Амвросий (католикос-патриарх всея Грузии)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Его Святейшество и Блаженство
Католикос-патриарх Амвросий
კათოლიკოს-პატრიარქი ამბროსი
Католикос-патриарх Амвросий
74-й Католикос-патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский
14 октября 1921 — 29 марта 1927
Избрание 7 сентября 1921
Церковь Грузинская православная церковь
Предшественник Леонид
Преемник Христофор III

Имя при рождении Виссарион Зосимович Хелая
Оригинал имени при рождении ბესარიონ ზოსიმეს ძე ხელაია
Рождение 7 сентября 1861(1861-09-07)
село Мартвили Кутаисской губернии
Смерть 29 марта 1927(1927-03-29) (65 лет)
Тифлис
Место захоронения Сиони
Принятие священного сана 1885 год
Принятие монашества 11 февраля 1900 года
Епископская хиротония 15 октября 1917 года

Награды Орден Национального героя Грузии

Католикос-патриарх Амвросий (груз. კათოლიკოს-პატრიარქი ამბროსი, Амброси; в миру Виссарион Зосимович Хелая, груз. ბესარიონ ზოსიმეს ძე ხელაია; 7 сентября 1861, селе Мартвили, Кутаисская губерния — 29 марта 1927, Тифлис) — католикос-патриарх Грузии, историк и религиозный деятель. Известен своим крайне негативным отношением к советской власти.

Канонизирован Священным синодом Грузинской православной церкви в 1995 году как святой Амвросий Исповедник.

Биография

Амвросий родился 7 сентября 1861 года в селе Мартвили, Грузия.

Начальное образование он получил в духовной школе в Самегрело. Окончил Тифлисскую духовную семинарию в 1885 году, в том же году и был рукоположён в священники и отправлен в Абхазию, где служил священником в Сухуми, Новом Афоне и Лыхны, а также обучал население грузинскому языку.

Под псевдонимом Янтарь он опубликовал серию статей, которые осуждали политику русификации в Абхазии, а также обвинил местных русских чиновников в разжигании антигрузинских настроений среди абхазского населения[1].

В 1893 году овдовел. В 1896 году он поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия (тема диссертации — «Борьба христианства с исламом в Грузии»).

Учась в Академии, 11 февраля 1900 года принял монашеский постриг с именем Амвросий. Окончив обучение, вернулся в Грузию, в 1902 году был назначен настоятелем Челишского монастыря в провинции Рача и возведён в сан архимандрита.

Много сил и энергии приложил он для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня — Челишское Евангелие — рукопись IX—X века.

В 1904 году его перевели в Тифлис членом синодальной конторы и назначили архимандритом монастыря Преображения Господня.

Активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии. В связи с этой деятельностью в 1904 году переведён смотрителем Усть-Медведицкого духовного училища Донской епархии. Вскоре он вернулся в Грузию и в 1906 году стал членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы и настоятелем Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии.

Весной 1908 года в Тифлисе Грузинский экзарх Никон (Софийский) был смертельно ранен неизвестными в рясах. Амвросий, узнав о гибели архиепископа Никона, был потрясён: «Потеряны христианские начала, сдерживавшие страсти человеческие; упала в людях вера и сказалась натура зверская — жажда крови своего ближнего. Вот пред нами жертва этого ужасного времени, нами переживаемого. Беспримерна такая жертва в истории христианской Церкви».

В поднявшейся волне негодования обвинения в убийстве легли на ревнителей автокефалии Грузинской церкви, среди которых архимандрит Амвросий был одним из первых. В 1908 году он был обвинён в причастности, лишён права служения и в 1909 году сослан в Рязанский Троицкий монастырь, где находился под строгим надзором более года.

В 1910 году оправдан, разрешён в служении и назначен настоятелем Старорусского монастыря Новгородской епархии, где оставался до 1917 года.

В августе 1917 года вернулся в Грузию и 15 октября того же года был хиротонисан во епископа Чкондидского. В 1918 году назначен управляющим Сухумо-Абхазской епархией и возведён в сан митрополита.

Патриарх

После смерти прежнего патриарха Грузии, Леонида, от холеры, в 1921 году Амвросий был избран 7 сентября 1921 года его преемником. 14 октября состоялось его настолование в Мцхетском соборе.

В соответствии с решениями недавно установленного режима большевиков церковь была лишена юридического статуса, а храмы и монастыри стали закрывать. Духовенство преследовалось, а имущества храмов и монастырей конфисковали[2][3].

