Антисемитизм в Российской империи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Американская литография 1905 года, выпущена после еврейских погромов в России. Изображено положение евреев в Российской империи (дискриминационные ограничения, погромы)

Антисемитизм в Российской империи выражался в различных ограничениях для евреев, таких как черта оседлости, которые были частью официальной политики Российской империи[1]. Имели место также пропаганда антисемитских взглядов и акты враждебности против евреев, включая еврейские погромы[2].

История

После раздела Речи Посполитой сотни тысяч польских евреев оказались под российской юрисдикцией[3][4][5]. Профессор Шмуэль Эттингер из Иерусалимского университета пишет, что «раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией повлёк за собой тяжёлые потрясения в жизни еврейского населения»[6].

С XVIII века в России действовала черта оседлости, за пределами которой иудеям за редким исключением законодательно запрещалось селиться. В отношении иудеев действовали также ограничения в свободе передвижения, приёма в учебные заведения, отбывания воинской повинности, поступления на государственную службу, участия в местном самоуправлении и др.[2]

Антисемитские высказывания известны в 1860-е годы среди славянофилов, украинских националистов и народников[1]. Утверждалось, что евреи, «тесно сплочённые в своих кагалах», представляют из себя паразитический элемент, эксплуатирующий «коренное население». Позднее эти идеи разделяли Фёдор Достоевский и Иван Аксаков, из числа революционеров — Михаил Бакунин[1].

В начале царствования Александра III в юго-западных регионах Российской империи произошла серия еврейских погромов, после чего антисемитизм стал частью официальной политики российского правительства. В дополнение к ранее действовавшим ограничениям, таким как черта оседлости, были введены новые с целью не только убрать евреев с государственной службы, из культурной и общественной жизни (на что была направлена процентная норма), но вынудить их на эмиграцию или принятие христианства. Влиятельному государственному деятелю консервативных взглядов Константину Победоносцеву приписывается высказывание: «треть евреев выедет из России, треть крестится, а треть вымрет»[1].

Согласно переписи населения 1897 года в Российской империи проживало 5,21 миллиона лиц иудейского вероисповедания, немногим более 4 % от всего населения[2]. В правление Николая II произошёл ряд еврейских погромов, самый крупный — в 1903 году в Кишиневе[2]. В 1903 году в России были впервые опубликованы «Протоколы сионских мудрецов», антисемитская фальсификация, в которой говорилось о планах евреев по уста­новлению мирового господства[2].

Еврейские дети, жертвы погрома в Екатеринославе в 1905 году

В годы Революции 1905—1907 годов приближённые Николая II разделяли антисемитские настроения и оказывали поддержку «Союзу русского народа», монархической организации с антисемитскими взглядами, его боевым отрядам, «чёрным сотням», и другим погромным организациям[1]. В период Революции 1905 года Николай II открыто симпатизировал «Союзу русского народа»[2], считая его своей «опорой»[7] и удовлетворял прошения о помиловании его членов, участвовавших в погро­мах, но в данном случае, как следует из его переписки, для императора скорее важна была их лояльность престолу в сложный для страны период. Николай II писал матери, что считает 9/10 революционеров евреями, а погромы против них называл понятными вспышками народного гнева. В другом письме он именовал капиталистов еврейского происхождения «жидовской кликой» и утверждал, что они являются против­никами монархии[8][2]. С другой стороны, Николай II никогда сам не иниции­ровал антиеврейское законодательство или курс в целом[2].

В тот же период тайная типография департамента полиции печатала антисемитские листовки. Полиция и жандармерия оказывала поддержку организаторам ряда погромов. В правой печати публиковались статьи антисемитского содержания, в частности Алексея Шмакова (черносотенца и сторонника «арийской» идеи[9]) и Иустина Пранайтиса, которые писали о всемирной опасности, исходящей от еврейства, и утверждали, что иудаизм предписывает вредить христианам и употреблять кровь христианских детей. В Государственной думе III и IV созыва ряд крайних правых делегатов (Владимир Пуришкевич, Николай Марков и др.) осуществляли травлю евреев[1]. В 1906 и 1907 годах были убиты депутаты Государственной думы еврейского происхожде­ния от партии кадетов, Михаил Герценштейн и Григорий Иоллос.

