Александрийский погром (38 год)
Александри́йский погро́м (также Антиевре́йские беспоря́дки в Александри́и) — нападения греков на еврейскую общину в столице римской египетской провинции в 38 году н. э., в правление императора Калигулы.
Евреи Александрии внесли весомый вклад в античную философию и теологию, многие из них были представителями знаменитой Александрийской школы. Филон Александрийский (Филон Иудейский) (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) был один из выдающихся представителей Александрийской богословской школы, а также основоположником еврейского эллинизма, центром которого была Александрия. Антиковеды конца XX — начала XXI века оценивают ситуацию неоднозначно, относительно того, ухудшилось или улучшилось положение евреев Египта после римского завоевания высказываются противоположные точки зрения. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона начала XX века пишет, что после завоевания Египта римлянами положение евреев не изменилось. Однако Краткая еврейская энциклопедия 1976 года утверждает, что оно ухудшилось. В целом считается, что к погрому привели межобщинные противоречия, связанные с нежеланием греков мириться с гражданским равноправием евреев в Александрии.
Единственным источником информации о событиях 38 года являются сочинения Филона, бывшего их свидетелем и главой еврейской делегации к римскому императору. Его сведения считаются, в целом, достоверными, но сложными для интерпретации в качестве исторического источника. Их анализу посвящена обширная историография. Ряд других источников позволяет реконструировать предшествующий погрому исторический контекст и вызванные им последствия. В современной историографии погром 38 года не отделяют от серии дальнейших событий 40-х годов: посольства евреев и греков в Рим при Калигуле и Клавдии, мятеже евреев в 41 году, судом над лидерами греческой общины и последовавшей за тем их казнью.
Помимо установления причин и точной последовательности событий, историки пытаются определить место событий в Александрии в развитии античного антисемитизма.
Предпосылки
Начавшиеся в библейские времена контакты евреев с Египтом не прекратились после Исхода, но только после образования птолемеевского Египта в 305 году до н. э. началась массовая миграция евреев в Египет[1]. Папирусы из архива Зенона свидетельствуют о постоянном притоке евреев в благополучную Александрию, ускорившимся после перехода Палестины под власть Селевкидов в 200 году до н. э.[2][3]. Со времён правления Птолемея I евреи имели право селиться в Александрии, и к началу римского правления составляли большинство населения в двух из пяти округов города[4]. Предположение Ульриха Вилькена о том, что евреи в Александрии жили в гетто, возможно, для какого-то периода справедливо, но к рубежу тысячелетия таких ограничений уже не было[5][6]. В целом александрийские евреи составляли значительную часть населения города (100 тысяч при первых Птолемеях и до 200 тысяч позднее). Они играли большую роль и в социально-экономической жизни Александрии. Власти позволили евреям жить в полунезависимом анклаве-политевме согласно своим традициям и законам: во главе еврейской общины стоял генарх или этнарх, который осуществлял управленческие и судебные функции в рамках общины[7][8][9][10]. Египет процветал, и евреи жили в нём довольно зажиточно[11][12]. Если до начала римского владычества в Египте и существовали проявления антисемитизма, в истории о них информации не сохранилось[13]. Антиковед Аркадий Ковельман пишет, что литературный эллинистический антисемитизм, культивировавшийся со времен Манефона, не вызывал никаких заметных нападений на евреев до римских завоеваний[14]. При императоре Августе единоличного главу общины заменила «герусия» (совет старейшин)[15].
Вопрос о гражданских правах александрийских евреев уже больше 100 лет остаётся предметом научной дискуссии[16][7][17]. Аркадий Ковельман считает, что вопрос римского гражданства стал ключевым для разжигания конфликта, поскольку для александрийской знати это было снижением их социального статуса, а для евреев — повышением[18]. Несмотря на то, что Иосиф Флавий утверждает обратное, скорее всего, только некоторые евреи в Александрии обладали гражданскими правами[19][20]. В отличие от граждан-греков и коренных жителей-египтян (коптов), евреи не обладали определённым правовым статусом в Египте и полностью зависели от решений римского правительства[21]. После завоевания Римом в 30 году н. э., александрийские греки полагали, что их положение ухудшилось, в то время как евреи получили права, которыми располагала диаспора со времён Цезаря[22]. С другой стороны, евреи потеряли возможность службы в армии и на гражданской службе[23]. В первое десятилетие после завоевания Египта, около 24 года до н. э., Октавиан Август возобновил существовавший при Птолемеях тяжёлый подушный налог laographia, взимаемый с мужского населения от 14 до 60 или 62 лет. От уплаты налога были освобождены прошедшие в гимнасиях обучение эфебы, то есть греческие граждане. Согласно ряду источников, в том числе Третьей книге Маккавейской, ранее эллинизированные евреи не могли получить исключение из налогообложения, и должны были платить лаографию наряду с неграмотными коптами, что само по себе было оскорбительно[24]. В римский период ситуация изменилась, и с целью улучшения социального статуса и уменьшения расходов, евреи стали отдавать своих сыновей в греческие гимнасии[25]. По-видимому, часть александрийских евреев, включая Филона и его близких родственников, имела полные гражданские права[26]. Межобщинные противоречия нарастали также по причине экономического соперничества: евреи нередко были сборщиками налогов[27][19][12].
