Анатомия меланхолии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Титульная страница Анатомии Меланхолии

«Анатомия меланхолии» (The Anatomy of Melancholy; полное название — «Анатомия меланхолии, всё о ней: виды, причины, симптомы, прогнозы и некоторые лекарства. В трех частях со своими секциями, разделами и подразделами. Философично, исторично. Просто и понятно») — одно из самых известных (и объёмных) произведений английской прозы эпохи барокко.

Гигантский том in-quarto толщиной в 900 страниц был опубликован в 1621 году под псевдонимом Демокрит Младший. «Анатомия Меланхолии» разделена на три основные части: первая часть определяет и описывает различные виды меланхолии, которая в то время ещё считалась реальным недугом наподобие депрессии, и притом крайне распространённым. Вторая часть предлагает различные виды лечения; а третья анализирует любовную меланхолию и религиозную меланхолию.

Автор книги — оксфордский прелат Роберт Бёртон — продолжал дополнять и дописывать книгу до самой смерти в 1640 году. Изначально он ставил перед собой цель, отталкиваясь от неформальной стилистики «Опытов» Монтеня, проанализировать меланхолию, исследовать её причины и следствия, а заодно рассеять меланхолию (как собственную, так и читательскую) занимательным рассказом о ней. Итоговая книга носит энциклопедический характер, черпая примеры меланхолии из почти всех областей человеческой деятельности и знания начала XVII века.

Отдельные главы «Анатомии» представляют собой причудливое перечисление слабо связанных друг с другом анекдотов, зачастую изложенных не без юмора. Текст изобилует лирическими отступлениями, которые вольно перетекают друг в друга наподобие потока сознания. Сложности чтению добавляют огромные выписки на латыни из учёных авторов античности (в современных изданиях приводятся, как правило, в английском переводе).

Помимо Роберта Бёртона, классические образцы английской барочной прозы энциклопедического свойства, и также с медицинским уклоном, оставил его младший современник Томас Браун. Однако в отличие от небрежного, скомканного, рубленого слога Бёртона, Браун считается мастером изысканной, аристократической, «парчовой» риторики, изобилующей диковинными латинизмами.

«Анатомия меланхолии» не издавалась ни разу с 1676 по 1800 гг., став за эти годы библиографической редкостью, что не помешало Лоуренсу Стерну развить и одновременно спародировать прихотливо-эксцентричный стиль Бёртона в многотомном романе «Тристрам Шенди» (1759-1767). «Анатомия меланхолии» была настольной книгой поэта-романтика Джона Китса, почерпнувшего из неё сюжеты «Оды к Меланхолии» и поэмы «Ламия». Другой поклонник творчества Бёртона, Хорхе Луис Борхес, поставил строки из «Анатомии» эпиграфом к рассказу «Вавилонская библиотека». Цитата из Кеплера, взятая из «Анатомии меланхолии», приведена Гербертом Уэллсом в качестве эпиграфа к роману «Война миров».

Публикации

На английском
На русском
  • Анатомия меланхолии / Перевод, статьи и комментарии А. Г. Ингера. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 832 с.

Литература