Амвросий Оптинский

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Амвросий Оптинский
Фотография А. М. Гренкова (Амвросия Оптинского). 1870-е годыФотография А. М. Гренкова (Амвросия Оптинского). 1870-е годы
Имя в миру Александр Михайлович Гренков
Рождение 23 ноября (5 декабря) 1812(1812-12-05)
село Большая Липовица, Тамбовский уезд, Тамбовская губерния
Смерть 10 (22) октября 1891(1891-10-22) (78 лет)
Шамординский монастырь
Монашеское имя Амвросий
Почитается Русской православной церковью
Канонизирован(а) 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви
В лике преподобных
Главная святыня мощи во Введенском соборе Оптиной пу́стыни
День памяти 10 (23) октября,
11 (24) октября,
27 июня (10 июля)
Труды старчество

Амвро́сий О́птинский (в миру Александр Михайлович Гренков; 23 ноября (5 декабря1812 — 10 (22) октября 1891) — священнослужитель Русской православной церкви, иеросхимонах. Прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном соборе Русской православной церкви; почитался при жизни как старец. Прообраз старца Зосимы в романе Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы».

Дни памяти:

Биография

Начало жизненного пути

Если не указано иное, даты приведены по старому стилю

Ныне общепринято, что Александр Гренков родился 23 ноября (5 декабря1812 года. Хотя источники, прямо и косвенно, указывали и другую дату: 21 ноября 1812 года[1] и 1814 год (в аттестате студента Тамбовской духовной семинарии Александра Гренкова от 15 июля 1836 года указано: «…имеющий от роду 22 года…»)[2]

Родился он в доме своего деда-священника, в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Фёдоровича и Марфы Николаевны Гренковых; был шестым из восьмерых детей. Отец рано умер, и Александр жил в многочисленной семье с матерью у деда.

В двенадцатилетнем возрасте он был отдан на полуказённое содержание в Тамбовское духовное училище. В июле 1830 года он, как один из лучших выпускников, был направлен в Тамбовскую духовную семинарию[3]. Во время учёбы в семинарии он тяжело заболел и дал обет постричься в монахи. Однако по окончании семинарии в 1836 году (по первому разряду) он поступил домашним учителем детей к богатому помещику. Затем, с 7 марта 1838 года[3], был преподавателем греческого языка Липецкого духовного училища.

После вторичной болезни[4], посетив вместе с товарищем и сослуживцем Павлом Покровским[5][6], Троице-Сергиеву лавру и старца Илариона (Фокина) из села Троекурова, осенью 1839 года он тайно от всех ушёл в указанный старцем монастырь Оптина пустынь.

Служение в Оптиной пустыни

8 октября 1839 года Александр Гренков прибыл в Оптину пустынь[7]. Старец Лев благословил его жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греческого монаха Агапия Ланда «Грешных спасение»[3]. В январе 1840 года Александр перешёл жить в обитель, а 2 апреля 1840 года, после урегулирования ситуации с его исчезновением из Липецкого училища, принят послушником в число братии монастыря; был келейником и чтецом у старца Льва, работал в хлебне. В ноябре 1840 года был переведён в скит, где в течение года трудился на кухне.

Ещё до смерти старца Льва, он с 1841 года начал проходить послушание у старца о. Макария. Повинуясь его воле летом 1841 года он был пострижен в рясофор, а 29 ноября 1842 года — в мантию, с именем в честь святителя Амвросия Медиоланского; 4 февраля 1843 года[8] рукоположён во иеродиакона, а 9 декабря 1845 года рукоположён в Калуге во иеромонаха, причём во время поездки простудился и тяжело заболел, получив осложнение на внутренние органы, так, что из-за болезни почти не мог служить.

При своём посещении, 23 августа 1846 года, Оптиной пустыни епископ Николай, по просьбе игумена[9] и духовника обители[10], иеромонах Амвросий был назначен помощником о. Макария «в духовничестве». У вступившего на путь старчества молодого монаха, к весне 1848 года состояние здоровья стало настолько угрожающим, что, вероятно, в это время он был пострижен в великую схиму без изменения имени[11], выведен за штат и числился на иждивении монастыря. После этого его здоровье несколько поправилось.

После кончины старца о. Макария 7 сентября 1860 года Амвросий принял на себя труд старчества.

Старец Амвросий постоянно имел какой-нибудь недуг: «то усиливался у него гастрит, то открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка»[12]. В 1862 году старец Амвросий получил вывих руки, неудачное лечение которого ещё больше ослабило его здоровье, так что он уже не мог ходить на богослужения в храм, а зимой совсем не мог выходить из помещения[13]. В августе 1868 года он опасно заболел геморроидальным кровотечением. Игумен Исаакий послал в село инока с просьбой принести в Оптину пустынь Калужскую икону Божией Матери. Икону доставили в монастырь. После молебна с акафистом Богородице в келье старца и молитв, Амвросий получил облегчение в болезни, которая посещала его периодически до самой кончины.

В 1870 году он получил редкую в то время награду — золотой наперсный крест[14].

Казанская Амвросиевская пустынь (Шамординский монастырь)

С именем старца Амвросия связано устройство в 1884 году Шамординской женской обители. Он благословил своё духовное чадо схимонахиню Софию на создание недалеко от Оптиной, с сельце Шамордино, женской общины, которая позже была преобразована в монастырь[15]. Днём создания монастыря считается 1 (14) октября 1884 года, когда была освящена первая церковь, устроенная трудами и молитвами Амвросия.

