Твардовский, Александр Трифонович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Трифонович Твардовский
ТвардовскийАлександрТрифонович.jpg
Место рождения хутор Загорье, Смоленский уезд, Смоленская губерния, Российская империя
Место смерти Ватутинки, Красная Пахра,
Подольский район,
Московская область, СССР (ныне — в черте Москвы)
Род деятельности поэт, прозаик, журналист, редактор, специальный корреспондент
Годы творчества 1925—1971
Направление социалистический реализм
Жанр стихотворение, поэма, рассказ
Язык произведений русский
Премии
Ленинская премия — 1961 Сталинская премия — 1941 Сталинская премия — 1946 Сталинская премия — 1947 Государственная премия СССР — 1971
Награды
Орден Ленина — 1939 Орден Ленина — 1960 Орден Ленина — 1967 Орден Отечественной войны I степени— 1945
Орден Отечественной войны II степени  — 1944 Орден Трудового Красного Знамени — 1970 Орден Красной Звезды  — 1940 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Воинское звание:
Подполковник
подполковник
Автограф Твардовский Александр Трифонович подпись.png
Произведения на сайте Lib.ru

Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский (8 [21] июня 1910, хутор Загорье, Смоленская губерния — 18 декабря 1971, Москва) — русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент. Подполковник (1944). Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954 и 1958—1970).

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1952—1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1961—1966).

Детство

Родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Починковском районе Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского (1881—1949[уточнить]) и Марии Митрофановны (1888—1965[уточнить]), в девичестве — Плескачевской, происходившей из однодворцев[1].

Младший брат поэта — Иван Трифонович Твардовский (1914—2003), впоследствии литератор, краснодеревщик, резчик по дереву и кости, во время Великой Отечественной войны был в плену, после плена приговорён к 10 годам ИТЛ, в 1952 году был досрочно освобождён.

Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.

Земля эта — десять с небольшим десятин — вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле — нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор.[2]

Между прочим, он ходил в шляпе, что в нашей местности было странностью и даже некоторым вызовом, и нам, детям, не позволял носить лаптей, хотя из-за этого случалось бегать босиком до глубокой осени. Вообще многое в нашем быту было «не как у людей».[3]

Мать же, которую сильно любил Твардовский, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным — по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Никитина, Ершова. И на десятилетие своего сына он подарил ему книгу. Стихотворения Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным.

Начало литературной деятельности

Хутор Загорье, восстановленный братьями поэта

В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. В 1925 году в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение Твардовского «Новая изба»[4][5]. Затем Твардовский, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, позже став другом и наставником молодого Твардовского[6].

В 1928 году Твардовский ушёл из семьи и переехал в Смоленск[7]. Тогда же был принят в Ассоциацию пролетарских писателей.

В 1931 году была опубликована его первая поэма «Путь к социализму». В 1935 году в Смоленске, в Западном областном государственном издательстве, вышла первая книга «Сборник стихов» (1930—1936). Всего с 1925 по 1935 год Твардовский написал и опубликовал, главным образом на страницах смоленских газет и других областных изданий, более 130 стихотворений[8].

В 1932 году Твардовский поступил на первый курс Смоленского государственного педагогического института. В 1936 году Твардовский переезжает в Москву и поступает на третий курс Московского института философии, литературы и истории[9]. В 1939 г. Твардовский окончил МИФЛИ[10].

С ноября 1939 по апрель 1940 года в составе группы писателей Твардовский работал в качестве военного корреспондента в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Тогда ему было присвоено воинское звание батальонный комиссар[11]. Твардовский участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию и в войне с Финляндией[12].

30 ноября 1939 года в газете были опубликованы стихи Твардовского «Час настал». Одно из стихотворений поэта той поры посвящено полевой кухне:

Дельный — что и говорить —
Был старик тот самый,
Что придумал суп варить
На колёсах прямо!

Стихотворение «На привале» было напечатано в газете «На страже Родины» 11 декабря 1939 года. В статье «Как был написан „Василий Тёркин“» А. Твардовский сообщил, что образ главного героя был придуман в 1939 году для постоянной юмористической рубрики в газете «На страже Родины».

