Дугин, Александр Гельевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Александр Дугин»)
Александр Гельевич Дугин
Круглый стол в Государственной думе Российской Федерации на тему «Культура, образование и просвещение России: приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей для защиты и развития российского общества» (14 ноября в 2023 года)Круглый стол в Государственной думе Российской Федерации на тему «Культура, образование и просвещение России: приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей для защиты и развития российского общества»
(14 ноября в 2023 года)
Дата рождения 7 января 1962(1962-01-07) (62 года)
Место рождения Москва, РСФСР, СССР
Страна  СССР Россия
Учёная степень кандидат философских наук
доктор политических наук
доктор социологических наук
Учёное звание профессор
Альма-матер Московский авиационный институт
Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт
Язык(и) произведений русский
Период современная философия
Основные интересы философия, геополитика, социология, политология, международные отношения

Алекса́ндр Ге́льевич Ду́гин (род. 7 января 1962, Москва, СССР) — советский и российский философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель. Кандидат философских наук (2000), доктор политических наук (2004), доктор социологических наук (2011). Профессор, в 20092014 годы — и. о. заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова[1][2]. Директор Учебно-научного центра «Высшая политическая школа имени Ивана Ильина» при Российском государственном гуманитарном университете[3].

Почётный профессор Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва и Тегеранского университета. Приглашённый профессор Южного федерального университета, старший научный сотрудник Фуданьского университета (Шанхай).

Лидер Международного Евразийского движения. Автор «четвёртой политической теории», которая по его мнению должна быть следующим шагом в развитии политики после первых трёх: либерализма, социализма и фашизма. Политическая деятельность Дугина направлена на создание евразийской сверхдержавы через интеграцию России с бывшими советскими республиками в новый Евразийский Союз (ЕАС).

Полиглот, владеет английским, немецким, французским, испанским, итальянским, португальским языками[4].

Биография

Родился 7 января 1962 года в Москве. Отец — Гелий Александрович Дугин (1935—1998) — кандидат юридических наук (1997)[5], генерал-лейтенант Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых сил СССР[6], работал в Российской таможенной академии[7], мать — Галина Викторовна Дугина (Онуфриенко)[8] (1937—2000) — врач, кандидат медицинских наук. Проживала в Москве. По его собственному утверждению, является потомком[9] Саввы Ивановича Дугина (ок. 1695—1732) — воронежского священника, автора ряда сочинений с пророчествами и предложениями о реформах, в числе которых были восстановление патриаршества и наделение протопопов властью контролировать деятельность воевод, арестованного в 1731 году и затем казнённого[10].

В 1979 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), однако был отчислен со второго курса[11] (впоследствии, при защите диссертации, представил в Учёный совет РГУ диплом об окончании заочного отделения Новочеркасского инженерно-мелиоративного института)[12][13].

Вместе с Г. Д. Джемалем и Е. В. Головиным входил в так называемый «Южинский кружок» — круг общения, сформировавшийся в Южинском переулке в Москве в квартире писателя Ю. В. Мамлеева, где проходили его собрания[14][15]. В 1980 году, в 18 лет, вместе с Гейдаром Джемалем вступил в кружок «Чёрный орден SS»[11][16][17][18][19], который создал и возглавил (в качестве «рейхсфюрера») мистик[20], один из первых русских «новых правых»[21] Евгений Головин; учеником Головина он себя считает[22]. В те же годы известен как исполнитель песен собственного сочинения под псевдонимом Ганс Зиверс[23] (альбом «Кровавый навет»).

Вместе с Джемалем Дугин вступил в 1988 году в Национально-патриотический фронт «Память» Д. Д. Васильева, но затем был лишён членства в этой организации по официальной формулировке за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым»[24][25].

В 1990—1992 годы работал с рассекреченными архивами КГБ СССР, на основе материалов которых подготовил ряд газетных, журнальных статей, книг и телепередачу «Тайны века», транслировавшуюся на Первом канале.

В 1988—1991 годы — главный редактор издательского центра «ЭОН».

С 1990 года — главный редактор альманаха «Милый ангел»[26].

С 1991 года — главный редактор журнала «Элементы»[27], председатель Историко-религиозной ассоциации «Арктогея».

В 1993—1995 годы — колумнист газеты «Новый взгляд»[28][29].

С 1993 по апрель 1998 года — идеолог и один из лидеров НБП. По словам Э. В. Лимонова, вышел из НБП из-за того, что обвинил четырёх национал-большевиков в краже у него 248 рублей[30]. По оценке же самого Дугина, разрыв произошёл из-за идеологических разногласий, в частности из-за отсутствия у Лимонова чётко выраженной политической позиции[31].

В 1996—1997 годы — автор и ведущий радиопрограммы «Finis mundi» (Радио 101-FM).