В 1913 году состоялся процесс над евреем Менахемом-Менделем Бейлисом, известный как дело Бейлиса. Бейлис был обвинён в ритуаль­ном убийстве 12-летнего русского мальчика Андрея Ющинского[2]. Обвинение в ритуальном убийстве было инициировано активистами черносотенных организаций и поддержано рядом крайне правых политиков и чиновников, включая министра юстиции Ивана Щегловитова. Местные следователи, считавшие, что речь идёт об уголовном убийстве из мести, были отстранены от дела. Через 4 месяца после обнаружения трупа Ющинского Бейлис, работавший неподалёку от этого места на заводе приказчиком, был арестован в качестве подозреваемого и провёл в тюрьме 2 года[10]. Подсудимый был оправдан, но дело сопровождалось масштабной антисемитской кампанией в правой прессе[2]. Исследователи считают, что истинными убийцами были скупщица краденого Вера Чеберяк и уголовники из её притона[10] Дело Бейлиса стало самым громким судебным процессом в дореволюционной России[11].

Противодействие

В конце XIX — начале XX века формировались оппозиционные политические партии. Противники самодержавия отвергали и антисемитизм. Дело Бейлиса 1913 года привело к открытому столкновению между самодержавием и оппозиционным движением. Оправдание подсудимого повредило антисемитской политике государства[1].

Правительство Российской империи предпринимало несколько попыток смягчение антисемитского законодательства. Осенью 1903 года министр внутренних дел Вячеслав Плеве предложил губернаторам представить соображения об изменениях в данной сфере. Однако собранное по этому совещание совещание было распущено без каких-либо результатов.

В 1906 году Советом министров под председательством Петра Столыпина был разработан проект частичной отмены антиеврейских ограниче­ний, но Николай II наложил на него вето. Столыпин настоял, чтобы обсуждением еврейского вопроса занялась Государственная дума, но последняя также не приняла каких-либо решений.

В период Первой мировой войны черта оседлости стала местом боевых действий или была оккупирована. Появилось значительное число беженцев, включая евреев. В конце 1916 года министр внутренних дел Александр Протопопов с согласия императора подписал циркуляр, разрешавший евреям селиться в городах, где не велись военные действия, а также санкционировавший выдачу промысловых и торговых свидетельств. Однако до револю­ции эти меры не успели вступить в силу[2].

Роль церкви

Юрий Табак утверждает, что «принципиальное отличие в поведении антиеврейских мероприятий в России (в сравнении с Западной Европой)… лежит в гораздо меньшей роли Русской православной церкви в проведении этой политики, по словам Табака, гораздо труднее найти примеры участия высокопоставленных российских православных лидеров в антисемитских политике»[12].

В 1861 году епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев) призвал Церковь содействовать прекращению враждебности, установить отношения диалога с евреями.

Архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесённой в конце XIX века в Одессе, подчёркивал:

Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы ещё „не вполне христиане“, а иудеи потому отделяются от нас, что они „не вполне иудеи“. Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство.

На защиту евреев, против антисемитизма, становился ряд русских богословов и религиозных мыслителей: Владимир Соловьёв (который считал защиту евреев, с христианской точки зрения, одной из важных задач своей жизни), Николай Бердяев, о. Сергий Булгаков, а также православные мыслители (евреи по происхождению): Семён Франк и Лев Шестов.

В начале XX века архиепископ Николай (Зиоров), обращаясь к евреям, говорил:

Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон — это наш закон, ваши пророки — это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами.

Осуждая Кишинёвский погром 1903 года, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) публично заявлял:

Страшись же, христианин, обижать священное, хотя и отвергнутое племя. Страшная казнь Божия постигнет тех злодеев, которые проливают кровь, родственную Богочеловеку, Его Пречистой Матери, апостолам и пророкам. Не говори, что эта кровь священна только в прошедшем… Верующие в Бога и во Христа Его, бойтесь мести Господней за народ Свой. Страшитесь обижать наследников обетования, хотя и отвергнутых. За неверие их будет судить Господь, а не мы <…> Жестокие кишинёвские убийцы должны знать, что они посмели пойти против Божественного Промысла, что они стали палачами народа, который возлюблен Богом.

