Антиной

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антиной
лат. Antinous, др.-греч. Ἀντίνοος
Бюст Антиноя. Мрамор. Середина II века. Эрмитаж[1]Бюст Антиноя.
Мрамор. Середина II века. Эрмитаж[1]
Дата рождения 27.11.110 (?)
Место рождения Клавдиополь, провинция Вифиния, Древний Рим
Дата смерти 30.10.130 (?)
Место смерти около Антинополя, провинция Египет, Древний Рим
Страна Древний Рим
Род деятельности фаворит римского императора Адриана

Антино́й (лат. Antinous, др.-греч. Ἀντίνοος; вероятно, 20 ноября 110 — вероятно, 30 октября 130) — греческий юноша, фаворит и возлюбленный римского императора Адриана.

О его жизни практически ничего не известноПерейти к разделу «#Биография». После трагической гибели Антиноя в Египте император Адриан обожествил его. Культ юноши достиг беспрецедентных для римской истории масштабов: недалеко от места его смерти был основан город Антинополь, его именем назвали новое созвездие, в различных городах империи в его честь были учреждены праздники и игры, возводились посвящённые ему храмы и алтари, чеканились монеты с его портретами, создавались многочисленные скульптурыПерейти к разделу «#Культ в Древнем Риме». Статуи Антиноя стали вехой в истории римского искусстваПерейти к разделу «#В скульптуре Древнего Рима». Благодаря этим портретам даже столетия спустя Антиной продолжал считаться символом юношеской красоты и изящества. Начиная с эпохи Возрождения, его изображения стали воспроизводиться в европейском искусствеПерейти к разделу «#После Возрождения».

Биография

Marble busts of Hadrian (left, 117-138 CE, probably from Rome) and Antinous (right, 130-138 CE, from Rome). Antinous was Hadrian's lover. He met Hadrian in 120s CE and died in the Nile, Egypt, in 130 CE. The British Museum, London.jpg
Бюсты Адриана и Антиноя.
Постоянная экспозиция Британского музея.
Arch of Constantine. Wild boar hunting.jpg
Адриан и Антиной на охоте.
Тондо на арке Константина[Комм. 1].

Исследователи отмечают, что о жизни Антиноя практически ничего не известно, поскольку имеющиеся исторические источники кратки и относятся ко времени после его смерти[3][4][5].

Антиной родился в греческой семье[6] 27 ноября в городе Клаудиополис в римской провинции Вифиния (северо-запад Малой Азии)[7]. Год его рождения неизвестен, большинство исследователей предполагают, что он появился на свет в 110-м. Однако такие умозаключения основываются лишь на оценке возраста Антиноя по имеющимся портретам 130 года[8][5].

Во время своего правления император Адриан провёл много времени, путешествуя по империи. Он познакомился с Антиноем предположительно в 123 году во время посещения Вифинии. Хотя Адриан был женат на Сабине, их брак носил политический характер, поскольку его заключение помогло будущему императору прийти к власти, породнившись с предыдущим императором Траяном. При этом известно и о его гомосексуальных связях. После встречи Адриана с Антиноем юноша стал его фаворитом. В качестве спутника он сопровождал императора во всех его путешествиях. Однако характер их отношений не был публичным, только позднее историки предположили их любовную связь[6][9][10].

В 130 году они прибыли в Ливию, где, по некоторым свидетельствам, предприняли охоту на льва, на которой Адриан спас Антиноя от смерти. По легенде из крови убитого животного вырос лотос[4][6][11].

Во время путешествия по Египту 30 октября 130 года Антиной утонул в Ниле при неясных обстоятельствах. По некоторым свидетельствам, его гибель стала результатом несчастного случая. Однако по империи сразу пошло множество других слухов. Так, некоторые утверждали, что Антиной якобы принёс себя в качестве ритуальной жертвы, чтобы магическим образом предотвратить смерть Адриана, предсказанную императору жрецами или врачами[5][7][12][13]. Ряд исследователей предполагают политическое убийство Антиноя недовольными его влиянием на императора, другие — что юноша совершил самоубийство в приступе меланхолии или из-за того, что его любовь считалась обществом недопустимой (как таковая или из-за достижения им возраста, когда согласно греческой традиции она должна прекратиться)[4][14].