Поставленная им игуменья София за четыре года своего настоятельства устроила монашескую жизнь монастыря. После её кончины старец Амвросий благословил на игуменство другую духовную дочь — монахиню Евфросинию, которую на закате жизни не благословил уходить на покой, несмотря на болезни[16].

В основанной по его благословению Шамординской обители он и скончался — 10 октября 1891 года. На его мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла:

«Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор. 9:22).

Встречи, беседы, поучения

Икона с изображением Амвросия Оптинского

Евгений Погожев (Поселянин) говорил:

Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нём. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли.

В. В. Розанов писал:

Благодеяние от него льётся духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело.

Выражения Амвросия Оптинского

Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение.
Иди — куда поведут, смотри — что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя!
Праведных ведёт в Царство Божие апостол Пётр, а грешных — Сама Царица Небесная.
Читайте «Отче наш», но не лгите: «…остави нам долги наша, яко же и мы оставляем…»
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.
Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних — болезнями и помыслами.

Духовное наследие старца Амвросия

Примечания

  1. Сказание, 1893, с. 7.
  2. Летопись, 2008, с. 75.
  3. 3,0 3,1 3,2 Православная энциклопедия, 2001
  4. Сказание, 1893, с. 9.
  5. Летопись, 2008, с. 76.
  6. Павел Степанович Покровский, впоследствии иеромонах Платон (ум. 11.09.1889) поступил в Оптину пустынь в ноябре 1849 года; монашеский постриг принял в 1858 году; иеромонах — с 1863 года. Был духовником старца Амвросия и с 1881 года монастырским духовником.
  7. В «Летописи скита… при Козельской Введенской Оптиной пустыни» (Т. 1. — С. 74) приход его помечен ноябрём 1839 года.
  8. Согласно «Летописи скита… при Козельской Введенской Оптиной пустыни» (Т.1 — С.94) — 2 февраля
  9. Игуменом монастыря был в это время о. Моисей
  10. Летопись, 2008, с. 116.
  11. Точное время пострижения в великую схиму неизвестно, но в Оптиной пустыни сложился обычай — послушников в предсмертной болезни тайно в келии постригать в мантию, а монахов — в схиму. Достоверным является только тот факт, что в марте 1865 года, когда был келейно (но открыто) пострижен в схиму игумен Антоний, старец Амвросий сказал: «А я вот свет-то свой скрыл» и с этого времени обнаружилось пострижение о. Амвросия в схиму (Летопись скита… при Козельской Введенской Оптиной пустыни. — С. 497).
  12. Летопись, 2008, с. 595.
  13. Летопись, 2008, с. 480—481.
  14. Сказание, 1893, с. 11.
  15. «Правительственный вестник». — 6 июля 1884. — № 148. — С. 2.
  16. Главная>Настоятельницы>Схиигумения Евфросиния (Розова, 1830-1904). Официальный сайт Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни. Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 27 августа 2014 года.

Литература

  • Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия старца Оптинского : В 2 ч. — Козельск : Св.-Введ. Оптина пустынь, 2001. — 572 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-86594-061-9.
  • Григорий (Борисоглебский), архим. Сказание о житии Оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия; вступ. ст., подгот. текста, коммент. В. В. Кашириной. — Серпухов : Наследие православного Востока, 2015. — 314 с.
  • Гумеров Ш. А. АМВРО́СИЙ Оптинский // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1 : А—Г. — С. 57—58. — 672 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-011-8.
  • Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия / Сост. Агапит (Беловидов), схиархим. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900 (2-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 440 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-7533-0614-2)
  • Иоанн (Маслов), архиман. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. — М.: Братство святителя Алексия, 1993. — 189 с. — ISBN 5-86060-006-2.
  • Краткое сказание о жизни Оптинскаго старца иеросхимонаха о. Амвросия / Сост. Е. В. [Вытропский Ераст Кузьмич]. — М.: Типография М. Волчанинова, 1893.
  • Летопись скита… при Козельской Введенской Оптиной пустыни. — М., 2008. — Т. 1—2. — 5000 экз. — ISBN 5—9831—7295—6 (т. 1); 5—9831—7296—4 (т. 2).
  • Между страхом и надеждой: Преподобный Амвросий Оптинский: Житие, наставления / Сост. В. Каткова. — М.: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище гор. Москвы Московской епархии Русской православной церкви, 2012. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-98891-615-4.
  • Мон. Екатерина (Филиппова), Зеленина Я. Э. Амвросий // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 135—137. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857—1859). — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 383 с. — ISBN 978-5-7429-0717-6.
  • Поселянин Е. Н. Старец Амвросий. Праведник нашего времени. — М. : Никея, 2016. — 199 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91761-487-8.
  • Преподобный Амвросий. — Козельск : Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2004. — 484 с. — (Жития оптинских старцев). — 10 000 экз.
  • Четвериков С. И., прот. Описание жизни блаженная памяти Оптинского старца Иеросхимонаха Амвросия : в связи с историей Оптин. Пустыни и её старчества. — [Репр. изд.]. — М. : Паломник, 1998. — 415 с.

Ссылки