Состояние источников
Единственным источником сведений о событиях погрома являются два произведения Филона Александрийского — «Против Флакка» (лат. In Flaccum, др.-греч. Φιλωνος Ιουδαιου εις Φλακκον) и «О посольстве к Гаю» (лат. Legatio ad Gaium, др.-греч. Φιλωνος Ιουδαιου περι αρετων α΄ ο εστι της αυτου πρεσβειας προς Γαιον)[28][29]. Первый из них полностью посвящён событиям 38 года в контексте трагической судьбы префекта Авла Авилия Флакка, а второй описывает состоявшееся после погрома посольство к императору Гаю. Обещанная в конце «Посольства» палинодия (опровержение сказанного) не сохранилась. Оба произведения сохранились не полностью, их место в творчестве Филона не вполне понятно[29][30]. Их жанр условно определяется как исторический, исследователи обнаруживают в них черты богословских трактатов и утешительной литературы[31]. Дата создания произведений не известна, но вряд ли между их написанием и событиями в Александрии прошло много времени[32]. Относительно отношения Филона, одного из немногих евреев-граждан Рима, к Римской империи, высказываются противоположные мнения. Американский антиковед Эрвин Гуденаф полагает, что отношение Филона к римлянам не лучше, «чем у шкипера маленькой лодки к урагану», тогда как израильский историк Марен Нихофф называет его симпатии про-римскими[33]. Историк Колледжа Статен-Айленда Сандра Гамбетти пишет, что современная наука за редкими исключениями считает изложение событий Филоном корректным[7], однако Джон Аткинсон из университета Кейптауна называет Филона тенденциозным автором[34].
«О посольстве к Гаю» Филона проливает свет на события после погрома только с еврейской точки зрения, и о том, что в Рим было направлено греками другое посольство во главе с Апионом известно из написанного в конце I века полемического трактата Иосифа Флавия[35]. Из него следует, что для одного из лидеров греческой общины грамматика Апиона было важно не допустить получения евреями полных гражданских прав[36]. О событиях собственно погрома Иосиф не сообщает, упоминая лишь, что в Александрии были волнения, после чего сразу переходит к рассказу о посольствах[37]. О событиях в Александрии между посольствами и восшествием на престол Клавдия в 41 году в источниках сведений нет[35].
Помимо рассказа Филона, о периоде правления Флакка известно из крайне небольшого числа документов. Из них известно, что в 33 году, через год после вступления в должность, он провёл перепись населения. Год спустя он столкнулся с недовольством населения, а в 35 году были составлены списки подлежащих налогообложению, и освобождённых от уплаты лаографии[38]. Сведения Филона об отношениях евреев с греками и египтянами дополняют папирусные фрагменты, известные под названием «Деяния александрийских мучеников ». «Деяния» являются своеобразным литературным жанром, появившимся в Александрии. В форме вымышленных судебных протоколов представители александрийского демоса высказывали свои претензии римским императорам за злоупотребления местных властей. Из них три, в которых упоминаются Исидор и Дионисий, имеют явную антиеврейскую направленность[39]. Фрагмент CPJ 156 — по выражению британского археолога Идриса Белла «один из интереснейших примеров александрийской пропагандистской литературы», повествует о суде императора Клавдия над гимнасиархом Исидором[40][41]. Плохо сохранившийся CPJ 155 дополняет рассказ Филона о посольствах к Гаю[42].
Ход событий
События 38 года
В 38 году римский префект Египта Авл Авилий Флакк внезапно лишил евреев всех имевшихся на тот момент гражданских прав. По мнению Филона, предшествующие пять лет до событий Флакк был образцовым губернатором, но с восшествием на престол в марте 37 года Калигулы он, стремясь завоевать доверие не симпатизирующего ему нового императора, запутался в политических придворных интригах. Флакк поддержал антиеврейские группировки и одобрил преследование евреев со стороны греков[7][43]. Убийство в Риме соправителя империи Тиберия Гемелла и префекта претория Макрона обозначило утрату им поддержки в столице. Греческие лидеры города (Филон называет «прихвостня толпы» Дионисия, «крючкотвора» Лампона и «предводителя черни, сутягу, злодея, возмутителя городов» Исидора), воспользовались непрочностью положения губернатора и смогли настоять на своих требованиях[44]. Они предложили Флакку сделку: восстановление поддержки императора в обмен на контроль над городом[45].
Летом 38 года[комм. 1] иудейский царь Агриппа по пути из Рима в своё царство в северной Иудее посетил Александрию. Хотя Филон отмечает, что Агриппа стремился сохранить свой визит в тайне и не создавать ажиотаж, еврейская община восторженно встретила царя[комм. 2][44]. С другой стороны, Флакк видел в иудейском царе возможную угрозу своему положению, а греки, хотя и завидовали имеющим «своего» монарха евреям, знали подоплёку внезапного возвышения Агриппы. Кто-то из них устроил пародию на тожественную встречу Агриппы: в театральной пантомиме юродивого, по имени Карабас (имя означает «капуста»), нарядили в царскую одежду и в насмешку оказывали ему царские почести, называя его сирийским титулом «Марин» («господин» или «наш царь»)[48][49][50]. Многие историки, вслед за Филоном согласны с тем, что именно визит Агриппы стал катализатором межобщинного насилия из-за зависти греков к тому, что у евреев есть царь[51][52]. Видимо, в этот момент Агриппа покинул город[53]. Обстоятельства, при каких царь иудеев покинул город Филон не уточняет, что, по мнению профессора А. Керкеслагера (Allen Kerkeslager) из Пенсильванского университета указывает на желание философа скрыть реальные причины дальнейших трагических событий и связать их с попустительством Флакка[54][55].
