Анастасий II (папа римский)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анастасий II
лат. Anastasius PP. II
Анастасий II
Флаг
50-й Папа Римский
24 ноября 496 — 19 ноября 498
Церковь Римско-католическая церковь
Предшественник Геласий I
Преемник Симмах

Смерть 19 ноября 498(0498-11-19)

Анаста́сий II (лат. Anastasius PP. II; ? — 19 ноября 498) — Папа Римский с 24 ноября 496 года по 19 ноября 498 года.

Биография

Анастасий родился в Риме в семье священника[1]. До избрания был диаконом.

Избрание Анастасия II папой было связано с желанием части влиятельных кругов Римской церкви отойти от жесткой линии его предшественников во взаимоотношениях с Византийской Церковью, найти точки для примирения и преодолеть так называемую Акакианскую схизму[2][3]. Папы Феликс III (483—492) и Геласий I (492—496) вступили в конфронтацию с Восточной церковью и отлучили от церкви многих крупных религиозных деятелей, включая Акакия, Патриарха Константинопольского. После интронизации Анастасий направил миссию епископов Крескония и Германа в Константинополь с посланием к императору Анастасию I, где сообщал о своем избрании, а также выражал надежду на восстановление церковного единства[3]. В своем послании Анастасий II писал, что действенность таинств не зависит от личных качеств совершающего их духовного лица, сравнивал благодать с лучами солнца, которые остаются чистыми и неискаженными, хотя порой проникают сквозь грязнейшие места. На основании этого Анастасий II, продолжая считать патриарха Акакия схизматиком, признал посвящения, а также обряды крещения, совершенные этим патриархом, действительными. Он считал, что после смерти Акакия возможно восстановление общения между Римской и Константинопольской Церквями. Но переговоры не удались. Попытки вести переговоры с диаконом Фотином[bg], представителем Фессалоникийского архиепископа Андрея[bg] (в прошлом сторонника патриарха Акакия), отправленного в Константинополь для участия в богословских диспутах, вызвали недовольство среди римского духовенства. Сам факт принятия Фотина был расценен как предательство веры. В это время папа внезапно скончался, и его противники увидели в этом несомненный знак божественного суда.

Наследие

Фракции, которые образовались во время правления Анастасия, выдвинули своих кандидатов на освободившийся престол. Фракция противников примирения предложила Симмаха, а сторонники курса Анастасия II — Лаврентия[2], что стало началом так называемой «Лаврентиевской схизмы» на западе.

Имя Анастасия II не было включено в древние мартирологи; даже тени подозрения о каких-то соглашениях с Константинополем было достаточно для того, чтобы он стал вторым (после Либерия) из неканонизированных Римских пап, хотя предполагаемая вина так и осталась неподтвержденной. Согласно средневековой легенде, нашедшей отражение в Божественной Комедии Данте, Анастасий II был ввержен в ад: «Здесь Папа Анастасий заточен / Вослед Фотину правый путь забывший» (Ад, XI, 8-9). Тем не менее, современные ученые считают это ошибкой: скорее всего, Данте имел в виду византийского императора того времени, Анастасия I[4].

Похоронен в соборе Св. Петра[2].

Примечания

  1. George L. Williams. Papal Genealogy: The Families And Descendants Of The Popes (англ.). — McFarland, 2004. — ISBN 978-0-7864-2071-1.
  2. 2,0 2,1 2,2 Richard P. McBrien. Lives of the Popes: The Pontiffs from St. Peter to John Paul II (англ.). — HarperCollins, 1997. — P. 82—83. — ISBN 978-0-06-065304-0.
  3. 3,0 3,1 Morehead, John. The Laurentian Schism: East and West in the Roman Church (англ.) // Church History : journal. — 1978. — Vol. 47, no. 2. — P. 125—136. — doi:10.2307/3164729.
  4. Alighieri, Dante. Dante's Inferno. — Indiana University Press, 1995. — ISBN 978-0-253-20930-6.

Ссылки