В 1997—1999 годы — автор и ведущий программы «Геополитическое обозрение» (радио «Свободная Россия»).

В 1998—2003 годы — советник Председателя Государственной Думы Российской Федерации Геннадия Николаевича Селезнёва.

В 1999 году окончил заочное отделение Новочеркасской государственной мелиоративной академии.

В 2000 году в Северо-Кавказском научном центре высшей школы под научным руководством доктора философских наук, профессора В. Ю. Верещагина защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Эволюция парадигмальных оснований науки: Философско-методологический анализ» (специальность 09.00.08 — философия науки и техники; официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш и доктор философских наук, профессор В. Г. Кузнецов; ведущая организация — кафедра философии и методологии науки факультета государственного управления Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова[32].

В 2000 году читал курс «Философия политики» в Международном независимом эколого-политологическом университете.

С 2000 года — председатель Политического совета (лидер) Общероссийского общественно-политического движения «Евразия». Преподавание курса «Философия политики» в Международном эколого-политологическом университете. Почётный член «Экономико-философского собрания» при Центре общественных связей МГУ.

С 2002 по ноябрь 2003 года — председатель политического совета партии «Евразия». В ноябре 2003 года был исключён из партии в результате конфликта с председателем исполнительного комитета партии П. Е. Сусловым.

В 2003—2004 годы — колумнист журнала «Сельская молодёжь»[33]. В «Литературной газете» ведёт авторскую рубрику «Ацефал»[34].

С ноября 2003 года — лидер Международного евразийского движения. Присвоение звания почётного профессора Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва.

В 2004 году в Ростовском юридическом институте МВД России защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора политических наук по теме «Трансформация политических институтов и структур в процессе модернизации традиционных обществ» (специальность 23.00.02 — политические институты; этнополитическая конфликтология; национальные и политические процессы и технологии); научный консультант — доктор философских наук, профессор В. Ю. Верещагин; официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор В. Е. Давидович, доктор политических наук, профессор Л. Л. Хоперская, доктор философских наук, профессор А. С. Ципко; ведущая организация — Московский государственный университет[35].

В сентябре 2004 года посетил Францию для участия в международной конференции «Евразийство и неоевразийство, две идеологии русской Империи в ХХ в.» под председательством директора Центра Евразийских исследований университета г. Рен профессора Мишеля Грабара[36].

В декабре 2004 года прибыл в Турцию для участия в «Евразийском симпозиуме», проходившем в Университете Гази. Выступления в «Американском университете Гирне» Северного Кипра и Стамбульском университете[37].

В 2005 году выступил с лекцией в США по приглашению Института Хопкинса. Встреча с Збигневом Бжезинским в Вашингтоне.

В мае 2005 года награждён благодарственной грамотой Управляющего делами Московской патриархии[38].

В августе 2005 года совершил официальный визит в Иран, где выступил в Тегеранском институте стратегических исследований[39].

В 2005—2006 годы — колумнист журнала Rolling Stone[40]. Ведущий геополитической программы «Вехи» на телеканале «Спас».

С 2007 года — член совета Всемирного русского народного собора.

В 2007—2008 годы — ведущий радиопередачи «Русская вещь» на радио РСН[41].

В марте 2008 года — встреча в Белграде с премьер-министром Сербии Воиславом Коштуницей[42].

С сентября 2008 года — профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, директор Центра консервативных исследований при социологическом факультете МГУ. С сентября 2009 года по июнь 2014 года — и. о. заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова[43].

В 2011 году в Южном федеральном университете защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора социологических наук по теме «Трансформация социальной структуры общества в контексте социологии воображения» (специальность 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы); официальные оппоненты — доктор социологических наук, профессор И. А. Гуськов, доктор социологических наук, профессор С. Н. Епифанцев и доктор социологических наук Р. Д. Хунагов[44].

В июне 2013 года совершил визит в Молдавию, где выступил в Народном университете г. Кишинёва[45].

С 2014 года внесён в санкционный список Евросоюза[46], а с 2015 года и в санкционный список США и Канады.

В 2016—2017 годы — главный редактор телеканала «Царьград ТВ»[47].

Семья

Идейные взгляды

Формирование взглядов

Советский период

В 1980-е годы Дугин придерживался радикально антисоветских и антикоммунистических взглядов. По словам самого Дугина, он водил своего маленького сына «плевать на памятники Ильичу», о чём впоследствии сожалел[51].

В этот период Дугин увлекался философией Фридриха Ницше, трудами Мирчи Элиаде, идеями европейских «новых правых», теоретиков «консервативной революции» межвоенного периода, теоретиками геополитики (Карл Хаусхофер, Фридрих Ратцель, Карл Шмитт), а также такими авторами, как Рене Генон, Юлиус Эвола, Герман Вирт.

