Алексеева, Екатерина Николаевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Екатерина Николаевна Алексеева
Основная информация
Профессии оперная певица, музыковед
Певческий голос сопрано
Награды
Орден Октябрьской Революции Орден Трудового Красного Знамени — 1946 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Honored Cultural Worker of the RSFSR.jpg

Екатерина Николаевна Алексеева (1899—1988) — певица (сопрано), солистка Большого театра, музыковед, директор Мемориального музея Н. Г. Рубинштейна, затем ГЦММК им. М. И. Глинки. Заслуженный работник культуры РСФСР (1966).

Биография

Могила Алексеева на Новодевичьем кладбище Москвы.

В 1926 окончила вокальный факультет Государственного института театрального искусства, а в 1929 года — вокальное отделение Московской консерватории, и в том же 1929 году была принята в Большой театр, на сцене которого два года (1929—1931) выступала солисткой, исполняя различный репертуар сопрано. Одновременно принимала участие в различных концертах, в том числе в 1929—1936 годах выступала в концертах по радио.

Покинув сцену Большого театра, в 1931—1936 вела активную концертную деятельность, в это же время учась в аспирантуре при Московской консерватории, с которой прочно связала свою жизнь. В 1935 окончила аспирантуру при Московской консерватории.

В 1936—1938 занимала должность заместителя директора Научно-исследовательского института при Московской консерватории.

В 1938 году стала солисткой Оперной студии при Московской консерватории.

При консерватории работал музыкальный музей им. Н. Г. Рубинштейна, открывшийся ещё в 1912 году. Музей получил имя Н. Г. Рубинштейна в знак признательности к основателю и первому директору Московской консерватории. С самого начала своего существования музей нёс двойную функцию — научно-образовательную по распространению музыкальной культуры и хранилища уникальных музыкальных экспонатов и документов. В 1938 году Екатерина Николаевна была назначена директором музея.

Деятельность на посту директора музыкального музея

К концу 30-х годов музыкальный музей при Московской консерватории достаточно разросся. Образовался большой фонд личной документации выдающихся русских музыкальных деятелей, отдельно пополнялся фонд музыкальных экспонатов — инструментов. Потребовался новый профессиональный вид музейных работ — классификация и систематизация[1]. С этого и началась деятельность нового директора.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 музей при Московской консерватории не был эвакуирован, а продолжал вести свою работу. Более того, после отступления фашистских войск под Москвой стали проводиться выставки, готовилась новая экспозиция.[1] В 1943 году музей получил самостоятельность, выйдя из статуса Московской консерватории. Его новое название стало: Государственный центральный музей музыкальной культуры. Имя Н. Г. Рубинштейна из нового названия исчезло.

В 1954 году в связи с 150-летием со дня рождения М. И. Глинки музею было присвоено его имя. С тех пор официальное название музея — Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки.

К сотрудничеству с музеем постоянно привлекались отечественные известные музыкальные деятели. Так, Александр Борисович Гольденвейзер немало помогал в его работе. В 1955 году он передал в дар государству свой архив, библиотеку и мемориальные ценности, квартира музыканта была превращена в филиал ГЦММК, а в апреле 1959 года в ней открылась музейная экспозиция. Это был первый филиал музея музыкальной культуры им. Глинки[2]. В 1974 году начал функционировать ещё один филиал — музей-квартира Н. С. Голованова.[3]

C 1964 по 1980 гг. Музей размещался в «Троекуровых палатах» (Георгиевский переулок, 4), с 1980 года получил своё помещение с концертным залом по ул. Фадеева, д.4.

В музее открывались новые экспозиции, шла научно-просветительская работа, пополнялся фонд как документами новых поколений музыкальных деятелей, так и историческими архивными материалами, организовывалась концертная программа, читались циклы музыкальных лекций. Все это происходило под непосредственным активном участии директора музея. Она, конечно, была партийным деятелем и проводила в музее партийную политику, по-иному было невозможно — не членам партии немыслимо было возглавлять никакую советскую организацию или учреждение.

Е. Н. Алексеева проработала в музее до 1984 года, более 45 лет.

В настоящее время на сайте музея о Екатерине Николаевне Алексеевой не сказано ни единого слова.

Другая музыкально-просветительская работа

Екатерина Николаевна Алексеева является составителем и автором ряда изданий, статей, книг, сборников и иных материалов:

  • Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь, творчество, театр (альбом, совм. с Л. Ф. Страшун). М., 1950;
  • М. И. Глинка. Жизнь, творчество, театр (альбом, совм. с Л. Ф. Страшун). М., 1952;
  • сборник «Воспоминания о Московской консерватории» (совм. с Г. А. Прибегиной). М., 1966.
  • Автор предисловия и член редколлегии сборника «Музыка на фронтах Великой Отечественной войны». М., 1970.
  • Автор статей и публикаций, в том числе «М. Дейша-Сионицкая» («СМ», 1962, № 8), «Признание большого художника» («СМ», 1969, № 10), «Фонд № 18» («СМ», 1974, № 4).

Личный архив Екатерины Николаевной Алексеевой находится в РГАЛИ.

Награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 Из истории музея (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано 12 апреля 2010 года.
  2. Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано 18 апреля 2009 года.
  3. Музей-квартира Н. С. Голованова (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано 17 апреля 2009 года.

Ссылки