Коллективизация, репрессии семьи

В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (19341936) изобразил коллективизацию Сталина как предвестника светлого будущего. Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжён односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.

Одно время родители находились в ссылке в Русском-Туреке, куда и приезжал сам Твардовский.

Родители, четверо братьев и две сестры Твардовского были реабилитированы 30 января 1996 года.[13]

«Василий Тёркин»

Памятник Твардовскому и Василию Тёркину в Смоленске.

Образ отважного, смекалистого и с чувством юмора красноармейца Василия Тёркина был создан Твардовским во время работы в газете «На страже Родины» во время советско-финской войны. Впервые стихи о нём появились в номере газеты от 5 января 1940 года. Они появлялись и в виде стихотворных текстов под сериями рисунков о подвигах Тёркина (напоминающих современные комиксы), а затем и в виде отдельных более глубоких по лиричности и психологической прорисовке героя стихотворений.[11] В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-запад фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала, без конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой. Поэма являлась одним из атрибутов фронтовой жизни, в результате чего Твардовский стал культовым автором военного поколения.

Помимо прочего, «Василий Тёркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии.

Приказом ВС 3-го Белорусского фронта №: 505 от: 31.07.1944 года поэт редакции газеты 3-го БФ «Красноармейская правда», подполковник Твардовский А. Т. награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за написание 2-х поэм (одна из них — «Василий Тёркин», вторая — «Дом у дороги») и многочисленных очерков об освобождении белорусской земли, а также выступления во фронтовых частях перед бойцами и офицерами[14].

Приказом ВС 3-го Белорусского фронта №: 480 от: 30.04.1945 года специальный корреспондент газеты 3-го БФ «Красноармейская правда», подполковник Твардовский А. Т. награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за улучшение содержания газеты (написание очерков о боях в Восточной Пруссии) и повышение её воспитательной роли[15].

Послевоенные поэмы

В 1946 году дописана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны.

В дни смерти и похорон Сталина А. Т. Твардовский написал следующие строки:

В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…

В поэме «За далью — даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели», воспевается романтика мирного советского созидания и послевоенного восстановления страны. Также писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из лирики этих лет. 1959—1968» (1969), размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме о культе личности Сталина и его последствиях говорится в главе «Так это было», о реабилитации незаконно репрессированных при Сталине говорится в главе «Друг детства».

В этой поэме наиболее ярко выразилась такая мировоззренческая сторона жизни и творчества Твардовского, как «державность». Но, в отличие от державников-сталинистов и неосталинистов, культ сильного государства, державы у Твардовского — не связан с культом какого-либо государственного деятеля и вообще конкретной формы государства. Такая позиция помогала Твардовскому быть своим и среди русофилов — поклонников Российской империи.

«Новый мир»

Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир» в 1950—1954 и 1958-1970 годах.

Осенью 1954 года Твардовский постановлением ЦК КПСС был снят с поста главного редактора журнала «Новый мир» за попытку печатания поэмы «Тёркин на том свете» и публикацию в «Новом мире» публицистических статей В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Лифшица, М. Щеглова.

В оба периода редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти. В «Новом мире» печатались произведения Ф. Абрамова, В. Быкова, Б. Можаева, Ю. Трифонова, Ю. Домбровского.

В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересмотрел своё отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получил разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

Новая направленность журнала:

оценивать литературные произведения не по их заглавиям и номинальному содержанию, а прежде всего по их верности жизни, идейно-художественной значимости, мастерству, невзирая на лица и не смущаясь нареканиями и обидами, неизбежными в нашем деле

[16][17] вызвала недовольство не столько хрущёвско-брежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистов-державников» в советской литературе[18]. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов, автор романа «Чего же ты хочешь?», направленного в том числе и против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и «патриоты-державники».

