Алексеевская линия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алексеевская линия

Харьковский метрополитен
Открытие первого участка 6 мая 1995
Длина, км 10,98
Количество станций 9
Время поездки, минут 18
Максимальное число вагонов в составе поезда 5
Число вагонов в составе поезда 5
Интервал движения в часы «пик» 4 мин
Самая напряжённая станция Госпром
Наземные участки нет
Электродепо ТЧ-1 «Немышлянское», планируется: ТЧ-3 «Алексеевское»
Перейти к шаблону «Алексеевская линия» 
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Победа
Алексеевская
оборотный тупик
23 Августа
Ботанический сад
Научная
Госпром
Архитектора Бекетова
Защитников Украины
Метростроителей
оборотные тупики
ССВ на линию 1
Державинская
Одесская
Мотель «Дружба»
Аэропорт

Алексе́евская ли́ния (проектное название — Алексеевско-Гагаринская линия) — хронологически третья линия Харьковского метрополитена, связывающая жилые массивы Алексеевка и Павлово Поле с центром города Харькова и районом стадиона «Металлист». После открытия 21 декабря 2010 года станции метро «Алексеевская» и ввода в эксплуатацию перегона (на тот момент ещё недостроенной станции «Победа»), длина линии превысила длину Салтовской линии, и стала второй по длине (после Холодногорско-Заводской линии).

История строительства

Дата Пусковые объекты Длина
6 мая 1995[источник не указан 435 дней] Участок «Метростроителей» — «Научная» (5 станций) 6,1 км
21 августа 2004[источник не указан 435 дней] Участок «Научная» — «23 августа» (2 станции) 2,55 км
21 декабря 2010[источник не указан 435 дней] Участок «23 августа» — «Алексеевская» (1 станция) и перегон «Алексеевская» — «Победа» 3,1 км. (из них перегон «23 августа» — «Алексеевская» — 2,1 км)
19 августа 2016[1] Станция «Победа» 0.4 км

По изначальному проекту линия должна была быть наземной[2], а также с платформами станций на 120 метров — для приёма 6-вагонных составов: предполагалось, что население города достигнет 2 млн человек. От проекта наземной линии отказались из-за плотной городской застройки и для сдачи объекта строительства в срок[3], платформ на 6 вагонов — для удешевления проекта.

Сооружение линии началось в 1984 году, при этом строительные работы были начаты на всех объектах первой очереди от станции «Проспект Ленина» (ныне «Научная») до станции «Плехановская» (ныне «Метростроителей»), а подготовительные — ещё на 4 станциях второй и третьей очередей, от «Ботанического сада» до «Проспекта Победы». По плану 1984 года участок линии от станции «Проспект Ленина» до станции «Победа» предполагалось сдать одной очередью в 1993 году (по плану 1989 года — в 1995 году). Сооружение линии велось ускоренными темпами до 1988 года, когда начались первые проблемы с поставкой материалов, так как ряд строительных трестов, в ходе правительственного эксперимента, переходил на хозрасчёт и корректировал цены на свою продукцию. К 1989 году график строительства в целом выдерживался, и пуск первой очереди линии был быть запланирован на ноябрь 1990 года. В первом-втором квартале 1990 года средства не поступали, в связи с чем линия могла войти в строй не ранее конца 1991 года. В 1990 и 1991 начались поставки подвижного состава для новой линии, было поставлено 20 вагонов модели 81-717.5/714.5 и первый состав 81-718/719 нового поколения, от которого, вследствие дороговизны закупки, отказался Московский метрополитен[4]. Финансирование в 1990 и 1991 году впервые в практике метростроения Харькова велось со значительными перебоями, что часто заставляло строителей работать в одну смену вместо трёх.

В июле 1991 года финансирование урезалось ещё сильнее, сроки пуска были сдвинуты на декабрь 1992 года. В январе 1992 года правительство определило заказчиком сооружения метрополитенов в стране областные исполнительные комитеты советов народных депутатов и прекратило финансирование строительства из центрального бюджета. Это, в свою очередь, привело к катастрофическому падению объёма выполняемых работ по трём метрополитенам страны. В феврале Харьковский облисполком, а затем облисполкомы Киевской и Днепропетровской областей, обратились с открытыми письма в Верховную Раду Украины с призывом продолжить центральное финансирование сооружений объектов метрополитена высокой степени готовности. К счастью, предложение нашло отклик и сметы 1992 года по первой очереди Алексеевской линии Харькова, третьей и четвёртой очередей Сырецко-Печерской линии Киева и первой очереди метрополитена Днепра были оплачены на уровне фактически запрашиваемых. К концу 1992 года, готовность первого участка Алексеевской линии оценивалась в 75 %. Срок пуска линии был установлен на декабрь 1993 года. В 1993 году для будущей линии был закуплен ещё один состав из вагонов нового поколения 81-718/719, однако 1993 год принёс стране гиперинфляцию, и финансирование строительства метро осуществилось на 10 процентов от запланированного. Город и область, подключая промышленные предприятия, осуществляли финансирование на уровне, достаточном вести работы и на первой очереди, и на Павловом Поле и Алексеевке.

