Анна Кашинская

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анна Кашинская
Моление княгини Анны ко облачному Спасу (икона с мощевиком)Моление княгини Анны ко облачному Спасу (икона с мощевиком)
Имя в миру Анна Дмитриевна, княжна Ростовская, княгиня Тверская
Рождение около 1280
Ростов
Смерть 2 октября 1368(1368-10-02)
Монашеское имя София, в схиме Анна
Почитается Русской православной церковью
Прославлен(а) 1650, восстановлено почитание 1909
В лике благоверная и преподобная
День памяти

12 июня (25 июня) (перенесение мощей и второе прославление),
21 июля (3 августа) (обретение мощей),

2 октября (15 октября) (преставление)
и в Соборе Тверских святых
Покровитель города Кашина, потерявших своих родственников
Деканонизирован(а) 16771678, Московским собором; почитание восстановлено

А́нна Ка́шинская, в монашестве Софи́я, в схиме Анна (ок. 1280 — 2 октября 1368 года, Входно-Иерусалимская слобода под Кашином) — тверская княгиня, святая в Русской православной церкви, канонизированная в лике благоверных. Известна, как святая с драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, междоусобица), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации, только что прославленной святой — прецеденту в истории Русской церкви.

Жизнь

Анна была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича[1]. 8 [15] ноября 1294 года вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского (впоследствии канонизирован), 22 ноября 1318 года казнённого в Орде по приказу Узбек-хана. В 1326 году в Орде был казнён её сын Дмитрий Грозные Очи, а в 1339 году — другой сын Александр Михайлович Тверской и внук Фёдор Александрович.

Год её монашеского пострига неизвестен. В 1358 году 80-летняя княгиня, бабка князя Михаила Александровича, упоминается уже как монахиня София[2], вероятно, она тогда уже была настоятельницей Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия. В 1361 году пожертвовала несколько сёл Тверскому Отрочу монастырю, куда ушёл на покой тверской епископ Феодор (также канонизирован). Приняла участие в похоронах святителя в 1367 году. В этом же году княгиня уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном кашинским князем Василием Михайловичем, на короткое время захватившим Тверь и устроившим расправу над людьми своего племянника князя Михаила, который вскоре вновь его выбил из Твери при помощи литовцев. Там она и скончалась. Стала известна в миру как Анна Кашинская, хотя прожила в этом городе только последний год жизни. По житийной традиции, перед смертью она приняла схиму, вновь с именем Анны (на иконах часто изображается в схиме).

Почитание

Прославление

Ковчег-мощевик серебряный, золочёный, в форме квадрифолия с резными изображениями архангела Михаила, святых Николая, Бориса и Глеба. Внутри ковчега-мощевика размещался ещё один — меньшего размера. По предположению исследователей, во внутреннем ковчежце могли находиться святыни, привезённые в 1218 году из Константинополя великому князю Константину Всеволодовичу. Его праправнучка Анна Дмитриевна, получив реликвии, видимо, в приданом, заказала внешний ковчег тверским мастерам в память о своём муже великом князе Михаиле Ярославиче, после его гибели в Орде в 1318 году

Останки Анны Кашинской были найдены в 1611 году в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы, причём долгое время они были заброшены. По преданию, княгиня явилась пономарю Герасиму, исцелила его, а затем ещё нескольких больных. Началось почитание её останков как чудотворных мощей. В 1649 году мощи освидетельствовали тверские духовные по повелению царя Алексея Михайловича, были зафиксированы новые чудеса.

В 1649 году на Поместном соборе Русской церкви под председательством патриарха Никона было определено открыть мощи схимницы Анны Кашинской; сама благоверная княгиня Анна была причислена к лику святых во всей Русской поместной церкви.

В честь святой Анны стали называть новорождённых младенцев. Закрытый гроб, где покоились мощи святой, стали украшать.

Для поклонения святой благоверной княгине Анне и для открытия святых её мощей в Кашин отправился сам царь Алексей Михайлович вместе с супругой и со своими благочестивыми сёстрами, 21 (31) июля 1649 года в присутствии царя и при большом стечении народа мощи святой Анны были торжественно открыты.