С 1990 года

Перестройка и разрушение Советского Союза изменили отношение Дугина к советскому строю и коммунизму. Он трактует поражение СССР в «холодной войне» с точки зрения геополитики — как победу «цивилизации моря» над «цивилизацией суши». Дугин обращается к марксизму, национал-большевизму (Н. В. Устрялов, Эрнст Никиш), метафизике коммунизма (Н. А. Клюев, А. П. Платонов), евразийству (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Н. Н. Алексеев, Л. Н. Гумилёв), новым левым (Ги Дебор, Жан Бодрийяр). В октябре 1993 года принял участие в обороне Верховного Совета России, а поражение парламента воспринял как личную трагедию. Вскоре после этого вместе с Э. В. Лимоновым и Е. Летовым Дугин создал Национал-большевистскую партию (НБП), находившуюся в непримиримой оппозиции к тогдашнему президенту Борису Ельцину и отличавшуюся в тот период радикальным антилиберализмом и антиамериканизмом.

В начале 1995 года знакомится с С. А. Курёхиным, позже тот вступает в НБП (партийный билет № 418). В марте 1995 года Курёхин, Лимонов, Дугин и Тимур Новиков дали пресс-конференцию в рок-клубе в Санкт-Петербурге, где Курёхин заявил, что единственной актуальной формой искусства сейчас стала политика, и именно ею он теперь будет заниматься.

Когда я изложил Курёхину идеи политики, проистекающие из метафизики, из традиции, в которых либерализму и западничеству не было места, он с огромным удовольствием это принял.А. Дугин, из книги Александра Кушнира «Сергей Курехин. Безумная механика русского рока»[52], 2013

Он организовал работу городского штаба НБП, сам снял для него подвал, много публиковался. По предложению Курёхина Дугин выдвинулся по 210 одномандатному округу на выборах в Государственную думу, прошедших в декабре того же года. В поддержку Дугина Курёхин 23 сентября устроил последний, как это потом стало ясно, концерт «Поп-механики», который получил название «Поп-механика № 418» — число 418 было взято из эзотерического учения Алистера Кроули. В концерте участвовали и сами Лимонов и Дугин, на французском и русском читавший отрывки из Кроули[53][54]. Избирательная кампания тем не менее окончилась провалом, Дугин в своём округе получил 0,85 % голосов избирателей, заняв тем самым 14 место (из 17) от всех кандидатов в этом округе[55][56]. После смерти Курёхина в 1996 году, Дугин посвящает ему эссе «418 масок субъекта»[57] в Независимой газете и эссе «Город Курёхин»[58] в газете Лимонка. Позже музыка Курёхина нередко используется в радиопередаче «Русская Вещь».

В течение последующих нескольких лет Дугин, являясь идеологом НБП, опубликовал ряд радикальных политических и метафизических текстов, стиль которых отличает поэтичность и метафоричность. Интерес к русскому православию и старообрядчеству привёл его к убеждению в правоте единоверия — сохранения и возрождения дораскольных традиций русского православия в лоне Русской православной церкви. В этот период Дугин стал прихожанином одного из единоверческих приходов Русской православной церкви. Весной 1998 года произошёл разрыв Дугина с Лимоновым и НБП. В 1998 году Дугин стал советником Председателя Государственной Думы Селезнёва, а в 1999 году возглавил Центр геополитических экспертиз Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы. В тот же период Александр Дугин начал[прояснить] читать лекции по геополитике в Генеральном штабе России. С приходом к власти В. В. Путина начался новый период в политической деятельности Дугина — из радикальной оппозиции он перешёл на позиции лояльного отношения к действующей власти.

С 2000 года

С начала 2000-х годов Дугин отстаивает идеи евразийства и консерватизма, предлагая их в качестве идеологической платформы российской власти, которую он упрекает в отсутствии какой-либо идеологии.

С середины 2000-х в деятельности ЕСМ и Дугина принимают участие самые разные музыканты.

В феврале 2005 года в Москве, на пресс-конференции в РИА Новости, совместно с А. Н. Арестовичем, Валерием Коровиным и Д. А. Корчинским, презентовал создание Евразийского антиоранжевого фронта[59].

На Втором съезде Евразийского Союза Молодёжи 26 апреля 2006 года выступают как фолк-музыканты, — узбекский ансамбль народных инструментов (под руководством Рахмани), ансамбль арабских танцев «Садам», Намгар Лхасаранова, Чейнеш Байтушкина, еврейский фольклорный ансамбль «АВИВ», Шончалай Шалгынова-Ховэней, так и «Рада и Терновник», «Граф Хортица», «Кооператив Ништяк», «Север» и «Николай Коперник»[60]. Проходит музыкальный фестиваль «Русская Вещь»[61]. В передачу «Мобилизация» на телеканале О2ТВ приглашаются Псой Короленко, «Кооператив Ништяк» и «Николай Коперник». Один из выпусков радиопередачи «Русская Вещь» целиком посвящается Егору Летову. На презентации книги «Поп-культура и знаки времени»[62] выступают группы «Зазеркалье» и «Церковь Детства». Рецензии на книгу пишут В. П. Посиделов[63] и И. В. Кормильцев[64]. На сайте онлайн-телевидения Russia.ru публикуется видео «Город Курёхина»[65].

