Амаглобели, Сергей Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сергей Иванович Амаглобели
Sergo Amaglobeli.jpg
Имя при рождении Серго Иванович Амаглобели
Дата рождения 11 июля 1899(1899-07-11)
Место рождения Амаглебо, Озургетский уезд, Кутаисская губерния, Российская империя
Дата смерти 13 февраля 1938(1938-02-13) (38 лет)
Место смерти неизвестно
Страна  Российская империя СССР
Род деятельности театральный деятель,
театровед,
драматург,
организатор кинопроизводства,
редактор
Внешние изображения
С. И. Амаглобели, Б. Н. Норд, А. М. Азарин после спектакля «Хорошая жизнь» в МХАТ II (1933—1934)

Серге́й (Серго́) Ива́нович Амаглобе́ли (11 июля 1899, Амаглеба — 13 февраля 1938) — советский театральный деятель, театровед, драматург, организатор кинопроизводства, редактор. Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР.

Биография

Родился 11 июля 1899 года (по другим сведениям в 1898 году[1]) в селе Амаглеба Озургетского уезда Кутаисской губернии в грузинской дворянской семье[комм. 1][1][2]. Учился в сельской школе, затем в Кутаисской грузинской гимназии. В 1919 году поступил в Тбилисский университет, учился на юридическом и социально-экономическом факультетах. Будучи студентом, регулярно печатался в газете «Трибуна», увлёкся театром, работал суфлёром в Тбилисском государственном театре драмы. Член РКП(б) с 1923 года. После окончания университета в 1924 году читал лекции в Тбилисском университете, Тбилисской консерватории и Закавказском коммунистическом университете, занимался литературной деятельностью. В 1925 году был назначен директором Театра имени Шота Руставели[2][3][4].

В 1926—1927 годах — председатель АО «Госкинпром Грузии»[3]. Сыграл роль в короткометражном фильме «Гоги Ратиани» (1927)[5]. Участвовал в создании 2-го Государственного драматического театра в Кутаиси (1928)[6].

С 1928 работал в Москве в Государственной академии художественных наук (ГАХН), в Коммунистической академии при ЦИК СССР[3][7][8]. Заместитель заведующего учебной частью, член бюро научной работы, учёный секретарь и член президиума ГАХН[9][10]. Состоял членом Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ)[11].

С. И. Амаглобели слишком недолго был в Малом театре; <…> Но на первых порах его влияние несомненно было положительным; замечательные «старики» Малого театра почувствовали уважение и заботу о себе дирекции; талантливые советские авторы охотнее несли свои пьесы в Малый театр; пресса перестала придираться к нашим спектаклям. Заметно оживилась и общественная работа, в неё включился наш «золотой фонд» — старшее поколение; шефствовали над периферийными театрами, организовался колхозный филиал Малого театра в Земетчине <…>.

— Из воспоминаний Натальи Луначарской-Розенель, актрисы[12]

В 1931—1932 годах — директор и художественный руководитель Нового театра[3][4][13][14]. Входил в состав совета, президиума и секретариата Всероскомдрама; секретарь секции критиков, ответственный секретарь секции драматургов Всероскомдрама[15][16].

В 1933—1936 годах — директор и художественный руководитель Малого театра[17][18]. Избирался делегатом (с совещательным голосом) Первого съезда советских писателей[19][20], член секции драматургов при оргкомитете ССП СССР[21][22]. В октябре 1934 года вместе с А. Я. Таировым участвовал в Международном театральном конгрессе в Риме, выступил с докладом «О творческих путях советского театра»[23][24][25]. Был инициатором приезда Гордона Крэга в Москву в 1935 году с целью постановки Шекспира в Малом театре, вёл переписку с Роменом Ролланом[26][27][28][29]. Член редколлегии журнала «Театр и драматургия»[30], «Пролетарское кино»[15]. Руководитель лаборатории по изучению творчества актёра Всероссийского театрального общества[31]. В июле 1936 года Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР удовлетворил просьбу Амаглобели об освобождении от обязанностей руководителя Малого театра ввиду его работы над пьесой к ХХ годовщине Октябрьской революции, отметив в специальном приказе работу руководства Малого театра[32].

Автор пьес «Хорошая жизнь» (1934), «Сбор мандаринов» (1935), ряда критических и теоретических статей о театре и кино[3]. Работая над пьесой «Хорошая жизнь», драматург ставил перед собой задачу «не только создать конкретное драматическое произведение, но и положить хоть один кирпич в дело формирования определенного театрального стиля — театра социального оптимизма как театра, выражающего дух победившей революции»[15][26][33]. Член Союза советских писателей СССР[34].