Существуют споры относительно места захоронения Антиноя. Одни учёные предполагают, что он был погребён на вилле Адриана в Тиволи около Рима, где был найден обелиск с египетскими иероглифами, посвящёнными смерти юноши. Другие считают, что его тело было помещено в мемориальном храме в Антинополе[15].

Культ в Древнем Риме

Nelumbo nucifera BOGA.jpg
Aql bode.jpg
Цветок Антиноя.
«Красный» лотос.
Созвездие Антиноя.
Атлас Иоганна Боде.

После гибели возлюбленного Адриан сильно горевал, а спустя некоторое время обожествил его и учредил культовое почитание. Некоторые исследователи в связи с этим проводят параллель с аналогичным жестом основателя эллинизма Александра Македонского после смерти его друга и вероятного любовника Гефестиона[5].

Обожествление императоров и близких им людей было обычной практикой во II веке. В Риме культ фаворитов официально санкционировался Сенатом и был тесно связан с культом самого императора. Однако масштабы почитания Антиноя качественно превзошли все подобные случаи[10]. Кроме того, его культ был учреждён без одобрения Сената[4].

В память об Антиное император Адриан недалеко от места его гибели основал город Антинополь, ставший одним из главных культурных центров Римского Египта[16]. По всей империи в честь нового бога воздвигалось множество статуй и алтарей. В городе Мантинея в Аркадии, жители которого когда-то основали город-родину Антиноя, были построены большой храм и гимназия. Его портреты чеканились на монетах, вырезались на драгоценных геммах, изображались на чашах, тессерах, вотивных терракотовых табличках. Ему посвящались стихи, среди авторов которых были в том числе Мезомед Критский, Нумений и Панкрат Александрийский. Благодаря произведению последнего «красный» лотос стал считаться цветком Антиноя[Комм. 2]. В различных городах, в том числе в Афинах, были учреждены празднества и игры, которые долгое время назывались «Antinoeia». От имени Антиноя оракулы давали предсказания. Придворные астрономы выделили на небе новое созвездие «Антиной» близ Млечного Пути у созвездия Орла. Согласно легенде, оно появилось в результате вознесения на небо души погибшего юноши[17][7]. Соседство созвездий Орла и Антиноя ассоциировало образ последнего с греческим мифом о Ганимеде, который считался возлюбленным Зевса[10][13][18].

История трагической гибели прекрасного юноши, обожествлённого после смерти, нашла параллель с греко-римскими мифами о Гиацинте, Ганимеде, Нарциссе и тем самым укрепила культ Антиноя, тем более что эти легенды повествовали об однополой чувственности[19][20].

В культе Антиноя соединились египетские и греческие религиозные представления, что было характерно для той эпохи. Он распространился по всей империи, но особенную популярность приобрёл в Греции и Египте, в которых было создано самое большое количество его портретов, и где он ассимилировал культы местных божеств, в основном Диониса и Осириса[10][13].

В период правления Адриана считалось правилом хорошего тона иметь у себя в доме скульптуру Антиноя. В результате масштабы увековечивания его памяти были исключительными — по числу сохранившихся изображений Антиной уступает разве что императорам Августу и Адриану[5][17]. Некоторые историки предполагают, что культ Антиноя со временем мог стать в значительной степени самостоятельным явлением, не связанным с действиями Адриана. Другие возражают, указывая на то, что массовое создание изображений юноши прекратилось после смерти императора в 138 году[10].

Культ Антиноя просуществовал вплоть до III века. Он подвергался осуждению как со стороны некоторых язычников, так и ранних проповедников христианства[17][21]. Критики считали культ Антиноя отражением морального разложения, похоти, мистического суеверия и безумия Адриана[10]. В IV веке многобожие в Римской империи было окончательно запрещено в пользу христианства[22].

В скульптуре Древнего Рима

Небожественный портрет
.
Бюсты Антиноя в образе различных богов
Antinous Pio-Clementino Inv251 n3.jpg
Marble bust of Antinous portrayed here as the reborn god Dionysus, known as Lansdowne Antinous, found at Hadrian's Villa in 1769, c. 130 - 138 AD, Fitzwilliam Museum, Cambridge (UK) (16704989622).jpg
Busto di antinoo, metà II sec. 02.jpg
Antinous-osiris.JPG
Antinoos Ganymedes Chiaramonti Inv1205 n1.jpg
Антиной
Музей Пио-Клементино.
Антиной-Дионис.
Музей Фицуильяма.
Антиной-Меркурий.
Эрмитаж.
Антиной-Осирис.
Лувр.
Антиной-Ганимед.
Музей Кьярамонти.