Во время суда над Бейлисом в 1913 году эксперты Православной церкви — профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев (дядя и воспитатель М. А. Булгакова) и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий — защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Против антисемитских нападок со стороны крайних радикально-правых организаций выступал митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а также ряд других иерархов и богословов Церкви: митрополит Макарий (Булгаков), епископ Гродненский Донат (Бабинский), епископ Виссарион (Нечаев), архиепископ Серафим (Мещеряков), архиепископ Макарий (Миролюбов) и другие[13].

Протоиерей Николай Малиновский в своём учебнике (1912), «составленном применительно к программе по Закону Божию в старших классах средних учебных заведений» Российской империи, высказывал своё мнение о причинах антисемитизма:

Исключительное и чрезвычайное явление среди всех религий древнего мира представляет собою религия евреев, несравненно возвышаясь над всеми религиозными учениями древности. <…> Только один еврейский народ среди всего древнего мира веровал в единого и личного Бога <…> Культ ветхозаветной религии отличается замечательною для своего времени высотою и чистотою. <…> Высоко и чисто и нравственное учение еврейской религии сравнительно с воззрениями других древних религий. Она призывает человека к богоподобию, к святости: „святи будете, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш“ (Лев 19.2). <…> От истинной и откровенной ветхозаветной религии нужно отличать религию позднейшего иудейства, известную под именем „новоиудейства“ или талмудической, которая является религиею правоверных иудеев и в настоящее время. Ветхозаветное (библейское) учение в ней искажено и обезображено разными видоизменениями и наслоениями. <…> В верованиях и убеждениях, внушаемых Талмудом правоверным иудеям, <…> заключается и причина того антисемитизма, который во все времена и у всех народов имел и ныне имеет множество представителей[14].

По мнению Уолтера Лакера, святой Иоанн Кронштадтский в одной из проповедей 1906 года «заявил, что евреи сами навлекают на себя погромы, что погромы — рука Господня, наказывающая евреев за тяжкие прегрешения против правительства»[15]. Однако в книге «Материалы для истории антиеврейских погромов в России», выпущенный в 1919—1923 годах, приводится высказывание, сделанное Иоанном Кронштадтским в 1903 году о масштабном Кишинёвском погроме 1903 года:

Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию. Помню, что было подобное событие в 1881 году, на юге России, но в гораздо меньшей силе и остроте, и было следствием пагубных увлечений и заблуждений. А теперь, что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христианского русского народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому… И когда же оно свершилось? На Пасхальной неделе… Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане… Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами, — громилами и разбойниками людей живущих в одном с вами отечестве..?»[16]

«Арийская» идея

В XIX веке идея особого «арийского» происхождения ряда европейских народов, заимствованная у западно-европейских мыслителей, особенно у немецких, была распространена в среде русских славянофилов. Один из основателей славянофильства А. С. Хомяков и многие его ученики, в том числе А. Ф. Гильфердинг, Д. И. Иловайский и И. Е. Забелин, утверждали, что русские представляют собой потомков одной из главных ветвей группы «арийских» народов, меньше всего удалившихся от линии прямого родства. Однако в этот период русский арийский миф не был связан с неоязычеством, и принципиальным религиозным контекстом для русских славянофилов оставалось русское православие. Тем не менее, они пытались связать православие с «арийской» идентичностью и утверждали, что Византия пришла к христианству непосредственно под влиянием «арийских» народов, азиатская колыбель которых якобы находилась в Центральной Азии или Иране. По этой причине русские славянофилы, в отличие от немецких националистов, не переходили от идеи «арийского» происхождения к антисемитизму[17]. Первоначально «арийский» миф в России выглядел как миф об идентичности, призванный доказать принадлежность русских к европейской культуре[18]. В 1879 году в своей известной Пушкинской речи Фёдор Достоевский объявил о готовности русских к «воссоединению со всеми племенами великого Арийского рода»[9]. Однако до начала XX века «арийский» дискурс в России не включал биологических аргументов, и «арийцы» противопоставлялись «туранцам», а не «семитам»[18].

