Антимах Колофонский

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антимах Колофонский
Ἀντίμαχος ὁ Κολοφώνιος
Род деятельности поэт
Годы творчества конец V — начало IV века до н. э.
Жанр эпос

Антимах Колофонский (др.-греч. Ἀντίμαχος ὁ Κολοφώνιος) — древнегреческий поэт V—IV века до н. э.

Биография

Происходил из Колофона или Клароса. Согласно «Хронике» Аполлодора, расцвет его творчества приходился на конец V века (около 404—403 до н. э.)[1]. Наиболее известными произведениями Антимаха были эпическая поэма «Фиваида», на мифологические сюжеты Фиванского цикла (Семеро против Фив, поход эпигонов), и элегия «Лида», названная именем умершей возлюбленной. В этом произведении поэт утешается в своих страданиях, сравнивая их с подобными трагедиями древних героев[2].

Весьма значительная по объёму (вероятно, 24 книги), «Фиваида», судя по сохранившимся фрагментам, начиналась с похищения Европы и более редкого мифа о её сокрытии в пещере[3]. В написанной элегическим дистихом поэме «Лида» Антимах соединил любовную составляющую с мифологической, тем самым преобразовав древний жанр элегии из песни утешения и назидания в лирическое книжное стихотворение[4]. Кроме этого, упоминается его произведение «Скрижали»[5], а также ему приписывается эпиграмма «Вооруженной Афродите». В схолиях к Гомеру Антимах указан как издатель его поэм[6].

Вычурность слога, обилие метафор, использование редких слов и отсылки к малоизвестным мифам не способствовали успеху произведений Антимаха у широкой публики, но были высоко оценены представителями ученого направления александрийской поэзии. Многие александрийские грамматики отдавали ему второе место после Гомера в каноне эпических поэтов[7]. Другие классификаторы отводили ему место в первой десятке сразу за Паниасидом[8]. Большим почитателем Антимаха был Платон, который даже отправил своего ученика Гераклида Понтийского в Колофон собирать стихи этого поэта[9]. Его поклонниками были Посидипп и Асклепиад Самосский, называвший «Лиду» «совместным творчеством Антимаха и Муз»[10].

Ценители стройного и ясного стиля, напротив, относились к Антимаху прохладно. Квинтилиан указывает, что слог его отличается силой и важностью (vis et gravitas), но лишен изящества и настоящего чувства, а кроме того, этот автор не владеет приемами композиции[7].

В самом деле, когда высота слога у какого-нибудь поэта достигается искусственно, то в ней много надуманного и напыщенного из-за частого употребления метафор, как у Антимаха.

Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». I, 63.

Также невысокого мнения об Антимахе был Катулл[11]. Гораций в Послании к Пизонам в качестве примера чрезмерной растянутости повествования упоминает некоего поэта, начавшего рассказ о возвращении Диомеда с самой истории Калидонской охоты[12]. Схолий к этому стиху называет имя Антимаха, и добавляет, что «он растянул материал так, что наполнил им 24 книги, не доведя своих вождей до Фив»[6].

Сохранилось несколько исторических анекдотов об этом поэте. Плутарх сообщает, что однажды Антимах состязался в присутствии Лисандра с другим поэтом — Никератом из Гераклеи. Каждый читал свою поэму под названием «Лисандрия», и спартанец, имевший смутное представление о поэзии, отдал победный венок Никерату. Раздосадованный Антимах уничтожил своё произведение, и молодой Платон, восхищавшийся его стихами, утешал проигравшего, говоря ему, что для неспособных понять такую поэзию, их непонимание — такое же зло, как слепота — для незрячих[13].

Цицерон, ссылаясь на Демосфена, пишет, что как-то Антимах читал публике одно из своих произведений, и слушатели, утомившись от его длины, разошлись, так что остался один Платон. «Неважно, — сказал Антимах, — я продолжу чтение. Один Платон стоит больше, чем сто тысяч других»[14].

