Анисимов, Борис Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Борис Иванович Анисимов
Основная информация
Профессии тромбонист, музыкальный педагог, дирижёр, композитор
Инструменты тромбон
Жанры классическая музыка
Коллективы Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова
Награды
Народный артист РСФСР Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1956 Орден Дружбы народов  — 04.07.1983

Бори́с Ива́нович Ани́симов (27 июля 1907, Григорово[1] ― 9 ноября 1997[2], Санкт-Петербург) ― российский и советский тромбонист, дирижёр, композитор и музыкальный педагог; артист и дирижёр Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, доцент Ленинградской консерватории и профессор Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской, народный артист РСФСР.

Биография

Окончил 27-ю Советскую единую трудовую школу 2-й ступени Центрального р-на (1923–1924). Учился в Новгородском практическом институте народного образования, в Музыкальном техникуме при консерватории на оркестровом отделении по кл. тромбона у П. Н. Волкова (2 курса, 1925–1927), на курсах по подготовке в Высшее техническое учебное заведение (ВТУЗ) Учебного комбината промышленной кооперации им. В.М.Молотова (1931–?)[3].

В 1930 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу Петра Волкова[4] (тромбон), Василия Калафати (композиция), Сергея Ельцина и Н. Хейфеца (дирижирование). С 1926 по 1937 год он играл на тромбоне в оркестре Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. С 1925 по 1941 год Борис Анисимов параллельно с работой в Кировском театре также дирижировал Ленинградским военным оркестром.

После более 10 лет работы в симфоническом оркестре Кировского театра, в 1938 году по предложению его главного дирижёра Ария Моисеевича Пазовского, Анисимов возглавил сценический оркестр этого театра. С этим коллективом связана большая часть творческого пути Бориса Анисимова. Он оставался на этом посту более 50 лет и ушёл на пенсию только в 1989 году в возрасте более 80 лет.

С 1944 года Анисимов преподавал в Ленинградской консерватории, с 1953 в звании доцента. С 1976 года он также являлся профессором Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской. Среди учеников Бориса Анисимова много известных музыкантов. Борис Анисимов — автор книг об ансамблевой игре на медных духовых инструментах и об инструментовке.

Композиторское наследие Бориса Анисимова включает в себя ряд произведений для духовых инструментов, ансамблей[5] и духовых оркестров, ныне входящих в репертуар многих оркестров. Кроме оригинальных сочинений, Анисимов создал множество транскрипций и инструментовок для духового ансамбля. Эпизоды для сценического духового оркестра в сочинениях некоторых известных были выполнены именно Анисимовым. О работе с Анисимовым композитор Андрей Петров вспоминал:

Когда в Кировском театре готовили к постановке мои оперы «Пётр Первый» и «Маяковский начинается», эпизоды для сценического духового оркестра я представлял в виде дирекциона, то есть не дифференцируя тембры. Эпизоды эти я просил оркестровать Бориса Ивановича, и всякий раз подтверждалось, что никто не сделал бы это лучше. Он рассказывал мне, что так же, как я, поступали мои коллеги, и среди них великий Прокофьев[6].

.

Творчество

Творческая деятельность Бориса Анисимова была активной и разнообразной. Благодаря своим широким познаниям в области духовой музыки и большому опыту, он занимал видное место среди академических музыкантов Ленинграда. Его преемник на посту дирижёра сценического оркестра Мариинского театра Георгий Страутман дал Борису Анисимову следующую характеристику:

Борис Иванович ― человек одержимый и удивительно талантливый. Он отличный композитор. Созданные им увертюра-фантазия «Крейсер „Варяг“», несколько сюит, марши, полонез, многочисленные обработки входят в репертуар едва ли не всех духовых оркестров, военных и штатских. Он прекрасный пианист, и никто не умеет на рояле так подражать тембрам духовых, как это делает Анисимов. Немаловажно и другое: Борис Иванович — человек высокой порядочности и доброты, всегда готовый прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Заложенные им традиции для нас святы[6].

.

Награды и звания

Сочинения

Методические работы

  • Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра (1960, 2-е изд. 1979)
  • Практическое пособие для ансамблевой игры на медных духовых инструментах (1972)[7]

Музыкальные произведения

  • Увертюра-фантазия «Крейсер „Варяг“»[8]
  • «Русская сюита»
  • Песня без слов для трубы
  • Поэма для валторны
  • Марши: «Твёрдый шаг», «Молодость» (Шагает молодежь), «Революционное знамя»
  • Скерцо
  • Концертный этюд
  • Дуэт для двух тромбонов на темы песен о революции ("Там вдали за рекой" и "Мы кузнецы")

Примечания

  1. Ныне — в Новгородском районе, Новгородская область, Россия.
  2. Статья в газете «Невское время», посвящённая 90-летнему юбилею музыканта, вышла в печать 26 июля 1997 г.
  3. СПб консерватория. Энциклопедический словарь. Анисимов Борис Иванович (1907–1997). Дата обращения: 12 февраля 2022. Архивировано 12 февраля 2022 года.
  4. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах, стр. 71. Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано 3 марта 2022 года.
  5. Васнин Петр Алексеевич. Брасс-квинтет в контексте ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах. Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 1 августа 2020 года.
  6. 6,0 6,1 Жизнь, неотделимая от театра Архивная копия от 1 февраля 2014 на Wayback Machine (Борис Михайлов) — Невское время No 131(1534) 26 июля 1997 г.
  7. Васнин П.А. Брасс-квинтет в контексте ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах, стр. 71. Дата обращения: 8 мая 2020. Архивировано 30 сентября 2020 года.
  8. Увертюра-фантазия Крейсер Варяг в исполнении Адмиралтейского оркестра ЛВМБ п/у А. Карабанова (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 июля 2012. Архивировано 2 февраля 2014 года.

Литература

  • Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Радуница, 1995. — С. 17-18. — 4000 экз. — ISBN 5-88123-007-8.