В 1937 году был арестован. 11 июля 1937 года в газете «Советское искусство» была опубликована статья «В парторганизации Малого театра», в которой бывшие руководители театра Л. М. Лядов и С. И. Амаглобели были обвинены во вредительстве и названы врагами народа[35]. 8 февраля 1938 года приговорён Тройкой при НКВД Грузинской ССР по статьям 58-8, 58-10, 58-11 УК Грузинской ССР за участие в террористической организации и подготовке терактов над руководителями ЦК ВКП(б) и Советского правительства к ВМН. 13 февраля 1938 года расстрелян[1][36][37].

Реабилитирован[38].

Семья

  • жена — Вера Семеновна Калабегишвили-Амаглобели (1898—1973)[источник не указан 573 дня];
    • дочь — Лейла Сергеевна Амаглобели (1924—2013), актриса кино и Государственного академического ансамбля народного танца Грузии[источник не указан 573 дня];
  • гражданская жена — Лидия Павловна Копейкина (Амаглобели), входила в Совет жён писателей при СП СССР[39].

Библиография

  • Грузинский театр (основные этапы развития). — М.: ГАХН, 1930. — 150 с.
  • Классовая борьба в грузинском кино // Пролетарское кино : журнал. — 1931. — № 4. — С. 36—39. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  • Искусство народов СССР. Лекции 1, 2 и 3. — М.: Учпедгиз, 1932. — 76 с.
  • Театр социального оптимизма // Драматургия. Первый дискуссионный сборник автономной секции драматургов оргкомитета ССП / под ред. Б. Алперс и др. — М.: Советская литература, 1933. — С. 129—146. — 237 с.
  • Драматургия великих боев. Оборона и драматургия. — М.: Советская литература, 1934. — 103 с.
  • Дальние родственники // Искусство кино : журнал. — 1936. — № 5. — С. 54. Архивировано 29 ноября 2021 года.

Звания

  • Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР[26].