После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против журнала «Новый мир». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В декабре 1969 года после публикации ''Обмена'' писателя Юрия Трифонова в ''Огоньке'' было опубликовано разгромное письмо 11 литераторов. Это стало началом кампании по смене редколлегии и, в дальнейшем, изменении редакционной политики журнала. Твардовский был вынужден написать письмо на имя Л. И. Брежнева. Ответ не был получен. 9 февраля 1970 года с Твардовского были сложены редакторские полномочия, часть редколлегии журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена. Записка КГБ «Материалы о настроениях поэта А. Твардовского» от имени Ю. В. Андропова была направлена 7 сентября 1970 года в ЦК КПСС[19].

В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. В 1965 году, выступая на Конгрессе европейского сообщества писателей, Твардовский заявил:

Я принадлежу к тому большинству рода человеческого, которое полагает, что действительность, независимо от моего видения её, есть при мне, была до меня и будет после меня. И она для меня — высшая ценность, и я не хочу её замены никаким прихотливым видением её, если это видение, особо художественное видение, не служит выяснению сущности этой действительности и не берёт на себя никакой ответственности за неё перед людьми, перед миром.[20]

Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю. Например, в 1961 году был опубликован очерк «Глухой, неведомой тайгою» инженера-изыскателя Александра Побожия, а в 1964 году в августовском номере была опубликована большая подборка стихотворений воронежского поэта Алексея Прасолова.

В 1966 году Твардовский отказался одобрить судебный приговор писателям Ю. Даниэлю и А. Синявскому.

Вскоре после кадровых реформ в журнале «Новый мир» Твардовский перенёс инсульт, приведший к потере подвижности и речи, а в больнице у него обнаружился запущенный рак лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7)[21].

Могила отца и матери Твардовского на Братском кладбище Смоленска
Валентина (слева) и Ольга Твардовские, дочери поэта, 2010 год

Семья

  • Дед — Гордей Васильевич Твардовский (ум. в 1917)[22], из крепостных крестьян, отставной военный, был бомбардиром-наводчиком, служил в Варшаве[23].
  • Отец — Трифон Гордеевич (1881—1949).
  • Мать — Мария Митрофановна (1888—1965), происходила из однодворцев.
  • Братья:
    • Константин (1908—2002),
    • Иван (1914—2003),
    • Павел (1917—1983),
    • Василий (1925—1954).
  • Сёстры:
    • Анна (1912—2000) и
    • Мария (1922—1984).
  • Жена — Мария Илларионовна Горелова[24] (1908—1991).
  • Две дочери:
    • Валентина (род. 1931) и
    • Ольга (1941—2017)[1].

Оценки современников

При мало-мальски близком знакомстве с ним легко приоткрывалась его доверчивость. Да, при всей пронзительной остроте ума, он был человек по-детски доверчивый, потому что верил в справедливость и ждал её от жизни.

В. Я. Лакшин

Это и был тот самый человек, которого накануне один мой товарищ назвал: «Уважаемый в государстве! Не забудь…»

А. Т. Прасолов[25]

Он был удивительно хорош собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бёдрами. Держался он прямо, ходил расправив плечи, мягко и пружинно ступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма очень шла к нему. Мягкие русые волосы, зачёсанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлые глаза его глядели внимательно и строго.

О. Г. Верейский[26]

Дважды он выступал на съездах партии с большими речами о роли писателей в строительстве коммунистического общества.

А. И. Кондратович

Он был предан русской литературе, её святому подходу к жизни.

А. И. Солженицын

Став выдающимся поэтом, он оставался выдающимся студентом, с упорством продолжая идти к поставленной цели и с блеском завершив образование в лучшем по тому времени гуманитарном высшем учебном заведении страны.

К. М. Симонов[27][28]

Завоевав своими поэмами подлинный авторитет, с которым вынуждены были считаться официальные верхи, Твардовский употребил всё своё влияние на то, чтобы открыть дорогу в литературе таланту, правде и совести, в чём он так преуспел, руководя «Новым миром».

