Антисциентизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Антисциенти́зм (от греч. αντι — против и лат. scientia — знания) — философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука»[1][2].

Виды антисциентизма

Степень критичности по отношению к науке довольно значительно варьируется в различных видах антисциентизма. Умеренный антисциентизм выступает, скорее, не против науки как таковой, а против агрессивного сциентизма, абсолютизации науки, гипертрофирования её возможностей. С позиций гуманизма антисциентисты подчёркивают необходимость разнообразия человеческого опыта и мировоззрения, не считая возможным принижать значимость отличных от науки видов культурной деятельности человека (искусства, религии, философии, обыденного сознания и т. д.). Вместе с тем представители умеренного антисциентизма делают акцент на том, что наука фактически незаменима в вопросах поддержания социального и познавательного прогресса.

Критика науки в целом является отличительной характеристикой радикального антисциентизма, который в своих крайних проявлениях представляет науку как враждебную по отношению к человеческой свободе силу, то есть рассматривает науку с экзистенциалистско-персоналистических позиций (например, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов). Критики от радикального антисциентизма особо отмечают неминуемые негативные последствия от использования таких результатов научной деятельности как средства массового уничтожения, ставящие под риск существование самого человечества. Религиозный антисциентизм делает упор на том, что мотивация научного познания должна определяться религиозным мировоззрением.

Антисциентизм и наука

Ранние виды антисциентизма базировались на отличных от науки формах познания, таких как религия, искусство, нравственность. В современном мире антисциентические тенденции возникают также при критическом самоанализе самой науки. В качестве примера можно привести критику науки как «мифа современности» постпозитивистом Полом Фейерабендом.

Некоторые современные варианты антисциентизма обращают внимание на противоречивость научно-технического прогресса, который приводит, с одной стороны, к несомненным успехам, а с другой — влечёт за собой разрушительные последствия. Выдвигается требование, что наука должна нести за это ответственность. Такая разновидность антисциентической критики позволяет оценить роль и возможности науки с различных точек зрения, в том числе подчеркнуть значимость этических аспектов в научной деятельности.

Примечания

  1. Кувакин В. А. Теория практического мышления. Тема 7. Лженаука. Архивная копия от 20 декабря 2011 на Wayback Machine
    «К антинауке относятся различные доктрины и практики, которые рассматривают науку как зло, источник человеческих несчастий, как угрозу самому человеческому существованию».
  2. Холтон Д. Антинаука как альтернативное миропонимание: Отрицание права науки на истину Архивная копия от 24 января 2022 на Wayback Machine // «Что такое антинаука?» Вопросы философии, № 2, 1992.  (рус.)
    «…так называемая антинаука представляет собой […] заявку на ясное, четкое, конструктивное и функциональное, потенциально всеохватывающее альтернативное миропонимание, в рамках которого декларируется возможность „науки“, весьма отличной от той, которая известна нам сегодня; утверждается, что историческое значение этого альтернативного миропонимания заключается ни в чем ином, как в том, чтобы отвергнуть, развенчать, преодолеть классическую западную науку в широком смысле этого понятия»

Литература

Ссылки