Во время правления императора Адриана, большого поклонника греческого искусства, римские скульпторы в очередной раз обратились к наследию эллинизма. В своих работах художники часто подражали греческим образцам и копировали их. Благодаря широкому распространению культа Антиноя особое место в искусстве данной эпохи заняли посвящённые ему скульптуры, ставшие не только самыми многочисленными, но и самыми выразительными произведениями того времени. При этом ни одно из этих изображений не может считаться прижизненным. Характерные черты этих портретов, которые воспроизводят, по-видимому, реальный образ: статный юноша с широкой рельефной грудью, тонкими руками, слегка наклонённой головой, крупными, строгими чертами округлого лица, крупными растрёпанными локонами волос, крупным носом, пухлыми губами, прямыми расчерченными волосками бровями, мечтательным, томным, меланхоличным выражением глаз. Схожесть разных изображений, вероятно, является следствием того, что в империи для их реализации властями был создан официальный канон[10]. Несмотря на индивидуальность и жизненность образа, данные скульптуры относятся не столько к римскому портретному искусству, сколько к идеалистическому эллинистическому. При этом изображения юноши лишены силы, маскулинности, мужества и оптимизма греческих статуй, его образ полон чувственной красоты, грусти и покорности судьбе. Антиной изображался как греческий герой или бог, в виде Диониса и эллинизированного Осириса, а также Гермеса, Аполлона, Сераписа и других. Несмотря на эклектичность формы, критики отмечали оригинальность художественной мысли в этих статуях. Образ Антиноя считается последним из великих классических типов скульптуры Античности[5][17][12][13][23][24].

Антиной в образе атлета-героя
024MAD Antinous.jpg
Antinous Farnese MAN Napoli Inv6030 n01.jpg
Антиной Дельфийский.
Дельфийский археологический музей
Антиной Фарнезский.
Археологический музей Неаполя
Антиной в образе бога-идеала
Antinous Mondragone Louvre Ma1205.jpg
Antinous Pio-Clementino Inv256.jpg
Антиной Мондрагонский.
Лувр
Антиной Браски.
Музей Пио-Клементино

Существует много типов портретов Антиноя. Среди основных можно выделить группу портретов, родственных Антиною Дельфийскому, группу Антиноя Мондрагонского и группу, связанную с бюстом в музее Пио-Клементино[5].

Статуя Антиноя Дельфийского, вероятно, была создана в год смерти юноши и до его официального обожествления. Она считается одним из наиболее точных портретов реально жившего Антиноя. Хотя в ней присутствует идеализация, в ней нет сакрализации объекта изображения. Предполагается, что скульптура была создана как подражание греческим Аполлону Тибрскому (римская копия произведения Фидия) и Дорифору с Диадуменом (творениям Поликлета)[5][25]. Аналогичная статуя Антиноя Фарнезского считается лучшим портретом любимца императора, который также, скорее всего, максимально приближен к прототипу[13][26].

Из идеалистических портретов выделяют бюст Антиноя Мондрагонского, который выполнен в духе классического греческого искусства V века до н. э. с одной стороны, а с другой — благодаря особенностям головного убора опознаётся как образ Осириса[12][13]. Иоганн Винкельман в своей книге «История искусства древности» (1764) назвал этот бюст «царственной славой искусства на все века». Возможно одним из прототипов этого портрета стала голова статуи Афины Лемнии (творение Фидия)[24]. Другая знаменитая скульптура Антиной Браски является синкретическим соединением греческого Диониса и египетского Осириса, его головной убор состоит из виноградных лоз и своеобразной шишки-лотоса[13][27].

Выделяют и другие значимые изображения: Антиной КазалиНовой глиптотеке Карлсберга), барельеф Антиной-Вертумна из виллы Альбани, Антиной-Осирис в Григорианском Египетском музее, Антиной-Аристей в Лувре, бюст Антиноя-Диониса в Британском музее, бюсты Антиноя-Диониса и Антиноя-Гермеса в Эрмитаже[Комм. 3], бюст Антиноя-Осириса в Лувре и другие. При этом встречаются статуи, при восстановлении которых взамен утраченной оригинальной головы реставраторы устанавливали головы Антиноя[7].