Гермесианакт упоминает Антимаха в своем перечне несчастных любовных историй:


И Антимах был сражен любовию к Лиде лидийской,
Долго бродил он в краях, где золотится Пактол,
А по кончине её, засыпавши мертвое тело
Прахом сухим, от тоски слезы и стоны излил.
В горний придя Колофон, он наполнил стенаньями свитки
Чтимых поэм, и затем сам опочил от трудов.

Каталог влюбленных, 41—46

По словам Диона Кассия, император Адриан, будучи поклонником темного и архаичного стиля, ставил Антимаха на первое место среди эпиков: «он ниспроверг Гомера и ввел вместо него Антимаха, которого многие прежде не знали даже по имени»[15]. В подражание своему кумиру император написал весьма темное по смыслу произведение: «Катаханы» (Насмешки)[16].

Антимах оказал сильное влияние на эллинистическую и римскую поэзию, создав жанр мифологической элегии. По его образцам были созданы элегии «К Биттиде» Филета Косского и «Леонтион» Гермесианакта. Новшеством было то, что мифы группировались не по историко-географическому или генеалогическому принципу, как у кикликов, а по содержанию (в данном случае — несчастные любовные истории). Как полагают, Антимах разрабатывал миф о любви Медеи к Ясону, введя в литературу новые сюжеты, в частности мотив усыпления змея, почерпнутый у него Валерием Флакком и создателями позднегреческой «Аргонавтики» (III—IV века). В области эпики творчество Антимаха было переходным этапом от киклической поэзии к ученому эллинистическому эпосу, непосредственным предшественником и вдохновителем которого он являлся. В схолиях к Аполлонию Родосскому Антимах упомянут не раз, и предполагается, что лирическим характером миф о Медее обязан его влиянию. Исследователи XIX века неоднократно пытались выяснить, была ли «Фиваида» Антимаха в числе источников одноименной поэмы Стация, но из-за незначительности дошедших до нас фрагментов прийти к определенному выводу не удалось[17].

От произведений Антимаха сохранились небольшие фрагменты. Они были изданы в сборниках Штолля (1845), Бергка (Poetae Lyrici Graeci, 1882), Клинкеля (Fragmenta epicorum Graecorum, 1877). Современное издание: Matthews V. J. Antimachus of Colophon, text and commentary. Leiden: Brill, 1996. ISBN 90-04-10468-2

Фрагменты в русском переводе

  • Эллинские поэты VIII—III вв. до н. э. (фрагменты «Фиваиды», с. 203—206) — М.: Ладомир, 1999 — ISBN 5-86218-237-3
  • Древнегреческая элегия (с. 175). — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 5-85233-003-26 (ошибоч.)

Примечания

  1. Диодор. XIII, 108
  2. Плутарх. Утешение Аполлонию, 9
  3. Цыбенко, с. 471
  4. Чистякова, с. 37
  5. Афиней. VII, 300
  6. 6,0 6,1 История греческой литературы, с. 77
  7. 7,0 7,1 Квинтилиан. X, 1, 53
  8. История греческой литературы, с. 76
  9. Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». I, 121
  10. Палатинская антология. IX, 63; XII, 168
  11. Катулл, 95
  12. Гораций. Наука поэзии, 146
  13. Плутарх. Лисандр, 18
  14. Цицерон. Брут, LI, 191
  15. Дион Кассий. LXIX. 4, 6
  16. Писатели истории Августов. Адриан, 16, 2
  17. История греческой литературы, с. 76—77

Литература

  • История греческой литературы. Т. III. Литература эллинистического и римского периодов. — М.: Издательство АН СССР, 1960
  • Цыбенко О. Антимах из Колофона // Эллинские поэты VIII—III вв. до н. э. — М.: Ладомир, 1999 — ISBN 5-86218-237-3
  • Чистякова Н. А. Древнегреческая элегия // Древнегреческая элегия. — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 5-85233-003-26 (ошибоч.)