Ангелус Силезиус

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ангелус Силезиус
Ангелус Силезиус
Херувимский странник, первое издание

Ангелус Силезиус («Силезский Вестник»[1], или Ангел Силезский[источник не указан 2401 день]) (нем. Angelus Silesius, имя при рождении — Йоханнес Шеффлер, нем.  Johannes Scheffler, 25 декабря 1624, Бреслау, Земли Чешской короны, Габсбургская Силезия — 9 июля 1677, там же) — немецкий христианский мистик, теолог и поэт эпохи Барокко.

Биография

Его отец-помещик переехал в Бреслау из Кракова. Шефлер принадлежал к лютеранскому вероисповеданию, изучал медицину. Изучал сочинения Бёме и других немецких мистиков, испытывал влияние и был лично близок к мистикам, которые искали синтеза между пантеистической трактовкой Бога и натурфилософской картиной мира (Франкенберг, Даниэль Чепко). Его мистические искания не укладывались в рамки рационалистической лютеранской ортодоксии эпохи, и в 1653 году он перешёл в католицизм.[1] В 1661 вступил в орден францисканцев, принял священнический сан.

Сочинения

В 1657 опубликовал сборник 205 гимнов Heilige Seelenlust, oder geistliche Hirtenlieder der in ihren Jesum verliebten Psyche («Святая душевная радость или духовные пастушеские песни влюбленной в своего Христа Психеи"), испытавших влияние сентиментальной пасторальной поэзии того времени; религиозная мистика здесь доходит до грани религиозной эротики[2] (среди прочих произведений, вошедших в издание — и авторская обработка народной песни «Вечность»[3]). В том же году опубликовал книгу Geistreiche Sinn-und Schluss-reime (1657), позднее вышедшую вторым изданием под титулом Cherubinischer Wandersmann («Херувимский странник») (1674) и ставшую главной в его наследии. Эта книга суммирует идеи немецкой мистики от Экхарта до Бёме, и представляет учение о сокровенном человеческом «я», содержащее в себе средоточие мира и существующее вне времени и пространства[1].

В России сочинения Ангелуса были популярны в конце 18 — начале 19 веков. Изданный анонимно сборник стихов «Райские цветы» был конфискован в книжных лавках Москвы в 1787 по указу императрицы Екатерины II.

Признание

Памятник Ангелусу Силезиусу во Вроцлаве

Был заново «открыт» в эпоху романтизма.

Сочинения Ангела Силезия высоко ставили Лейбниц, Гёте, немецкие романтики, Шопенгауэр, Л. Н. Толстой, Н. И. Новиков, И. Г. Шварц, А. Ф. Лабзин, в XX в. — , Витгенштейн, Хайдеггер, Борхес, который его переводил. Оказал сильное влияние на Рильке, Бердяева и других религиозных мыслителей.

Интересные факты

В фильме «Мыс страха» убийца и насильник Макс Кэйди цитирует отрывок из произведений Силезиуса: «Я люблю Господа — и Господь любит меня! Я столь же велик, сколь Господь. Он столь же ничтожен, сколь и я. Ни Он не может быть выше меня, ни я не могу быть ниже Его!»

Издания на русском языке

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Ангелус Силезиус — статья в Большом толковом словаре по культурологии. Кононенко Б. И. 2003.
  2. Ангелус Силезиус Архивная копия от 23 сентября 2017 на Wayback Machine - статью из Литературной энциклопедии. — т.I, Отв. ред. Фриче В. М.; Отв. секретарь Бескин О. М. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930
  3. Franz Pfeiffer, Karl Bartsch u. a. Germania: Vierteljahrsschrift. — 1863. — S. 305–306. (нем.)

Литература

Тексты