На монетах Древнего Рима

Исследователи считают наиболее реалистичными портреты Антиноя, которые размещались на аверсах бронзовых римских монет II века. На этих изображениях он запечатлён как человек-герой, а не идеализированный бог. Портрет создавался по шею или по грудь. Он сопровождался надписью, гласящей, что на монете изображён герой или бог. В Египте от надписи могли отказываться, помечая божественность специальным знаком звезды или короны хемхемет. Реверсы отличались разнообразием. Такие монеты чеканились после смерти юноши в египетских и греческих городах: в Александрии, Тарсусе, Клавдиополисе, Смирне, Мантинее, Дельфах и других. Неизвестно, производились ли они в западной части империи. Среди них выделяют три вида. Первую группу составляют монеты высокого качества, их часто использовали в качестве медальонов и талисманов. Вторую группу представляют обычные монеты, а третью — мелкие монеты плохого качества[7][31][32][33].

Medallion Antinoos Smyrna CdM.jpg
Antinous Hemidrachm of Alexandria.jpg
Hadrian Delphi Antinouous Æ 650719.jpg
Монета из Смирны.
Кабинет медалей.
Монета из Александрии.
Аверс с хемхемет. На реверсе — Антиной с кадуцеем.
Монета из Дельф.
На реверсе — орёл с венком.

После Возрождения

Jonah Antinous Santa Maria del Popolo n1.jpg
Peterhof 1962.jpg
Egyptians - Buscot Park Gardens - Oxfordshire, England - DSC00306.jpg
Иона (А. Фарнезе[34]).
XVI век. Часовня Киджи, Рим.
Антиной (Капитолийский).
XVIII век. Большой каскад, Петергоф.
Антиной-Осирис[35].
XVIII век. Баскот-парк[en], Оксфордшир.

Антиной снова приобрёл известность в эпоху Возрождения, когда в обществе возник широкий интерес к культуре Античности. Изначально юноша воспринимался не как историческая личность, а через его репрезентацию в искусстве (скульптурах, монетах, геммах). Ранние исследователи быстро поняли, что изображения Антиноя составляют отдельное значительное явление в римском портрете. При этом из-за довольно небольшой специфичности изображаемых черт многие статуи стали ошибочно причисляться к его портретам. Например, это произошло с такими культовыми изваяниями, оказавшими значительное влияние на мировое искусство, как Гермес (Антиной) Бельведерский, Антиной (Гермес) Капитолийский, группа Сан-Ильдефонсо (Адриан и Антиной)[7][5]. В результате Антиной стал восприниматься как символ юношеской красоты и изящества[36]. Начиная с XVI века в Европе начали копироваться античные и создаваться новые скульптуры и геммы, изображающие античного юношу[Комм. 4][38].

В конце XVIII века в Европе началась «египтомания» — увлечение культурным наследием Древнего Египта. В результате этого явления Антиной повторно обрёл популярность, в том числе благодаря тиражированию его статуй в обличье Сераписа и Осириса[Комм. 5], а также тому, что европейцы воспринимали его миф как экзотический и декоративный[29][41][42].

Большую роль в популяризации образа античного юноши в конце XIX века сыграло распространение исторических беллетристических романов, среди которых можно выделить произведения немецких писателей-историков Адольфа Гаусрата (под псевдонимом Джордж Тейлор) «Антиной» (1880) и Георга Эберса «Император» (1881). В этих книгах образ Антиноя поэтизировался, хотя и значительно искажался[9][17][43].

В XXI веке история Антиноя была предметом ряда крупных выставок: «Антиной — любовник и бог» (Пергамский музей, 2004—2005)[44], «Антиной. Лицо античности» (Институт Генри Мура, 2006)[45], «Адриан: империя и конфликт» (Британский музей, 2008)[46][47], «Антиной. Портрет из двух частей» (Национальный музей Рима, 2016—2017)[48][49], «Адриан и Антиной: встреча 19 веков спустя» (Национальный археологический музей Афин, 2017—2018)[50], «Антиной. Мальчик сотворил Бога» (Музей Эшмола, 2018—2019)[10]. В 2010 году бюст «Антиной Сирийский» был продан на аукционе Сотбис за 24 миллиона долларов, что превзошло стартовую цену почти в десять раз[51].