Строительство открытым способом Алексеевской линии в Алексеевской балке между существующей станицей «23 августа» и строящейся станцией «Алексеевская». Вид с Алексеевки в сторону Павлова Поля.

В первом полугодии 1994 года финансирование работ велось из государственного и областного бюджетов, однако его объёмы оставались недостаточными и не позволяли запустить линию в срок. Прорабатывалась возможность запуска в 1994 году трёх станций: «Метростроителей» — «Площадь Восстания» — «Архитектора Бекетова», а «Госпром» — «Научная» готовить к пуску к августу 1995 года. Однако настойчивость заинтересованных сторон (коллективные обращения в Кабмин городов Киева, Харькова и Днепропетровска), частичная нормализация экономики, грамотное удешевление строительства дали первые плоды: на начало 1995 года пусковая готовность линии оценивалась в 80 процентов, а часть объектов находилась в более высокой степени готовности. Мобилизация средств местных бюджетов, первый прецедент задействования средств меценатов, и умеренно-приемлемое финансирование из центрального бюджета, позволили к середине апреля 1995 года считать первую очередь линии сооружённой и начать работы по её вводе в эксплуатацию. На 1 мая 1995 года, проводились пусконаладочные работы эскалаторов и объектов автоматики, холодная и горячая обкатка линии.[источник не указан 435 дней]

3 мая 1995 года был подготовлены к работе новые вагоны, которые прибыли в ТЧ-1 в апреле 1995 года. В ночь с 5 на 6 мая, государственная комиссия подписала акт о приёме в эксплуатацию Алексеевской линии метро, указав на необходимость доработок отдельных сооружений и процессов, которые, впрочем, не влияли на безопасность организации перевозок. В 5 часов утра[значимость факта?] 6 мая 1995 года закончен монтаж панно на входе на станцию «Госпром», в котором указывалось, что пуск линии осуществлён 6 мая 1995 года Президентом Украины (демонтировано[значимость факта?] в 1997 году). В 14-00 6 мая 1995 года началось пассажирское движение на первом участке Алексеевской линии метро со средним интервалом 5 минут. Маршруты городского транспорта уже вечером были скорректированы[значимость факта?] под новые станции метро (троллейбусы маршрутов 2, 13, 8, 38).[источник не указан 435 дней]

Перспективы развития

В 2019[источник не указан 1141 день] году начались[источник не указан 1141 день] строительные работы по продлению линии в направлении аэропорта. Участок протяжённостью 3,53 км будет включать в себя станцию «Державинская» на пересечении проспекта Гагарина и 2-го Золотого въезда, станцию «Одесская» у пересечения одноимённой улицы с проспектом Гагарина. Строительство тоннелей от ст. м. «Державинская» до ст. м. «Одесская» будет вестись закрытым способом; стартовый котлован для проходки тоннелей разместится у будущей станции «Одесская»[5].

Перечень участков и объектов Год введения в эксплуатацию Длина
ТЧ-3 «Алексеевское» до 2025 0.7 км
Участок «Метростроителей» — «Одесская» 2025 3,6 км

В 2009[6]—2013[7] годах руководители метрополитена также заявляли о планах строительства в отдалённой перспективе станции «Каштановая» к югу от перекрёстка с улицей Каштановой. Также высказывалась идея из-за малого предполагаемого пассажиропотока строить станцию уже после окончания строительства Алексеевской линии до станции «Аэропорт»[6]. Однако в 2017 году городской голова Харькова заявил, что станция «Каштановая» строиться не будет[8].

Депо и подвижной состав

Алексеевская линия обслуживается электродепо ТЧ-1 «Немышлянское». В перспективе добавится ТЧ-3 «Алексеевское».

Подвижной состав Годы эксплуатации
81-718/719 С момента открытия
81-717/714 С момента открытия
Еж3 1995—2010
Ем-508Т 1995—2010

Примечания

  1. Харьковская областная государственная администрация — Открытие 30-й станции Харьковского метрополитена — «Победа». 19 августа 2016. Дата обращения: 25 августа 2016. Архивировано 26 августа 2016 года.
  2. Алексеевская линия метро в Харькове планировалась наземной. kh.vgorode.ua. Дата обращения: 7 октября 2022.
  3. moygorod.ua. Все самое интересное о Харьковском метрополитене. Все самое интересное о Харьковском метрополитене. Дата обращения: 14 октября 2022.
  4. Подвижной состав Харьковского метрополитена. Мир метро (1 июня 2018). Дата обращения: 7 октября 2022.
  5. Чтобы построить метро до Одесской, снесут два десятка домов - Новости Харькова и Харьковской области. «Объектив». Дата обращения: 21 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  6. 6,0 6,1 Метростроевцы из Харькова подались в Сочи. Вечерний Харьков (2 марта 2009). Дата обращения: 4 марта 2009. Архивировано 8 марта 2009 года.
  7. Харьковский метрополитен мог бы расти и вширь, и в высоту. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 13 июля 2018 года.
  8. Строительство новых станций начнут в 2018 году — Кернес. «Медиапорт» (19 декабря 2017). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.

Ссылки