Точный порядок последующих событий невозможно восстановить из-за непоследовательности изложения в произведениях Филона[48]. Вероятно, непосредственно за насмешками над Агриппой начались акты уличного насилия. Возбужденная толпа потребовала, чтобы в синагогах были поставлены статуи императора[53][55]. Флакк соглашался на все требования толпы[комм. 3], которая с каждой уступкой префекта становилась более дерзкой. Флакк издал эдикт, в котором он называл иудеев «чужаками и пришлыми» (др.-греч. ξένους καὶ ἐπήλυδας)). Он, вопреки закону, освобождавшего евреев от соблюдения «культа императора», приказал поместить в синагогах статуи, особым эдиктом лишил евреев гражданских прав и даже разрешил их общее преследование. В ответ на жалобу еврейской общины он запретил праздновать субботу и постановил ограничить место жительства евреев в городе, в результате чего многие евреи были выселены из своих домов. В 1976 году британский историк Мэри Смоллвуд назвала александрийский квартал Дельта, куда были переселены евреи, первым гетто в истории, и многие историки согласны с ней[57][58][48]. Несколько синагог было разрушено или осквернено изображением Калигулы. Толпы греков напали на еврейское население Александрии; их жилища и лавки, закрытые в связи с трауром по скончавшейся 10 июня сестре Гая, Юлии Друзилле, были разграблены[комм. 4]. Самих евреев жестоко мучили и убивали, а трупы уродовали[60][61][11][62]. Еврейских женщин хватали, унижали на сценах театров, заставляли есть свинину[48]. Отдельные высказывания Филона можно понять как указание на сопротивление евреев, ранивших некоторых нападавших. Как отмечал в 1938 году Э. Гуденаф, если сопротивление действительно имело место, оно могло быть нарушением действующих законов и подлежало наказанию[63].
Как свидетель погрома, Филон Александрийский писал:
Не в силах более терпеть нужду одни пошли (против обыкновения) к друзьям и родственникам, прося на жизнь, другие, чей благородный дух чурался попрошайничества как рабьей доли, недостойной свободного человека, решились, несчастные, пойти на рынок, чтобы достать еды себе и домашним. А попав в руки черни, тотчас бывали они убиты, и трупы их тащили через весь город, топча и превращая в месиво, так что и предать земле было бы нечего.
— Филон Александрийский. Против Флакка
Бедствия евреев усугубило лишение Флакком их прав как «чужаков и пришельцев». Позволив убедить себя в том, что в беспорядках евреи виноваты не меньше, чем греки, он приказал, чтобы 38 членов герусии были закованы в кандалы и в день рождения императора (31 августа, что в 38 году выпало на шаббат[64]) отведены в театр, где на глазах своих врагов они были публично высечены, некоторые до смерти[65][48][50]. Следующим предпринятым Флакком шагом стали поиски оружия в домах евреев. Филон находит такие действия, после всех предшествующих актов насилия, удивительным, и говорит, что с большим основаниям такие поиски следовало бы проводить в домах египтян, истинных мятежников и изменников[66].
В середине октября 38 года Флакк был внезапно отозван из Александрии и сослан на остров Андрос, где был казнён по приказанию императора Калигулы осенью следующего года[50][67]. Причиной отставки Флакка Филон называет то, что префект не переслал в Рим поздравления Гаю от евреев в честь вступления на престол. Как оказалось, недоразумение разрешилось благодаря Агриппе, передавшего повторное поздравление и извинения[66]. Тогда же выяснилось, что Исидор и Лампон, ставшие главными обвинителями Флакка, всегда были его врагами[68]. Радость евреев была преждевременной, поскольку немедленного улучшения положения евреев не произошло, и они по-прежнему были вынуждены проживать на небольшой территории[45].
Посольства к Гаю и Клавдию
Новый префект Гай Витразий Поллион прибыл в Александрию 20 октября 38 года. Он расследовал беспорядки и разрешил двум делегациям — еврейской и греческой — отправиться с докладом к императору[69]. В «середине зимы», как сообщает Филон, эти две делегации, еврейская во главе с философом Филоном и греческая во главе с литератором Апионом отправились в Рим[70]. Современные историки согласны с тем, что, речь идёт, скорее, о зиме 39/40, чем о зиме предшествующего года[71][67]. Греки имели основания рассчитывать на удовлетворение своих ожиданий, поскольку Гай в целом был к ним более расположен, помнил о той поддержке, которую греки оказали его прадеду Марку Антонию и о восторженной встрече своего отца Германика в Александрии в 19 году[72].
