Андрей Стратилат

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андрей Стратилат
греч. ̓Ανδρέας ὁ Στρατηλάτης
Мученик Андрей Стратилат (икона первой половины XVII в., ЦМиАР)Мученик Андрей Стратилат (икона первой половины XVII в., ЦМиАР)
В лике мучеников
День памяти 19 августа (1 сентября)

Андрей Стратилат Таврийский (греч. ̓Ανδρέας ὁ Στρατηλάτης, † ок. 302) — христианский святой, воин-мученик. Память совершается 19 августа (1 сентября).

Житие

Мученик Андрей Стратилат. Минейная икона (ЦАК МДА). Фрагмент.

Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (285—310 годы). За его храбрость, непобедимость и справедливость будущий святой был любим в римских войсках. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул «Стратилат», то есть главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками. Сам святой Андрей ещё не принимал крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги — бесы и помощи в сражении оказать не могут. Он проповедовал им Иисуса Христа как всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу.

Но завистники донесли правителю Антиоху, что он — христианин, обративший в свою веру подчинённых воинов. Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Он сам лёг на раскалённое медное ложе и, как только обратился за помощью к Господу, ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрёкся от Христа. Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришёл в город Тарс. Там их крестили местный епископ Пётр и епископ Нон Верийский. Затем воины перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их. Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях гор Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольётся их кровь. Во время этой молитвы не сопротивлявшиеся мученики были усечены мечами (+ ок. 302). В тот же миг из земли истёк источник. Епископы Пётр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

Иконография

В византийском иконописном искусстве существовало несколько типов изображения Андрея Стратилата. Наиболее распространён тип молодого воина-мученика в доспехах с тёмными волосами и небольшой бородкой. В древнерусском искусстве Андрей обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях — обычно на столпе, в рост, с копьём, луком и щитом.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота о внешности святого Андрея сказано «старец кудрявый». Иконописный подлинник XVII века, изданный Сергеем Большаковым в 1903 году[1], указывает, что он «сед, власы курчеваты, брада Иоанна Богослова, во бронях, приволока празелень, доспех клетчат, риза празелень, испод лазорь, нагавицы багор, в правой руке крест, а в левой копие, за левую щит».

Литература

Примечания

  1. Рыков Ю. Д. Большаков // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. V : «Бессонов — Бонвеч». — С. 669—670. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.

Ссылки