Комментарии

  1. В «Театральной энциклопедии Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine» под ред. С. С. Мокульского, изданной издательством «Советская энциклопедия» в 1961 году, указаны дата рождения Амаглобели 12 (24) мая 1899 года, дата смерти — 13 апреля 1946 года.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Амаглобели Сергей Иванович (1898). ru.openlist.wiki, Открытый список. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  2. 2,0 2,1 Иоселиани Д. К. С. И. Амаглобели и его театр «социального оптимизма». Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. — Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1974. — С. 3. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Амаглобели Сергей Иванович. istoriya-teatra.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  4. 4,0 4,1 Луначарская-Розенель Н. А. Память сердца. Воспоминания. — М.: Искусство, 1977. — С. 224—246. — 454 с. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  5. Гоги Ратиани (1927). fenixclub.com, Киноклуб «Феникс». Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  6. Театральная энциклопедия. lib.co.ua. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  7. Осипова Н. М. Документы Архива РАН о дискуссиях в Коммунистической академии ЦИК СССР и её учреждениях // Дискуссионные проблемы источниковедения истории фундаментальной науки в СССР. Материалы Всероссийской научной конференции, г. Москва, Архив РАН—РГГУ, 25 июня 2019 г. / отв. ред. В. П. Коздов, отв. сост. И. Н. Ильина. — М.: Архив РАН, 2019. — С. 133—143. — 304 с. — ISBN 978-5-6041820-2-4. Архивная копия от 9 июля 2021 на Wayback Machine
  8. Кркмлёв Г. Д. Михаил Калатозов. — М.: Искусство, 1964. — С. 47—48. — 244 с. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  9. Искусство как язык — языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов / под ред. Н. С. Плотникова и Н. П. Подземской. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — ISBN 978-5-4448-0852-8. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  10. Гудкова В. Кому мешали учёные, или как разгоняли теасекцию ГАХН // Новое литературное обозрение : журнал. — 2015. — № 3 (134). — С. 170—201. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  11. Шошин В. А. Писатели-корреспонденты на фронтах Великой Отечественной войны. — СПб.: Наука, 2006. — С. 34. — 609 с. — ISBN 5-02-026385-0.
  12. Луначарская-Розенель Н. А. Память сердца. Воспоминания. — М.: Искусство, 1975. — С. 184-223. — 453 с. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  13. Слёзкин Ю. Л. Дом правительства. Сага о русской революции. — М.: АСТ, Corpus, 2019. — 969 с. — ISBN 978-5-17-100477-4. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  14. Иван Капитонович Луппол, 1896—1943 / сост. Н. С. Корсаков, Л. А. Калашникова. — М.: Наука, 2015. — С. 71. — 150 с. — ISBN 978-5-02-039039-3. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  15. 15,0 15,1 15,2 Плотников К. И. История литературной организации Всеросскомдрам (по материалам Отдела рукописей ИМЛИ РАН). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог. наук. — М.: Институт мировой литературы им. А. М. Горького, 2015. — С. 70, 73, 80, 140, 157—159, 191. — 258 с. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  16. Золотницкий Д. И. Академические театры на путях Октября. — Л.: Искусство: Ленингр. отд-ние, 1982. — С. 223, 273. — 343 с. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  17. Официальный сайт Малого театра. www.maly.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  18. Остужев Александр Алексеевич. Библиографический ресурс «Чтобы Помнили». Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  19. Энциклопедия Либрусека.1 съезд писателей СССР (1934 год). booktracker.org. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  20. Москва выбирает делегатов. На общемосковском собрании писателей // Литературная газета : газета. — 1934. — 6 августа (№ 99 (415)). — С. 1. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  21. Покажите основного строителя // Рабочий и театр : журнал. — 1933. — Июнь (№ 20). — С. 2.
  22. Плотников К. И. К вопросу об историзме С. Д. Кржижановского // Известия Волгоградского государственного педагогического университета : журнал. — 2014. — № 10 (95). — С. 128—133. Архивировано 8 октября 2018 года.
  23. Русское присутствие в Италии в первой половине XX века. Энциклопедия / ред.-сост. Антонелла д'Амелия, Даниелла Рицци. — М.: РОССПЭН, 2019. — С. 639—640. — 863 с. — ISBN 978-5-8243-2316-0. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  24. Театральный конгресс в Риме // Вечерняя Москва : газета. — 1934. — 11 октября (№ 235 (3264)). — С. 1. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  25. Сбоева С. Г. Таиров. Европа и Америка. Зарубежные гастроли Московского Камерного театра. 1923—1930. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010. — С. 554. — 683 с. — ISBN 978-5-87334-117-7.
  26. 26,0 26,1 26,2 МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии / под ред. И. Н. Соловьевой, А. М. Смелянского, О. В. Егошиной. — М.: Московский Художественный театр, 2010. — 954 с. — ISBN 978-5-900020-25-9. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  27. Гордон Крэг в Малом театре // Вечерняя Москва : газета. — 1934. — 16 ноября (№ 263 (3292)). — С. 3. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  28. Yeats Annual No. 8 (англ.) / ed. by Warwick Gould. — London: Macmillan Press Ltd., 1991. — P. 146. — 304 p. — ISBN 978-1-349-08863-8. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  29. Кирпотин В. Я. Ровесник железного века. Мемуарная книга. — М.: Захаров, 2006. — С. 360. — 842 с. — ISBN 5-8159-0576-3.
  30. Журнал «Театр и драматургия». Редколлегия: А. Афиногенов, С. Амаглобели, В. Ермилов и др.. goskatalog.ru, Госкаталог Музейного фонда РФ. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 22 июня 2019 года.
  31. Вся Москва. Адресная и справочная книга. — М.: Московский рабочий, 1936. — С. 93. — 689 с. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  32. От 11 до 3 // Вечерняя Москва : газета. — 1936. — 27 августа (№ 197 (3827)). — С. 1. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  33. Мессерер Е. М., Лейкин Н. Б. Азарий Михайлович Азарин'. — М.: Искусство, 1972. — 216 с. Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
  34. Из стенограммы заседания парткома Союза советских писателей по делу В. М. Киршона. www.alexanderyakovlev.org, Архив Александра Н. Яковлева. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  35. Гулин Б. В парторганизации Малого театра // Советская искусство : газета. — 1937. — 11 июля (№ 32 (378)). — С. 5. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  36. Грузинская ССР. Список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда Союза ССР от 22 ноября 1937 года. stalin.memo.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 24 ноября 2021 года.
  37. Kebadze M. Political system and soviet repressions (англ.) // JournalNX - a Multidisciplinary Peer Reviewed Journal : журнал. — 2020. — October (vol. 6, no. 10). — P. 485-489. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  38. Биографический словарь. Амаглобели Сергей Иванович. www.alexanderyakovlev.org, Архив Александра Н. Яковлева. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  39. В Совете жён писателей // Литературная газета : газета. — 1937. — 15 мая (№ 26 (662)). — С. 3. Архивировано 29 ноября 2021 года.

Литература

  • Театральная энциклопедия / глав. ред. С. С. Мокульский. В 5 т. Т.1: А — «Глобус». — М.: Советская энциклопедия, 1961. — 1214 стб. с.

Ссылки