Дождавшись императора из похода против германцев[комм. 5], обе делегации изложили жалобы на своих врагов и просили защиты. Как сообщает Филон, на первой встрече Калигула благосклонно выслушал выступление евреев[комм. 6], после чего отменил планы по превращению Иерусалимского храма в святилище императорского культа . Однако, на состоявшейся несколько дней спустя второй встрече позиция императора относительно освобождения евреев от поклонения себе изменилась («Вы что, богоненавистники? Уже весь мир признал меня богом, а вы не верите и богом не зовете?»). Объяснения евреев, что они приносят многочисленные жертвоприношения в честь него Калигула признал не состоятельными, требуя жертв именно себе[75]. Филон недвусмысленно указывает, что идею божественности внушали императору его египетские слуги, «порочное семя, смешавшие в душах своих нрав крокодила и яд змеи», среди которых был особенно заметен некий Геликон[76]. Далее Гая заинтересовало, почему евреи не едят свинину, и объяснение через традиционные диетические предпочтения его, в целом, удовлетворило. Третий вопрос, обсуждавшийся на встрече, о гражданских правах евреев в Александрии, не был тщательно рассмотрен. Завершая встречу, император пришёл к выводу, что «эти люди скорее несчастны, чем порочны, и лишь по неразумию своему не верят, что я божественной природы». Греческая делегация с энтузиазмом реагировала на остроты Гая, но окончательного решения в оставшиеся недели его жизни принято не было[50][77].
Весть об убийстве Калигулы 24 января 41 года и восшествии на престол Клавдия (правил в 41—54 годах) достигла Александрии в начале марта и вызвала новую вспышку насилия. На этот раз инициаторами были евреи, накопившие силы с 38 года и привлекшие в качестве союзников единоверцев из Сирии, Иудеи и прочих частей Египта. Поллион подавил выступление и обратился за инструкциями к Клавдию. Ещё до того, как о беспорядках узнали в Риме, император дал указание отменить наиболее тяжёлые наказания, наложенные на евреев[77][7]. Под влиянием Агриппы I и Ирода Халкидского Клавдий принял эдикт[комм. 7], в котором подтверждалась древность жительства евреев в Александрии и восстанавливались их права, дарованные Августом[79]. Несколько месяцев спустя права евреев Александрии были распространены на всех евреев империи[80]. Летом 41 года александрийские греки отправили к Клавдию новую делегацию с целью поздравить императора с восшествием на престол и вновь поднять еврейский вопрос. Среди 12 делегатов были видные учёные и ораторы — Тиберий Клавдий Балбил и Херемон[81]. Евреи, опасаясь утраты отвоеванных прав, также послали одну или две делегации. Своё окончательное решение император сообщил в письме к александрийцам. Клавдий осудил насилие с обоих сторон и подтвердил свои ранее изданные эдикты, дозволив евреям Александрии иметь права постоянных жителей и пользоваться религиозной свободой, предоставленной им Августом. Угрожая лишением прав, император требовал от евреев более не настаивать на расширении своих прав, не досаждать ему посольствами и не звать соплеменников из других частей империи. Документ вернул положение дел к тому, каким оно было до волнений 38 года, после чего последовал продолжительный период мира[82][83][84].
Суд над Исидором и Лампоном
Значительный интерес у историков вызывает судьба греческих лидеров Александрии, известная из «Деяний александрийских мучеников». Их текст плохо сохранился, содержит красочные подробности, и вряд ли основан на данных из римских архивов, но тем не менее считается достоверным. Темой входящих в цикл произведений является суд и последующая казнь «мучеников», боровшихся против римлян в лице поддерживающих их евреев[85][86][87]. Несколько текстов из «Деяний» посвящены описанию суда над гимнасиархом Исидором (Acta Isidori)[88]. В отличие от трактатов Филона, в «Деяниях» гимнасиарх Исидор показан как уважаемый политик, патриот Александрии и прекрасный оратор. Таков же его верный соратник Лампон. Их разбирательство состоялось либо в первый год правления Клавдия, либо в 13-й[комм. 8]. Предметом разбирательства «Деяния» называют выдвинутые Исидором против евреев и лично царя Агриппы обвинения в сепаратизме и подрыве устоев Римской империи[90]. В одном из фрагментов Исидор обращается к императору Клавдию со словами «они [евреи] не такие же, как александрийцы [греки], но как египтяне. Не потому ли они платят столько же налогов?»[91]. Состояние папирусов не позволяет понять, как далее развивалась дискуссия Агриппы и александрийцев. В сохранившемся окончании греки и Клавдий обмениваются взаимными оскорблениями, после чего Исидор и Лампон были осуждены и казнены[92][93][94].
Гипотезы и реконструкции
Цели греков
Филон своим рассказом пытался обосновать идею, что печальная судьба Флакка стала божественным наказанием за его преступления против евреев, но не все современные историки соглашаются с такой трактовкой событий. Джон Аткинсон пишет, что Флакк и ранее был под подозрением из-за связей с заговором против Калигулы и его дни как префекта были сочтены задолго до погрома[95]. Сам он не был антисемитом[96]. О том, что префект был лишь орудием в руках городских демагогов известно из «Деяний», сообщающих о состоявшейся в Серапеуме его встрече с Дионисием и Исидором[комм. 9][98]. Из других источников известно, что Серапеум был обычным для египтян местом решения финансовых вопросов. В данном случае состояние документа не позволяет точно установить, кто кому и за что предлагал деньги[97]. В связи с тем, что впоследствии Исидор и Лампон стали главными обвинителями бывшего префекта в Риме, по одной из точек зрения главной целью возмущения александрийцев был сам Флакк. Поскольку явное противодействие Риму было опасным, ненависть к оккупантам вымещали на евреях, которые воспринимались как находящиеся под защитой императорской власти. По другой распространённой гипотезе александрийцы, напротив, поощрялись к антиеврейским выступлениям самими римлянами[99].