Комментарии

  1. Тондо ранее были частью неизвестного памятника периода правления Адриана, но потом их переместили на арку, при этом голову Адриана переделали под Константина, а портреты Антиноя остались[2]
  2. «Красный» истинный лотос (лат. Nelumbo nucifera) не был до того культовым растением в Древнем Египте, египтяне считали священными две кувшинки: голубой лотос (лат. Nymphaea caerulea) и белый лотос (лат. Nymphaea lotus).
  3. Всего в России находится пять античных скульптур Антиноя: три в Эрмитаже[28], один бюст в Белом зале Большого Гатчинского дворца[29] и один бюст в Воронежском областном художественном музее[30].
  4. Только в Санкт-Петербурге, например, в перечне объектов культурного наследия находятся: дубликаты Антиноя (Меркурия) Капитолийского на Монплезирской аллее и Большом Каскаде в Петергофе, на террасе Руска в Царском Селе, бюст у Китайского дворца в Ораниенбауме (Браски), статуя на Школьной аллее Летнего сада (Бельведерский), бюст Антиноя-Диониса на центральной аллее Павловска[37].
  5. Примеры таких статуй можно увидеть в Эрмитаже[39], в Египетском вестибюле Павловского дворца[40], в Белом зале Большого Гатчинского дворца[29], в Египетском (Голубом) зале усадьбы Останкино, в экспозиции Музея архитектуры имени А. В. Щусева в Доме Талызина.

