Альтшуллер, Генрих Саулович/Цитаты

Это страница с тематическим подбором цитат
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (псевдоним Генрих Альтов; 15 октября 1926, Ташкент, Узбекская ССР, СССР — 24 сентября 1998, Петрозаводск, Республика Карелия, Россия) — советский писатель-фантаст и изобретатель, автор ТРИЗТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности).

Из теории изобретательства

  •  

Изобретатель, как полагают некоторые, должен присматриваться ко всему, что можно изменить, переделать, улучшить. Это ошибочное мнение. Изменить и улучшить можно все без исключения орудия и средства техники: ничего неизменяемого нет. Задача изобретателя заключается не в механическом выборе темы, на которую случайно упал взгляд, а в творческом исследовании динамики развития определённого объекта и в обнаружении решающей на этом этапе проблемы, являющейся тормозом общего развития.
<...>
Когда изобретатели бессистемно занимаются всем, что «можно изменить, переделать, улучшить», на отдельных участках производства образуется излишний запас производственной мощности, который остается неиспользованным из-за «узкого места», тормозящего общее развитие[1].

  — «Первый шаг», 1961

Машина открытий (1970)

  •  

Быстрое увеличение размеров исследовательского оборудования — тенденция, общая для всех отраслей науки. Но особенно чегко она проявляется в авангардной области современной науки, в физике. В 1820 году Эрстеду потребовались всего полметра проволоки и магнитная стрелка, чтобы поставить свой знаменитый опыт, приведший к открытию магнитного поля тока. Но менее чем за полтора столетия проволока, которую держал в руках Эрстед, превратилась в циклопические термоядерные установки и гигантские ускорители…

  •  

И еще одна особенность: производительность исследовательского оборудования (количество опытов, наблюдений, замеров в единицу времени) непрерывно увеличивается. В свое время Гершель направлял телескоп, пользуясь громоздкими лестницами, системой скрипящих катков и блоков. Рассказывают, что сестра Гершеля однажды упала с этих лестниц и сломала ногу… Современными телескопами-гигантами астрономы управляют, нажимая на кнопки.

  •  

Стремительный рост научного оборудования почти не замечен фантастами. Как известно, герой романа Уэллса «Человек-невидимка» сделал свое открытие в домашней лаборатории: «Я пользовался двумя, небольшими динамомашинами, рассказывает невидимка, — которые я приводил в движение при помощи дешевого газового двигателя». Шестьдесят с лишним лет спустя герой повести А. Днепрова «Суэма» точно в таких же условиях создал электронное разумное существо: «…я начал работу над своей Суэмой дома… я стал приобретать материалы для будущей машины… по моему проекту была изготовлена многолучевая электронная трубка в форме шара диаметром в один метр…»

  •  

Фантастика опережает действительность, когда речь идет об итогах науки. Герои современных фантастических произведений совершают межзвездные перелеты, создают кибернетические машины, не уступающие по силе разума человеку, перемещают планеты с орбиты на орбиту… Но, если верить фантастам, и через несколько столетий ученые будут работать так, как они работали во времена Рентгена.

Развитие системного мышления — конечная цель обучения АРИЗу (1975)

  •  

Слабый изобретатель, работающий методом проб и ошибок, рассматривает мало вариантов. Сильный изобретатель, работая тем же методом проб и ошибок, настойчиво перебирает большое число вариантов, причем эти варианты в большей мере отличаются от исходного.<...> Оба изобретателя видят только ту систему, которая указана в условиях задачи. Между тем, задача, вообще говоря, может быть более эффективно решена изменением надсистемы, в которую входит данная система, или подсистем, из которых она состоит: "крановую" задачу можно решить, изменив строительный объект (надсистему) в целом или изменив вещество крана (т.е. подсистему). Именно так, например, решается задача № 1-37 об укладке тяжелой (4000т) бетонной трубы на откос.

  •  

Качественное отличие талантливого изобретателя и состоит в умении видеть не только данную в задаче систему, но и надсистему и подсистемы.

  •  

Еще более высокая степень таланта связана с умением видеть не только систему, но и ее антипод, антисистему: кран — антикран, дерево — антидерево и т. д. Это особенно важно в тех случаях, когда система исчерпала возможности своего развития и должна быть заменена чем-то принципиально новым. Система «антиледокол» сразу отвергает традиционный путь совершенствования ледокола. Если система «ледокол» должна колоть лед, то система «антиледокол» не должна этого делать.

  •  

Есть еще одна очень важная особенность талантливого мышления — динамичность. Каждый элемент надо видеть не только в традиционных размерах, но и «пульсирующим» — то очень малых, то очень больших размеров.

  •  

Настоящее талантливое мышление должно иметь много этажей вверх от системы (система — надсистема — наднадсистема…) и т. д., и много этаже вниз от системы (система — подсистема — подподсистема…). И много «клеточек» влево от системы (недавнее прошлое, далекое прошлое, очень далекое прошлое) и вправо от системы (близкое будущее, далекое будущее, очень далекое будущее).

  •  

Значит так сложно? Да, сложно. Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель — сложная, динамичная, диалектически развивающаяся.

  •  

МЫШЛЕНИЕ ПО «ПОЛНОЙ СХЕМЕ» ПОКА ВЕЛИЧАЙШАЯ РЕДКОСТЬ, НО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОЛЖНО СТАТЬ НОРМОЙ. И в этом сверхзадача обучения по АРИЗ.

Из художественных произведений

  •  

Быстрое увеличение размеров исследовательского оборудования — тенденция, общая для всех отраслей науки. Но особенно чегко она проявляется в авангардной области современной науки, в физике. В 1820 году Эрстеду потребовались всего полметра проволоки и магнитная стрелка, чтобы поставить свой знаменитый опыт, приведший к открытию магнитного поля тока. Но менее чем за полтора столетия проволока, которую держал в руках Эрстед, превратилась в циклопические термоядерные установки и гигантские ускорители…

  — «Машина открытий», 1970

См. также

Примечания

  1. Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Книжное издательство, 1961. – С. 113-123.