Лев Левицкий[29]

Память

Могила Твардовского на Новодевичьем кладбище Москвы.
Мемориальная доска на Смоленском Доме книги
Почтовая марка РФ (2000)

Прочие сведения

Награды и премии

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 "Бой идет не ради славы": В Москве открыли памятник А.Твардовскому (недоступная ссылка). РосБизнесКонсалтинг (22 июня 2013). Дата обращения: 5 декабря 2019. Архивировано 2 ноября 2014 года.
  2. Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925—1935). — М.: Советский писатель, 1987. — С. 6.
  3. Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925—1935). — М.: Советский писатель, 1987. — С. 7.
  4. Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925—1935). — М.: Советский писатель, 1987. — С. 10.
  5. Твардовский А. Т. Новая изба // Из ранних стихотворений (1925—1935). — М.: Советский писатель, 1987. — С. 19.
  6. Михаилу Исаковскому, земляку, а впоследствии другу, я очень многим обязан в своем развитии.

    Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925—1935). — М.: Советский писатель, 1987. — С. 10.
  7. Специальности у меня никакой не было. Поневоле пришлось принимать за источник существования грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций.

    Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925—1935). — М.: Советский писатель, 1987. — С. 11.
  8. Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925—1935). — М.: Советский писатель, 1987. — С. 19-267.
  9. Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925—1935). — М.: Советский писатель, 1987. — С. 12.
  10. Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925—1935). — М.: Советский писатель, 1987. — С. 15.
  11. 11,0 11,1 Мартынкевич С. А. «Чутьё у него — ну просто репортёрское…» Спецкор газеты «На страже Родины» Александр Твардовский. // Военно-исторический журнал. — 2021. — № 12. — С.82—91.
  12. Месяцы фронтовой работы в условиях суровой зимы сорокового года в какой-то мере предварили для меня военные впечатления Великой Отечественной войны.

    Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925—1935). — М.: Советский писатель, 1987. — С. 15.
  13. Твардовский Трифон Гордеевич / База данных «Жертвы политического террора в СССР». Дата обращения: 26 марта 2020. Архивировано 26 марта 2020 года.
  14. Твардовский Александр Трифонович, Орден Отечественной войны II степени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 5 декабря 2019. Архивировано 1 октября 2020 года.
  15. Твардовский Александр Трифонович, Орден Отечественной войны I степени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 5 декабря 2019. Архивировано 23 января 2021 года.
  16. Новый мир, 1965, № 1, с. 18
  17. Сергей Чупринин Позиция. Литературная критика в журнале «Новый мир» времен Александра Твардовского. // Критика — это критики. Версия 2.0. — М., Время, 2015. — c. 45-93
  18. Портретная галерея Дмитрия Быкова в журнале «Дилетант». www.limonow.de. Дата обращения: 27 февраля 2021. Архивировано 14 апреля 2021 года.
  19. Материалы о настроениях поэта А. Твардовского. Записка КГБ в ЦК № 2431-А от 7.9.1970. (РГАНИ. Ф. 5. Оп. 62. Д. 678. Л. 210. Подлинник). Дата обращения: 31 марта 2013. Архивировано 15 мая 2012 года.
  20. Твардовский И. Т. Речь на Конгрессе европейского сообщества писателей // Современная русская советская литература 60-80-х годов. — М.: Просвещение, 1984. — С. 15.
  21. Новодевичье кладбище - Твардовский Александр Трифонович. devichka.ru. Дата обращения: 5 декабря 2019. Архивировано 23 апреля 2018 года.
  22. Романова, 2006, с. 24.
  23. Без глянца, 2010, с. 167—168.
  24. Александр Твардовский: « Я человек, который не знал, что так силен». Вечерняя Москва. Дата обращения: 5 декабря 2019. Архивировано 5 декабря 2019 года.
  25. Прасолов А. Т. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1983. С. 154—157
  26. Твардовский без глянца. СПб.: Амфора, 2010. — 447 с. С. 22.
  27. Симонов К. М. Сегодня и давно. Статьи. Воспоминания. Литературные заметки. О собственной работе. — М., Советский писатель, 1978. — Тираж 75000 экз. — с. 149—172
  28. Твардовский без глянца. СПб.: Амфора, 2010. — 447 с. С. 253.
  29. Лев Левицкий. Термос времени. Дневник 1978—1997. — СПб.: Издательство Сергея Ходова, 2006. — С. 307. — ISBN 5-98456-020-8.
  30. Марки и конверты. Виртуальный музей «Дорогами А. Т. Твардовского». Смоленская областная универсальная научная библиотека имени А. Т. Твардовского. Дата обращения: 5 сентября 2021. Архивировано 5 сентября 2021 года.
  31. Время гибких. Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим).