Примечания

  1. Бюст Антиноя. Инвентарный номер ГР-4220. Эрмитаж. Дата обращения: 7 апреля 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  2. Сонькин В. В. Арка Константина // Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу. — М.: Астрель, Corpus, 2012. — 608 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-271-43389-4.
  3. Vout, 2007, с. 114.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Thorsten Opper. Hadrian: Empire and Conflict. — London: British Museum Press, 2008. — 256 p. — ISBN 071415069X, ISBN 978-0714150697.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 Chad Alligood. The Delphi Antinous (A reconsideration) (англ.) // Anistoriton : Journal. — 2012—2013. — Vol. 13.
  6. 6,0 6,1 6,2 Thorsten Opper. Hadrian: An emperor’s love. The British Museum. (10 августа 2010). Проверено 7 апреля 2019. Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 P. v. Rohden, K. Wernicke, 1894, s. 2439—2441.
  8. Lambert, 1984, с. 19.
  9. 9,0 9,1 Рабинович, 2000.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7 James Davidson?!. At the Ashmolean (англ.) // London Review of Books. — 2019. — Vol. 41, no. 3. — P. 19. — ISSN 0260-9592.
  11. Regina Höschele. Two Lovers and a Lion: Pankrates’ Poem on Hadrian’s Royal Hunt // Philologus. Zeitschrift für antike Literatur und ihre Rezeption[de]. — 2018. — ISSN 2196-7008.
  12. 12,0 12,1 12,2 Карл Вёрман. II. Искусство времен Римской империи. Скульптура // История искусства всех времён и народов. — СПб.: Просвещение, 1919. — Т. 1.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Портрет времени Адриана // Римский скульптурный портрет. — М.: Искусство, 1975. — С. 58—59.
  14. Пол Расселл[en]. Адриан // 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок = The Gay 100: A Ranking of the Most Influential Gay Men and Lesbians, Past and Present / А. Дворядкин. — М.: Крон-Пресс, 1996. — 432 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-232-00265-1.
  15. Gil H. Renberg. Hadrian and the Oracles of Antinous (англ.) // Memoirs of the American Academy in Rome. — Ann Arbor: University of Michigan Press, 2010. — Vol. 55. — P. 159—198.
  16. Краснова О. Б. Энциклопедия искусства Древнего мира. — М.: Olma Media Group, 2002. — С. 280. — 351 с. — ISBN 5-94849-062-9.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 ЭСБЕ, 1890, с. 839.
  18. Пчелов Е. В. Образ орла в античной астрономической традиции // Гербовед : журнал. — М., 1999. — № 38. — С. 116—123.
  19. Vout, 2005, с. 83.
  20. Vout, 2007, с. 100-106.
  21. Lambert, 1984, с. 192—193.
  22. Кузенков П. В., Аверинцев С. С. Христианство (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 11 апреля 2019 года.
  23. Бритова Н. Н. Искусство Римской империи 2 в. н. э. // Всеобщая история искусств / под ред. А. Д. Чегодаева. — М.: Искусство, 1956. — Т. 1. Искусство Древнего мира.
  24. 24,0 24,1 Eugénie Strong[en]. The Principate of Hadrian // Roman Sculpture: From Augustus to Constantine. — Cambridge University Press, 2015. — P. 249. — ISBN 1108078109, ISBN 9781108078108.
  25. Ministry of Culture and Sports — Delphi Archaeological Museum (англ.). ODYSSEUS Portal. Ministry of Education and Religious Affairs, Culture and Sports. Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 26 января 2019 года.
  26. Jiří Frel[en]. In the Shadow of Antinous // Metropolitan Museum Journal. — 1973. — Vol. 7. — P. 127—130.
  27. The Braschi Antinous (англ.). Музеи Ватикана. Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 28 марта 2019 года.
  28. Инвентарные номера бюстов на сайте Эрмитажа: ГР-4220 Архивная копия от 16 февраля 2019 на Wayback Machine, ГР-1708 Архивная копия от 1 марта 2019 на Wayback Machine и ГР-1705 Архивная копия от 1 марта 2019 на Wayback Machine.
  29. 29,0 29,1 29,2 Хмелёва Е. Н. Две скульптуры Белого зала. Гатчина сквозь столетия : исторический журнал. Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 25 мая 2019 года.
  30. Голова Антиноя. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского. Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  31. Rainer Pudill[de]. Antinoos. Münzen und Medaillons. — Regenstauf : Battenberg Gietl Verlag[de], 2014. — ISBN 3866461135, ISBN 978-3866461130.
  32. Hans-Christoph von Mosch. Die Antinoos-Medaillons von Bithynion-Klaudiopolis (нем.) // Schweizerische Numismatische Rundschau[de]. — 2001. — Nr. 80. — S. 109—126. — ISSN 0035-4163.
  33. Hugo Meyer, 1991.
  34. Cecilia Magnusson. Lorenzetto's statue of Jonah, and the Chigi chapel in s. Maria del Popolo (нем.) // Konsthistorisk Tidskrift/Journal of Art History[de]. — 1987. — Bd. 56. — S. 20.
  35. Charlotte Booth[en]. The Myth of Ancient Egypt. — Stroud: Amberley Publishing Limited, 2011. — 240 p. — ISBN 144561216X, ISBN 9781445612164.
  36. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок кон не указан текст
  37. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 2057-р. Гарант. Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 1 марта 2019 года.
  38. Vout, 2005, с. 83—84.
  39. Антиной в виде Осириса. Эрмитаж. Дата обращения: 4 апреля 2019.
  40. Египетский вестибюль. Государственный музей-заповедник «Павловск». Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
  41. Дубровина В. А. Истоки и формирование «египтомании» в художественной культуре Западной Европы // Дом Бурганова. Пространство культуры : Научно-аналитический журнал. — М.: Музей классического и современного искусства «Бурганов-Центр», 2011. — № 1. — С. 101—111. — ISSN 2071-6818.
  42. Аркадий Ипполитов. Египтомания, как любая страсть, не подлежит суду вкуса // Коммерсантъ : газета. — 1994. — 2 июля (№ 121).
  43. Antinoüs // Encyclopædia Britannica. — 1911. — Vol. 2. — P. 130.
  44. Antinoos — Geliebter und Gott (нем.). Staatliche Museen zu Berlin. Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 27 февраля 2019 года.
  45. Antinous: the face of the Antique — What's on — Henry Moore Foundation (англ.). Henry Moore Foundation[en]. Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 26 апреля 2019 года.
  46. Александр Смотров. Выставка о жизни древнеримского императора Адриана откроется в Лондоне. РИА Новости (24 июля 2008). Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 27 февраля 2019 года.
  47. Bucker. Император Адриан и его любовник Антиной. Правда.ру (10 июля 2008). Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 27 февраля 2019 года.
  48. Antinoo — ritratto in due parti (итал.). Museo Nazionale Romano. Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 26 февраля 2019 года.
  49. Alec Forssmann. Antínoo, un mito extraordinario que se resiste a morir (исп.). National Geographic (22 сентября 2016). Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 26 февраля 2019 года.
  50. Hadrian and Antinous — an encounter, 19 centuries later (англ.). National Archaeological Museum, Athens. Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 7 марта 2019 года.
  51. Бюст Антиноя продали за 24 миллиона долларов. Лента.ру (8 декабря 2010). Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 7 апреля 2022 года.

Библиография

Ссылки