Некоторые авторы использовали «арийскую» идею для обоснования присоединения к России Центральной Азии, что изображалось с одной стороны, «цивилизаторской миссией», а с другой — якобы возвращением «арийцев» (русских) на свои древние земли, где в древности уже жили скифы и другие ираноязычные народы и где, по мнению ряда авторов, находилась прародина «арийцев». Врач и археолог-любитель В. М. Флоринский писал о превосходстве славянской культуры, отождествлял саков и массагетов с праславянам и помещал прародину «ариев» в Центральной Азии. Экспансию России в этот регион он объяснял инстинктивным стремлением славян вернуться на древнюю родину. Создателями современной цивилизации Флоринский считал «семито-арийцев», наиболее одарённой народности. По Флоринскому «арийцы» возникли в западной части Памира или Тянь-Шаня, а затем переселились в Семиречье. Завоевание Центральной Азии в качестве возвращения «арийцев» на давно утраченную родину со ссылкой на «скифское происхождение» русских, рассматривали, в частности, члены Туркестанского кружка любителей археологии, действовавшего в 1895—1918 годах в Ташкенте под председательством генерал-губернатора барона А. Б. Вревского. Некоторые члены кружка делали попытки доказать, что ветхозаветные события происходили не в Палестине, а в Туркестане[9]. В сентябре 1899 году в процессе обсуждении места проведения XII Всероссийского археологического съезда член кружка Н. П. Петерсон предложил один из городов Центральной Азии, поскольку «исследование Памира и других мест предполагаемой общей прародины народов арийского корня примиряет славянофильство с западничеством в высшем единстве, в ариофильстве»[19].

Духовный кризис в России начала XX века обусловил увлечение язычеством, вначале античным, а затем и славянским, «родными богами», в особенности это касалось символистов. Поэт Валерий Брюсов с доверием относившийся к сообщению Платона об Атлантиде, о чём сообщал на своих лекциях, прочитанных в начале 1917 года, и вслед за Р. фон Лихтенбергом считал прародиной «арийцев» Пиренейский полуостров, где они, по мнению поэта, обитали в ледниковую эпоху. В начале XX века «славянская школа» переживала кризис, полностью перестав соответствовать требованиям развивающейся науки. Накануне Первой мировой войны в условиях роста русского национализма наследие этой школы использовалось для создания шовинистических версий русской истории России. В этот же период Запада проникла расовая версия «арийской идеи», в рамках которой мировая история рассматривалась как вечная борьба «арийцев» с «семитами». К «арийцам» в данном относились прежде всего славяне, в ряде случаев изображавшиеся как лучшие из «арийцев»[9], например, в идеях черносотенца Алексея Шмакова (гражданский обвинитель на процессе против Бейлиса), пропагандировавшего книгу Хьюстона Чемберлена. «Арийская» тема в её антисемитском варианте была воспринята некоторыми русскими писателями-модернистами, увлекавшимися оккультизмом, включая Александра Блока и Андрея Белого, согласно которым «истинной арийской культуре» грозила «туранская» или «жёлтая опасность», включавшая и еврейский компонент[20]. Белый считал, что за коммерциализацией культуры, стоит деятельность «семитов» и писал о «духовном порабощении арийцев». Он осуждал «семитский материализм» и призывал к «арийскому возрождению»[21][22].