Литература

  • Любарева Е. П. Александр Твардовский: Критико-биографический очерк. — М.: Советский писатель, 1957. — 186 с.
  • Выходцев П. С. Александр Твардовский. — М.: Советский писатель, 1958. — 411 с.
  • Рощин П. Ф. Александр Твардовский. — М.: Просвещение, 1966. — 176 с.
  • Турков А. М. Александр Твардовский. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Художественная литература, 1970. — 173, [2] с.
  • Дементьев В. В. Александр Твардовский. — М.: Советская Россия, 1976. — 172, [1] с.
  • Акаткин В. М. Александр Твардовский. Стих и проза / Науч. ред. А. М. Абрамов. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. — 214 с.
  • Воспоминания об А. Твардовском. — М.: Советский писатель, 1978. — 487 с.
  • Кондратович А. И. Александр Твардовский. Поэзия и личность. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Художественная литература, 1985. — 347, [3] с.
  • Акаткин В. М. Ранний Твардовский. Проблемы становления. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1986. — 209, [2] с.
  • Кулинич А. В. Александр Твардовский : Очерк жизни и творчества. — Киев: Выша школа, Издательство при Киевском государственном университете, 1988. — 174, [2] с.
  • Лакшин В. Я. Твардовский в «Новом мире». — М.: Правда, 1989. — 45, [2]с.
  • Трифонов Ю. В. Записки соседа // Дружба народов — 1989. — № 10.
  • А. Т. Твардовский и русская литература: [Сборник научных работ, посвященный 90-летию со дня рождения А. Т. Твардовского] / Воронежский государственный университет, филологический факультет; науч. ред. В. М. Акаткин. — Воронеж: Полиграф, 2000. — 246 с.
  • Ильин В. В. Не пряча глаз: Александр Твардовский. Литературное окружение. Творческие связи. — Смоленск: Смядынь, 2000. — 388, [2] с.
  • Ильин В. В. Словник к энциклопедии «Александр Трифонович Твардовский»: Рабочие материалы. — Смоленск: СГПУ, 2000. — 91 с.
  • Лазоркина Н. Ф. Словарь рифм поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». — Смоленск: Универсум, 2001 — 43 с.
  • Александр Трифонович Твардовский. Энциклопедия: Рабочие материалы / Смоленский государственный педагогический университет, кафедра литературы, теории и методики обучения лит.; ред. совет: Меркин Г. С. (гл. ред.) и др. — Смоленск, 2004. — 456 с.
  • Акаткин В. М. Александр Твардовский и время. Служение и противостояние: статьи / Вступ. ст. О. Алейникова. — Воронеж, 1996. — 258 с.
  • Акаткин В. М. А. Т. Твардовский. Страницы творчества. Работы разных лет: статьи. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2008. — 342 с.
  • А. Т. Твардовский и русская поэма XX века: Материалы международной научной конференции / Воронежский государственный университет. — Воронеж: ВГУ, 2008. — 341 с.
  • Алейников О. Ю. Проблемы современного восприятия личности и творчества А. Т. Твардовского // А. Т. Твардовский и русская поэма XX века. Материалы международной научной конференции. — Воронеж, 2008. — С. 17-22.
  • Твардовская В. А. А. Твардовский в жизни и литературе (письма 1950-1959). — Смоленск: Маджента, 2013. — 480 с. — ISBN 978-5-98156-508-3.
  • Твардовский без глянца / сост., вступ. ст. П. Фокина. — СПб.: Амфора, 2010. — 446 с. — (Без глянца). — ISBN 978-5-367-01473-0.
  • Романова Регина Максовна. Александр Твардовский. Труды и дни. — М.: Водолей Publishers, 2006. — 764 с. — ISBN 5-902312-68-X.

Ссылки