Тело новоявленной угодницы Божией по освидетельствовании оказалось нетленным, только небольшие тления оказались на лице и на ступнях ног. При этом было замечено, что правая рука лежит на груди, «согбенна яко благословящая», то есть с двоеперстным древним перстосложением. Царь Алексей Михаилович в следующем 1650 году снова отправился в паломническую поездку в Кашин. Тогда царь и церковные иерархи, при большом стечении народа города Кашина и его окрестностей, торжественно перенесли мощи святой благоверной княгини Анны из ветхого Успенского храма в Воскресенский кафедральный собор. В этом же году постановили праздновать память святой Анны дважды в год: 2 октября, в день её преставления, и 21 июля, в день обретения её мощей. Службу на перенесение мощей составил известный писатель Епифаний Славинецкий. В 1660—1670-х годах был написан также обширный агиографический корпус текстов: житие, сказание об обретении и перенесении мощей, «плач княгини Анны» — в подражание плачу Евдокии, жены Дмитрия Донского.

Царь повелел построить новый храм в честь Анны Кашинской, а духовенство Кашинского собора щедро одарил дарами. Царица и царевны трудились над вышиванием богатого покрова на мощи великой княгини, с лицевым её изображением и воздухов для богослужения.

Деканонизация

Икона преподобной Анны Кашинской. Двоеперстие изображено на иконе. Середина XVII века. Шёлк, золотные, серебряные и шёлковые нити. Государственный исторический музей, поступило из музея города Кашина в 1955 году. 196 × 99

После окончательного соборного анафематствования старообрядцев («раскольников») продолжались споры между старообрядцами и новообрядцами о древности двоеперстного перстосложения (Московский собор (1656) объявил всех крестящихся двоеперстно еретиками и подражателями арменов, предал их анафеме, Большой Московский собор подтвердил это решение и снова предал анафеме всех крестящихся двоеперстно).

Старообрядцы в подтверждение православия и большей древности двоеперстия, чем троеперстия, указывали на открытые для всеобщего обозрения мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской, персты правой руки которой были сложены двоеперстно, и каждый, придя в собор города Кашина, мог это увидеть в любое время. Это был очень сильный и убедительный аргумент в пользу древности двоеперстия.

В 1677 году в Кашин на поклонение святым мощам святой схимницы Анны — по примеру отца Алексея Михайловича — собирался царь Феодор Алексеевич, но не поехал.

Вместо этого 12—21 февраля 1677 года в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима с целью утверждения нового перстосложения — троеперстия, борьбой со старообрядчеством и для утверждения «правильности» соборных решений была отправлена новая комиссия (Иосиф (митрополит Рязанский); Симеон (архиепископ Тверской); Варсонофий, игумен Доброго монастыря; протопоп собора Николая Гостунского Иоанн Лазарев), осмотревшая мощи княгини и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 года, которые, в частности, утверждали, что правая рука княгини сложена двуперстно, что использовалось старообрядцами как аргумент в пользу своих убеждений. Осмотр 1677 года показал, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи»[2]. Кроме того, обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями и летописями: так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярышней, якобы родилась в Кашине, дата её смерти была изменена на 30 лет и т. п.

Комиссия объявила Анну Кашинской несвятой, а святые мощи Анны Кашинской несвятыми и недостойными поклонения и целования. Комиссия распорядилась отобрать все иконы Анны Кашинской при раке её мощей, а также отобрать и уничтожить все украшения, которые были при раке. Сами мощи, которые лежали открыто в раке для всеобщего поклонения с двоеперстным перстосложением, закопали в землю, могилу свели на нет, замуровали так, что от неё не осталось никаких следов, каменную крышку от гроба спрятали под полом в другом месте. Церковь в честь неё комиссия закрыла[3].