На рубеже XX века в немецкой историографии преобладала точка зрения, согласно которой выступление греков стало неизбежным следствием засилья «еврейских ростовщиков». В частности, её придерживался последователь идей Генриха фон Трейчке Августин Блудау , назвавший в 1906 году александрийский погром «брутальной и жестокой» реакцией на распространение «чуждых элементов». К 1920-м годам данная антисемитская теория была отвергнута в пользу более конкретных «функциональных» (социальных, политических, экономических) трактовок[100]. М. Смоллвуд называет реальной целью греков непосредственное сокращение гражданских прав евреев и устранение возможности их увеличения в дальнейшем. Соответственно, в её трактовке объявление евреев Флакком «чужаками» означало понижение статуса их пребывания в Александрии и запрет иметь свою политевму. Формально, они все могли быть изгнаны из города, что, по организационным причинам, было реализовано как введение ограничения на место проживания внутри города[57][61]. Американский историк Джон Гейгер считает, что деятельность Исидора и Лампона имела антиримскую направленность, и евреи были не её целью, а только непосредственными жертвами[101]. С ним согласен Петер Шэфер , указывающий, что воцарение Гая сместило баланс сил в Александрии[76]. О том, что вопрос налогообложения был в числе главных раздражающих факторов в отношениях евреев с остальным населением Александрии свидетельствует процитированная в «Деяниях» речь Исидора перед Клавдием[91].
Итальянский антиковед Леллия Кракко Руджини ищет причины противостояния в социо-экономической сфере и характеризует акты антиеврейской агрессии греческого «пролетариата» как типичные выступления толпы в городах доиндустриальной эры[102]. В рассказе Филона не всегда возможно определить, где под «александрийцами» понимаются греки, а где коренное население Египта. Находясь на нижней ступни социальной лестницы, они были жизненно заинтересованы в понижении статуса евреев. Как видно из эпизода с Геликоном, существовала давняя взаимная враждебность между евреями и коптами[103]. По мнению современного израильского историка Мириам Пуччи бен Зеев антагонизм между греками и евреями не выходил за границы высших классов[104]. Американский антиковед Эрих Груэн считает маловероятным, чтобы упоминаемые Филоном «сообщества и союзы», запрещённые Флакком в начале своего правления, играли заметную роль в преследовании евреев[105].
Цели евреев
Национальный фактор мог иметь место, и, возможно, «демонизация» евреев в Александрии имела длительную историю, они, как полагает Дж. Аткинсон, вряд ли имели определяющее значение как причина событий 38 года[комм. 10][69]. Анализ и интерпретация ведётся, как правило, с точки зрения социологии города[107]. Общим местом старой историографии является утверждение, что евреи стремились к равным с греками правам. Идрис Белл, обнаруживший письмо императора Клавдия к александрийцам, полагал что, желание получить греческое гражданство было всеобщим среди евреев, и их настойчивость в своих стремлениях стала одной из причин погрома[108][109]. По мнению Мэри Смоллвуд, возникшая к 30-м годам напряжённость не носила национальный характер, а стала следствием бессильного раздражения греков против римской власти. Не имея возможность протестовать открыто, они вымещали свои чувства на евреях, которым, как считалось, римляне благоволят. Евреи, в свою очередь, стремились к исключению из налогообложения иным способом, нежели предполагающий публичную наготу эфебат или же требующее участия в языческих церемониях греческое гражданство[110]. Смоллвуд уточняет, что только сильно эллинизированное еврейской меньшинство («модернисты») было готово пойти на некоторое нарушение религиозных норм[111].
Евреи не были пассивными участниками событий, о чём свидетельствует эпизод с Агриппой. Вряд ли его появление в Александрии и дальнейшая вовлечённость в передачу приветственного послания Гаю были случайны[112]. Данное Филоном объяснение причин, по которым царь Иудеи предпочёл традиционному и безопасному северному маршруту заехать в Александрию, представляется не убедительным[113]. Израильский историк Арье Кашер обращает внимание на различие в целях политической борьбы евреев, вытекающем из анализа сведений Иосифа Флавия и Филона. Если первый говорит о требовании евреев признать их гражданами Александрии, у Филона речь идёт о достижении исополитии?! — равного статуса своей политевмы среди прочих этнических общин[114][115][17]. П. Шэфер наиболее надёжным источником считает письмо Клавдия, из которого видно желание евреев получить «полное» александрийское гражданство, под которым, видимо, следует понимать равенство в правах с греками, не ограниченное статусом политевмы[116]. Виктор Чериковер полагает, что евреи Александрии не могли смириться со своим униженным положением в греческом обществе и потому вели борьбу за свою эмансипацию[117]. В то же время евреи не были социально однородны, не все из них были богаты или даже грамотны, что допускает возможность наличия среди них различных политических целей[118].
Резюмируя сведения датируемых периодом вскоре после погрома, прежде всего послание Клавдия александрийцам, В. Чериковер приходит к выводу, александрийские евреи потерпели поражение в борьбе за свои права[119]. В дальнейшем, с приходом в Александрию групп евреев из других регионов, их борьба приняла более радикальный характер. Следующее столкновение между евреями и греками в 66 году привело, по данным Иосифа Флавия, к 50 000 погибших[120]. Император Веспасиан (правил в 69—79 годах) выступил в защиту евреев, отвергнув просьбу александрийцев лишить их гражданских прав в городе[82].