В период Первой мировой войны участники российского «скифского движения», включавшего известных писателей и поэтов, рассматривали «скифов» как творцов нового мира, способных примирить Восток и Запад. Россию они представляли особым «христианско-арийским», или «греко-славянским миром». Поражение России в войне и революционные события порождали стремление поднять престиж России в глазах общественности[9]. В этом контексте, в связи с антинемецкими настроениями, Блок писал: «Последние арийцы — мы». Блок разделял идею связи славян со скифами, то есть «арийцами», что, по его мнению, обещало им великое будущее. Он пытался выявить «арийские основы» христианства и отделить их от «иудейско-рационалистического элемента». Блок резко выступил против А. Волынского, акцентировавшего внимание на иудейской основе христианства и пытавшегося дистанцировать его от «арийства»[23].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Антисемитизм — статья из Электронной еврейской энциклопедии.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Тарасов, 2021.
  3. «Евреи России» // Национальная политика в императорской России / Составитель и редактор Семёнов Ю. И.. — М.: Центр по изучению межнациональных отношений РАН, Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая, 1997.
  4. Дубнов С. М. Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 10. Переходное время (1750—1795 гг.) Архивная копия от 11 января 2012 на Wayback Machine
  5. Будницкий О. В. От редактора (недоступная ссылка). Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства. Дата обращения: 2 января 2010. Архивировано 20 августа 2011 года.
  6. Эттингер Ш. Часть 5. Новое время // История евреев. — Еврейский университет в Иерусалиме, 1972.
  7. Павел Полян. Родимое пятно России: черта еврейской оседлости. www.demoscope.ru. Дата обращения: 6 января 2021. Архивировано 8 января 2021 года.
  8. Переписка Николая II и Марии Федоровны // Красный архив. Т. 3. 1927.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Шнирельман, 2015.
  10. 10,0 10,1 Бейліса справа (укр.). Енциклопедія історії України. Т. 1. Інститут історії України НАН України (2003). Дата обращения: 1 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  11. Лурье, 2011, с. 151.
  12. Tabak, Yuri Relations between the Russian Orthodox Church and Judaism: Past and Present. — «The Christian community, linked by numerous trading and economic ties to the Jewish community, maintained a more or less neutral attitude towards the Jews during these periods of calm, and, on the personal level, even conducted individual friendships. However, the mixture of fear and hatred of Jews characteristic of medieval Christian consciousness (the religious roots of which will be discussed below) never completely disappeared: these latent emotions smouldered beneath the socio-economic necessity of maintaining the status quo. It only took the emergence of any new circumstances in society, whether in the social, economic, religious, or governmental spheres, or in the internal dynamics of the Jewish-Christian debate, for these latent emotions to reach boiling point. The defenceless Jewish community would then become the target of harsh economic measures, a pawn in someone's political games, or a convenient focus for the lower classes to vent their own discontent. These factors readily combined to ignite the smouldering embers of religious hatred: the uneducated Christian masses could change overnight into a fanatical crowd capable of murder and pillage.». Дата обращения: 24 марта 2017. Архивировано 5 декабря 2010 года.
  13. «Ваши пророки — наши пророки» (1991) Архивная копия от 15 мая 2021 на Wayback Machine, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
  14. Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православно-христианского вероучения с изложением предварительных понятий о религии и откровении вообще и обзором вероисповедных особенностей римской церкви и протестантства. Сергиев Посад, 1912. С. 21—29.
  15. цит. по русскому переводу книги «Черная сотня. Происхождение русского фашизма», выпущенному в 1994 году при поддержке Фонда «Открытое общество» Джорджа Сороса
  16. Библиотека «Вехи». Святой Иоанн Кронштадтский. Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе («Материалы для истории антиеврейских погромов в России» — Пг., 1919. — Т. 1. — С. 352). Дата обращения: 18 августа 2008. Архивировано 16 октября 2008 года.
  17. Ларюэль, 2010.
  18. 18,0 18,1 Laruelle, 2005, p. 15—19, 42—43, 46—49, 181—184.
  19. Лунин Б. В. Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане. Туркестанский кружок любителей археологии (1895—1917 гг.). Ташкент: АН Узбекской ССР, 1958. С. 63.
  20. Безродный М. В. О «юдобоязни» Андрея Белого // Новое литературное обозрение. 1997. № 28. С. 100—125.
  21. Светликова И. Кант-семит и Кант-ариец у Белого // Новое литературное обозрение. 2008. № 93.
  22. Эткинд А. М. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.: ИЦ-Гарант, 1996.
  23. Бонгард-Левин Г. М. Блок и индийская культура // И. С. Зильберштейн, Л. М. Розенблюм (ред.). Литературное наследство. М.: Наука, 1993. Т. 92, кн. 5. С. 601, 607—610, 618.

Литература

Ссылки