По распоряжению патриарха Иоакима были собраны два собора. Малый церковный собор в Москве в 1677 году подтвердил все действия комиссии, он принял решение не почитать Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя её исключить из святцев, приделы и церкви, освящённые в её честь, переименовать. Великий собор 1678 года под председательством патриарха Иоакима, в котором участвовало пятеро митрополитов, шестеро архиепископов и много духовных властей, ещё раз подтвердил все предыдущие решения, а также запретил почитать княгиню Анну Кашинскую за святую, храм в честь княгини Анны переименовать в честь Всех святых[4]. Было определено петь по Анне панихиды (а не служить молебны как святой). Житие святой Анны Собор 1678 года подвёл под анафему[5][6].

Восстановление официального почитания

Открытие памятника святой благоверной Анне Кашинской 25 июня 2009 года

Спустя небольшое время после учреждения единоверия, с 1818 года Святейший синод разрешил включить имя Анны не в сам месяцеслов, а в указатель имён к месяцеслову[7], в нём писалась как «прп. Анна» под 2 октября без дополнительных пояснений. В «Полный месяцеслов Востока», изданный Сергием (Спасским) в 1876 году, имя Анны Кашинской не вошло[8].

В 1899—1901 годах началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (25 июня н. ст. в XX и XXI веках) — годовщину перенесения мощей в 1650 году. В этот день в Кашине были совершены многолюдные торжества по случаю восстановления почитания святой, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В том же году в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 года подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 году — церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

Изъятые в 1930-х годах мощи святой Анны были возвращены Церкви в 1948 году и помещены в Вознесенском храме Кашина[9]. После закрытия Вознесенского храма в 1960-х годах её мощи около четверти века лежали в церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Когда Вознесенский храм был вновь открыт и отреставрирован, раку с мощами вернули в него 25 июня 1993 года.

В наше время Анна Кашинская почитается также в день своей кончины (2 октября ст. ст.) и в Соборе Тверских святых (1-е воскресенье после 29 июня ст. ст.).

В 2009 году мощи святой княгини находились для поклонения в Санкт-Петербурге, в церкви Анны Кашинской подворья Введено-Оятского монастыря (самый первый русский храм, посвящённый этой святой). В том же году было подготовлено красочное издание подарочного формата — «Житие святой Анны Кашинской»[10].

В литературе

Анна Ахматова, «Причитание»:

И выходят из обители,
Ризы древние отдав,
Чудотворцы и святители,
Опираясь на клюки.
Серафим — в леса Саровские
Стадо сельское пасти,
Анна — в Кашин, уж не княжити,
Лён колючий теребить!

Дмитрий Балашов, «Великий стол»

См. также

Примечания

  1. Анна (имя жен и дочерей русских князей и государей) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. 2,0 2,1 Кучкин В. А., Епифанов И. А., Зеленина Я. Э. Анна Кашинская // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 461-463. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  3. Бриллиантов М., Пашков А. А. О троеперстии на древнем покрове св. благоверной великой княгини иноки-схимницы Анны Кашинской. – Москва : Типография П. П. Рябушинского, 1909. – 38 с. — С. 6.
  4. Св. благоверная Великая княгиня Анна Кашинская. 1909.
  5. Голубинский, Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Архивная копия от 12 сентября 2020 на Wayback Machine — М., 1903. — С. 160.
  6. По поводу статьи Г. Костомарова «Церковно-историческая критика в XVII веке». Архивная копия от 23 февраля 2022 на Wayback Machine./ Чтения в Имп. об-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. — 1871. Октябрь — декабрь. — Кн. четвёртая. — С. 39.
  7. Месяцесловы XVIII—XIX века. Архивная копия от 10 декабря 2014 на Wayback Machine в открытом доступе на сайте РГБ
  8. Полный месяцеслов Востока. commons:File:Полный месяцеслов Востока 2 том 1876.pdf Архивная копия от 21 января 2022 на Wayback Machine — Т. 2. Восточная Агиология. — 1876.
  9. Дело о передаче мощей святой Анны Кашинской. Архивная копия от 2 сентября 2013 на Wayback Machine.
  10. Галина Бесстремянная. «Радуйся, градов Твери и Кашина и всея земли нашея украшение». pravoslavie.ru (9 июля 2009). Дата обращения: 15 июня 2022. Архивировано 17 мая 2022 года.

Литература

Ссылки