Место в истории антисемитизма
По мнению А. Ковельмана, у первого известного в истории погрома была важная черта — массовая антисемитская идеология, которая возбудила толпу александрийской черни к этой акции[121]. Как пишет ЕЭБЭ, еврейский погром был для того времени событием исключительным[27]. Чешский правовед Адальберт Полачек (чеш. Adalbert Polaček) сравнил события 38 года в Александрии с Холокостом, что, по мнению Мириам Пуччи бен Зеев, является методологически неверным[122].
Ряд современных исследователей применительно к рассматриваемому периоду термин «антисемитизм» считают анахроничным. Нидерландский религиовед Питер Виллем ван дер Хорст предпочитает говорить о «евреененавистничестве» (англ. Jew-hatred), также встречается «иудеофобия» (Judaeophobia)[123]. П. Шэфер ставит вопрос о том, можно ли всю совокупность известных фактов объяснить, рассматривая конфликт между римлянами, греками и евреями исключительно с политической точки зрения[124].
Примечания
- Комментарии
- ↑ Филон приурочивает отплытие Агриппы из Рима к сезону летних пассатов (мельтеми). В античности их началом считали 21 июня или 17 июля[46].
- ↑ По мнению польского историка Й. Мелезе-Модржевски , целью Агриппы была встреча с алабархом Александром, братом Филона, у которого еврейский царь часто занимал деньги[47].
- ↑ Филон называет участников погрома «толпой» (др.-греч. ὁ ὄχλος), отрицая, таким образом, их право действовать легально от имени народа (демоса)[56].
- ↑ А. Керкеслагер предполагает, что упоминавшиеся выше изображения принадлежали Друзилле. В таком случае вина евреев состояла в отказе почтить память члена правящей династии Юлиев-Клавдиев, то есть государственной измене[59].
- ↑ Император вернулся в Италию в мае 40 года, но в Риме появился только 31 августа[73].
- ↑ Как и в других местах, Филона не интересует мотивация его оппонентов и он о ней ничего не сообщает[74].
- ↑ Обнародован в Александрии 10 октября 41 года[73]. Известен по «Иудейским древностям» Иосифа Флавия. Его аутентичность оспаривается[78].
- ↑ Суд состоялся 5 и 6 числа месяца пахонс по египетскому календарю, приходящимися на 30 апреля и 1 мая, однако состояние папируса не позволяет определить год. В случае более поздней датировки речь идёт о Агриппе II, сыне участника событий 38 года[89].
- ↑ По палеографическим соображениям данный документ (P. Oxy. VIII 1089) датируется III веком, но сам текст был, видимо, создан около 38 года[97].
- ↑ Й. Мелезе-Модржевски отмечает, что из внешних признаков, отличающих греков от евреев, было только обрезание, а еврейских женщин можно было отличить от гречанок только по отказу есть свинину[106].
- Источники и использованная литература
- ↑ Чериковер, 2010, с. 401—403.
- ↑ Smallwood, 1976, pp. 220—221.
- ↑ Чериковер, 2010, с. 96.
- ↑ Smallwood, 1976, p. 225.
- ↑ Bell, 1924, p. 13.
- ↑ Чериковер, 2010, с. 420.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Antisemitism: a historical encyclopedia, 2005.
- ↑ ЕЭБЕ, 1908, стб. 748-750.
- ↑ Bell, 1924, p. 12.
- ↑ Smallwood, 1976, pp. 225—227.
- ↑ 11,0 11,1 Александрия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ 12,0 12,1 Дубнов, 2000.
- ↑ Smallwood, 1976, p. 224.
- ↑ Ковельман, 2007, с. 15.
- ↑ ЕЭБЕ, 1908, стб. 749-752.
- ↑ ЕЭБЕ, 1908, стб. 753-754.
- ↑ 17,0 17,1 Atkinson, 2006, p. 40.
- ↑ Ковельман, 2007, с. 15—18.
- ↑ 19,0 19,1 Bell, 1924, p. 11.
- ↑ Smallwood, 1976, pp. 227—230.
- ↑ Gager, 1985, p. 43.
- ↑ Smallwood, 1976, pp. 134—137.
- ↑ Smallwood, 1976, pp. 230—231.
- ↑ Чериковер, 2010, с. 459.
- ↑ Smallwood, 1976, pp. 231—232.
- ↑ Van der Horst, 2003, p. 23.
- ↑ 27,0 27,1 ЕЭБЕ, 1908, стб. 757.
- ↑ Smallwood, 1976, n. 1, p. 235.
- ↑ 29,0 29,1 Harker, 2008, p. 10.
- ↑ Gambetti, 2009, p. 13.
- ↑ Van der Horst, 2003, pp. 1—2.
- ↑ Van der Horst, 2003, p. 4.
- ↑ Yoder, 2014, p. 96.
- ↑ Atkinson, 2006, p. 33.
- ↑ 35,0 35,1 Bell, 1924, p. 17.
- ↑ Gager, 1985, pp. 45—47.
- ↑ Schäfer, 1997, p. 138.
- ↑ Gambetti, 2009, p. 80.
- ↑ Hacham, Ilan, 2022, p. 159.
- ↑ Bell, 1924, p. 19.
- ↑ Hacham, Ilan, 2022, pp. 160—162.
- ↑ Hacham, Ilan, 2022, p. 163.
- ↑ Van der Horst, 2003, pp. 22—23.
- ↑ 44,0 44,1 Barclay, 1998, p. 52.
- ↑ 45,0 45,1 Gambetti, 2009, p. 17.
- ↑ Kerkeslager, 2006, p. 375.