7 февраля 1922 года Амвросий направил меморандум Генуэзской конференции, в которой он описал условия, при которых Грузия жила после установления советской власти. В меморандуме содержался протест от имени народа Грузии, лишённого своих прав, против Советской власти и требование вмешательства[4]. В феврале 1923 года Амвросий и все члены Патриаршего совета были арестованы и посажены в тюрьму. В марте 1924 года советские власти устроили открытый судебный процесс. Помимо отправки обращения к Генуэзской конференции, Амвросия обвинили в сокрытии исторических сокровищ Церкви с целью не допущения их передачи Советскому государству. Все священнослужители, арестованные вместе с патриархом, показали свою солидарность с Амвросием, который взял на себя ответственность за действия, которые он, как было объявлено, совершил в соответствии с его обязательствами и с преданностью Грузинской церкви. Его последними словами на процессе были: «Моя душа принадлежит Богу, моё сердце моей стране, а с моим телом делайте что хотите, палачи»[2]. Амвросия должны были приговорить к смертной казни, но осудили на восемь лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Вскоре после этого, в августе 1924 года в ряде регионов Грузии вспыхнуло антисоветское восстание, длившееся около трёх недель и жестоко подавленное. Многие священнослужители тоже были репрессированы, а митрополит Кутаисский и Гаэнатский Назарий был среди тех, кого расстреляли без суда и следствия.

В начале марта 1925 года председатель ВЦИКМихаил Калинин, находившийся в Грузии, призвал амнистировать участников восстания августа 1924 года, а также приостановить религиозные гонения. В 1926 году Амвросий и некоторые другие священнослужители были освобождены из тюрем. Амвросий не прожил долго после освобождения и умер 29 марта 1927 года в Тбилиси.

Амвросий известен как плодовитый историк Церкви и исследователь первичных грузинских источников. Он является автором ряда статей, опубликованных на русском и грузинском языках. Амвросий обнаружил ранее неизвестную версию рукописи Мокцеваи Картлисаи («Обращение Грузии»).

Канонизация

В 1995 году житие католикоса-патриарха всей Грузии Амвросия было рассмотрено на расширенном заседании Священного синода Грузинской православной церкви. За выдающиеся труды на благо Церкви и грузинского народа он был канонизирован в сентябре 1996 года на Поместном соборе Грузинской Православной Церкви как святой Амвросий Исповедник.

Днём поминовения святого Амвросия Исповедника стало 16 марта.

Признание

В 2013 году посмертно награждён грузинским орденом Национального героя[5].

Примечания

  1. Khositashvili M. წმიდა მღვდელმთავარი ამბროსი აღმსარებელი (ხელაია) (The Holy Archpriest Ambrose the Confessor (Khelaia)) Архивировано 8 февраля 2007 года., «საპატრიარქოს უწყებანი» // The Patriarchate Gazette. — № 12 (166). — 2002.
  2. 2,0 2,1 David M. Lang. A Modern History of Georgia. London: Weidenfeld and Nicolson, 1962. — Р. 241.
  3. Pere Janin. The Separated Eastern Churches. Gorgias Press LLC, 2004. — P. 164. — ISBN 1-59333-110-X.
  4. Tchantouridze, L. Russia Annexes Georgia. Georgian Patriarch’s Letter to the 1922 Genoa Conference // The Canadian Journal of Orthodox Christianity. -- Vol. III, № 3, Fall 2008. Архивная копия от 6 июля 2011 на Wayback Machine.
  5. Михаил Саакашвили напоследок присвоил звания национальных героев погибшим в прошлом грузинам. Дата обращения: 6 мая 2021. Архивировано 14 декабря 2013 года.

Литература

  • Абашидзе З. Амвросий (Хелая) // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 139—140. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Мельникова И. Е. Попытка восстановления евхаристического общения между Русской (Российской) и Грузинской Православными Церквами при Католикосе-Патриархе всея Грузии Амвросии (Хелая) // XXXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. — Москва: Изд-во ПСТГУ, 2021. — 236 с. — С. 93—96
  • ჟვანია ზ. საჟართველოს კათალიკოს-პატრიარჟნი და მღვდელმთავარნი 1917 წლიდან. ჟუთაისი, 1994
  • გურგენიმე ვ. კათალიკოს-პატრიარჟი ამბროსი // ჯვარი ვაზისა. თბილისი. — 1997. — № 1;
  • საჟართველოს კათოლიკოს-პატრიარჟები. თბილისი, 2000. — С. 188—193.

Ссылки