самом деле означает «вера в недоброжелательное божество», или мисотеизм[en] — «ненависть к богу». Примеры систем верований, основанных на принципе враждебного существования богов, включают некоторые формы атеистического сатанизма и мальтеизма.

См. также

Примечания

  1. Christopher Hitchens | Book Excerpt (недоступная ссылка). web.archive.org (15 сентября 2009). Дата обращения: 26 августа 2020. Архивировано 15 сентября 2009 года.
  2. Christopher Hitchens|Book Excerpt Архивировано 15 сентября 2009 года.
  3. 3,0 3,1 Flint, Robert, 1838-1910. Anti-theistic theories ; being the Baird lecture for 1877.. — W. Blackwood, 1899.