- ↑ Mélèze-Modrzejewski, 2001, p. 169.
- ↑ 48,0 48,1 48,2 48,3 48,4 Barclay, 1998, p. 53.
- ↑ Atkinson, 2006, p. 35—36.
- ↑ 50,0 50,1 50,2 50,3 ЕЭБЕ, 1908, стб. 758.
- ↑ Van der Horst, 2003, p. 3.
- ↑ Atkinson, 2006, p. 44.
- ↑ 53,0 53,1 Atkinson, 2006, p. 36.
- ↑ Schäfer, 1997, p. 139.
- ↑ 55,0 55,1 Kerkeslager, 2006, p. 370.
- ↑ Ritter, 2015, p. 134.
- ↑ 57,0 57,1 Smallwood, 1976, p. 240.
- ↑ Schäfer, 1997, p. 140.
- ↑ Kerkeslager, 2006, p. 397.
- ↑ Тюменев, 1922, с. 208—209.
- ↑ 61,0 61,1 Atkinson, 2006, p. 37.
- ↑ ЕЭБЕ, 1908, стб. 757-758.
- ↑ Kerkeslager, 2006, p. 374.
- ↑ Atkinson, 2006, p. 38.
- ↑ Smallwood, 1976, p. 241.
- ↑ 66,0 66,1 Schäfer, 1997, p. 141.
- ↑ 67,0 67,1 Harker, 2008, p. 14.
- ↑ Schäfer, 1997, p. 142.
- ↑ 69,0 69,1 Atkinson, 2006, p. 39.
- ↑ Ковельман, 2007, с. 11.
- ↑ Smallwood, 1976, p. 243.
- ↑ Harker, 2008, p. 9.
- ↑ 73,0 73,1 Harker, 2008, p. 12.
- ↑ Ritter, 2015, p. 141.
- ↑ Smallwood, 1976, p. 244.
- ↑ 76,0 76,1 Schäfer, 1997, p. 143.
- ↑ 77,0 77,1 Smallwood, 1976, p. 245.
- ↑ Ritter, 2015, p. 142.
- ↑ Smallwood, 1976, p. 246.
- ↑ Smallwood, 1976, p. 247.
- ↑ Harker, 2008, p. 19.
- ↑ 82,0 82,1 ЕЭБЕ, 1908, стб. 758-759.
- ↑ Smallwood, 1976, pp. 248—249.
- ↑ Harker, 2008, pp. 21—22.
- ↑ Smallwood, 1976, p. 250.
- ↑ Schäfer, 1997, p. 153.
- ↑ Harker, 2008, p. 23.
- ↑ Navarrete, 2017, S. 124.
- ↑ Smallwood, 1976, p. 253.
- ↑ Mélèze-Modrzejewski, 2001, p. 175.
- ↑ 91,0 91,1 Van der Horst, 2003, pp. 21—22.
- ↑ Smallwood, 1976, p. 252.
- ↑ Yoder, 2014, p. 100.
- ↑ Hacham, Ilan, 2022, p. 161.
- ↑ Atkinson, 2006, p. 33—34.
- ↑ Gager, 1985, p. 48.
- ↑ 97,0 97,1 Gambetti, 2009, p. 79.
- ↑ Mélèze-Modrzejewski, 2001, p. 167.
- ↑ Gruen, 2002, pp. 61—62.
- ↑ Bergmann, Hoffmann, 1987, S. 16.
- ↑ Gager, 1985, p. 49.
- ↑ Pucci Ben Zeev, 1990, p. 228.
- ↑ Schäfer, 1997, p. 145.
- ↑ Pucci Ben Zeev, 1990, p. 230.
- ↑ Gruen, 2002, p. 63.
- ↑ Mélèze-Modrzejewski, 2001, p. 172.
- ↑ Alston, 2020, p. 16.
- ↑ Bell, 1924, p. 16.
- ↑ Bringmann, 2005, S. 9.
- ↑ Smallwood, 1976, pp. 233—234.
- ↑ Smallwood, 1976, p. 235.
- ↑ Schäfer, 1997, p. 144.
- ↑ Kerkeslager, 2006, pp. 368—369.
- ↑ Kasher, 1985, pp. 233—236.
- ↑ Schäfer, 1997, p. 147.
- ↑ Schäfer, 1997, p. 156.
- ↑ Чериковер, 2010, с. 460.
- ↑ Pucci Ben Zeev, 1990, p. 234.
- ↑ Чериковер, 2010, с. 463.
- ↑ Gager, 1985, p. 51.
- ↑ Ковельман, 2007, с. 18—19.
- ↑ Pucci Ben Zeev, 1990, p. 227.
- ↑ Van der Horst, 2003, p. 25.
- ↑ Schäfer, 1997, p. 157.
Литература
- на русском языке
- Александрия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Александрия египетская древняя // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908. — Т. I. — Стб. 748—762.
- Дубнов С.М. Часть 2. Глава 5. Владычество римлян в Иудее (6-66 гг. хр.эры) // Краткая история евреев. — Феникс, 2000. — Т. 1. — 576 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-222-01292-1.
- Ковельман А. Б. Александрийский погром 38 г. // Эллинизм и еврейская культура. — М.: Мосты культуры / Гешарим, 2007. — С. 9—11.
- Тюменев А. И. Евреи в древности и в Средние века. — Петербург: Госиздат, 1922. — 400 с.
- Филон Александрийский. Против Флакка . РХГА. Дата обращения: 13 сентября 2011. Архивировано 1 сентября 2014 года.
- Чериковер В. . Эллинистическая цивилизация и евреи. — Гуманитарная Академия, 2010. — 640 с. — (Studia classica). — ISBN 978-5-93762-041-5.
- на английском языке
- Alston R. Ethnic violence in Roman Alexandria: a comparative approach // Acta Classica. — 2020. — Vol. 61, № 1. — P. 15—42. — doi:10.15731/AClass.063.01.
- Atkinson J. Ethnic Cleansing in Roman Alexandria in 38 // Acta Classica. — 2006. — Vol. 49. — P. 31—54. — .
- Barclay J. M. G. . Jews in the Mediterranean Diaspora: From Alexander to Trajan (323 BCE-117 CE). — Edinburgh : T.& T.Clark Ltd, 1998. — 522 p. — ISBN 9780567086518.
- Bell H. I. Jews and Christians in Egypt the Jewish troubles in Alexandria and the Athanasian controversy. Illustrated by texts from Greek papyri in the British Museum. — British Museum, 1924. — 140 p.
- Gager J. G. . The Origins of Anti-Semitism: Attitudes toward Judaism in Pagan and Christian Antiquity. — Oxford University Press, 1985. — 312 p. — ISBN 0-19-503316-7.
- Gambetti S. Alexandrian Pogrom // Antisemitism: a historical encyclopedia of prejudice and persecution (англ.) / Richard S. Levy , editor. — Santa Barbara: ABC-CLIO, 2005. — Vol. 1 (A–K). — P. 9. — 828 p. — (Contemporary world issues). — ISBN 978-1-85109-439-4.
- Gambetti S. The Alexandrian Riots of 38 C.E. and the Persecution of the Jews. A Historical Reconstruction. — BRILL, 2009. — Vol. 135. — 336 p. — (Supplements to the Journal for the Study of Judaism). — ISBN 978-90-47-44191-5. — ISSN 1384-2161.
- Gruen E. S. . Diaspora: Jews amidst Greeks and Romans. — Harvard University Press, 2002. — 386 p. — ISBN 0-674-01606-8.
- Mélèze-Modrzejewski J. . The Jews of Egypt from Rameses II to Emperor Hadrian. — Varda Books, 2001. — 279 p. — ISBN 0–8276–0522–6.
- Hacham N., Ilan T. . Corpus Papyrorum Judaicarum. — De Gruyter, 2022. — Vol. V. — 216 p. — ISBN 978-3-11-078776-4.
- Harker A. Loyalty and Dissidence in Roman Egypt: The Case of the Acta Alexandrinorum. — Cambridge University Press, 2008. — 256 p. — ISBN 978-0-511-39685-4.
- Kasher A. . The Jews in Hellenistic and Roman Egypt: The Struggle for Equal Rights. — Mohr Siebeck, 1985. — 424 p. — ISBN 3-16-144829-4.
- Kerkeslager A. Agrippa and the Mourning Rites for Drusilla in Alexandria // Journal for the Study of Judaism. — 2006. — Vol. 37, № 3. — P. 367—400.
- Pucci Ben Zeev M. New Perspectives On the Jewish-Greek Hostilities in Alexandria During the Reign of Emperor Caligula // Journal for the Study of Judaism. — 1990. — Vol. XXI, № 2. — P. 227—235.
- Ritter B. The Stasis in Alexandria in 38 CE and Its Aftermath // Judeans in the Greek cities of the Roman Empire: rights, citizenship and civil discord. — BRILL, 2015. — Vol. 170. — P. 132—183. — 341 p. — (Supplements to the Journal for the Study of Judaism). — ISBN 978-90-04-28983-3. — ISSN 1384-2161.
- Schäfer P. . Judeophobia: attitudes toward the Jews in the ancient world. — Harvard University Press, 1997. — 306 p. — ISBN 0-674-48778-8.
- Smallwood M. E. . The Jews under Roman Rule from Pompey to Diocletian. A Study in Political Relations. — BRILL, 1976. — 595 p. — ISBN 0-391-04155-X.
- Philo’s Flaccus: the first pogrom: introduction, translation, and commentary / Van der Horst P. . — BRILL, 2003. — Vol. 2. — 277 p. — (Philo of Alexandria Commentary Series). — ISBN 90-04-13118-3. — ISSN 1570-095X.
- Van der Horst P. The first pogrom: Alexandria 38 CE // European Review. — 2006. — Vol. 10, № 4. — P. 469—484. — doi:10.1017/S1062798702000388.
- Yoder J. Representatives of Roman Rule. Roman Provincial Governors in Luke-Acts. — De Gruyter, 2014. — Bd. 209. — 368 p. — (Beihefte zur Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft). — ISBN 978-3-11-036603-7. — ISSN 0171-6441.
- на немецком языке
- Bergmann, W. , Hoffmann C. . Kalkül oder "Massenwahn"? Eine soziologische Interpretation der antijüdischen Unruhen in Alexandria 38 n. Chr. // Antisemitismus und jüdische Geschichte. Studien zu Ehren von Herbert A. Strauss. — WAV, 1987. — S. 15—46. — ISBN 3-88840-248-4.
- Bringmann K. . Isopoliteia in den Auseinandersetzungen zwischen Juden und Griechen in Alexandreia // Chiron. — 2005. — No. 35. — S. 7—22. — ISSN 2510-5396.