По мере стабилизации политической ситуации в стране Дугин всё больше обращается к научной сфере. Весной 2006 года он читал на Философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова курс лекций «Постфилософия», который в 2009 году издан отдельной книгой. В нём Дугин подвергает разбору основные философские понятия, рассматривая их в рамках трёх исторических парадигм: премодернмодернПостмодерн. В 2007 году читал цикл лекций о философии Мартина Хайдеггера, итогом которого становится применение им методологии Хайдеггера к истории России, обобщённое в лекции о «русском хайдеггерианстве»[66].

В декабре 2007 года читал лекцию о «четвёртой политической теории», которую он противопоставляет трём идеологиям XX века — либерализму, коммунизму и фашизму[67]. В ноябре 2008 года на социологическом факультете МГУ Дугин организовал международную конференцию с участием французского философа, одного из лидеров движения «новых правых» Алена де Бенуа, посвящённую «четвёртой политической теории», а в декабре того же года на соцфаке МГУ прошёл молодёжный интеллектуальный конгресс на ту же тему.

В феврале 2008 года опубликовал работу «Археомодерн», в которой высказал мысль о том, что парадигма модерна, зародившаяся в Западной Европе, не смогла прочно закрепиться на российской почве даже в среде властной, экономической и культурной элиты, в то время как подавляющее большинство российского общества находится в архаичной парадигме премодерна. Ситуацию такого конфликта Дугин назвал «археомодерном»[68]:

Мы должны сказать, что то, что мы сейчас имеем — это нехорошо, это очень и очень плохо, и более того, дальнейшее поддержание status quo чудовищно, поскольку лишь блокирует настоящее выздоровление. Когда мы вопреки очевидности говорим, что «этот человек здоров», а он болен, мы лишаем его последнего шанса на реальное излечение.

С сентября 2008 года становится профессором социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и возглавляет Центр консервативных исследований — общероссийскую социологическую организацию, ставящую своей целью развитие и становление консервативной идеологии в России с опорой на научные кадры. С февраля 2009 года читает на социологическом факультете МГУ курсы лекций по «структурной социологии», этносоциологии, социологии геополитики, социологии международных отношений. В течение 2000-х годов Дугин регулярно выступает в прессе. Статьи в Rolling Stone[40] и других журналах.

С 2016 по 2017 годы являлся главным редактором телеканала «Царьград ТВ»[47].

28 июля 2020 года был заблокирован YouTube-канал Дугина, а также его аккаунт электронной почты. Предполагаемой причиной блокировки канала стал намеченный на 1 августа 2020 онлайн-конгресс по «четвёртой политической теории»[69].

Основные идейные позиции

В 1990-х был идеологом национал-большевизма, с начала 2000-х годов Дугин отстаивает идеи евразийства и консерватизма. Идеолог «четвёртой политической теории», которую он противопоставляет трём идеологиям XX века — либерализму, коммунизму и фашизму[67].

Является сторонником византийского идеала симфонии властей — альянса духовной и светской власти[70].

Политический строй

Своё отношение к демократии Дугин обозначил в своей статье, опубликованной в журнале «Однако» в конце 2011 года[71].

Следует напомнить, демократия не само собой разумеющийся концепт. Демократия может быть как принята, так и отвергнута, как установлена, так и снесена. Существовали прекрасные общества без демократии и омерзительные — с демократией. Но бывало и наоборот. Демократия — человеческий проект, конструкт, план, а не судьба. Она может быть отвергнута или принята. Значит, она нуждается в обосновании, в апологии. Если не будет апологии демократии, она утратит смысл. Недемократическая форма правления не должна заведомо браться как худшая. Формула «меньшее из зол» — пропагандистская уловка. Демократия не меньшее из зол… Может быть, она вообще не зло, а может быть, и зло. Всё требует переосмысления.

Неоевразийство

Дугин является основоположником неоевразийства. В работе «Евразийский Путь как национальная идея» он пишет:

Разные исторические и философские школы спорят о том, кто является, в последнем счёте, субъектом истории. Этот вопрос остаётся открытым. Но когда мы говорим о стране, об исторической общности, о культуре, о форме специфической цивилизации, мы подразумеваем, что субъектом истории, который мы рассматриваем, является «народ». Типы государственности, хозяйственные механизмы, культурные модели, идеологические надстройки меняются, сменяют друг друга и поколения. Но нечто остаётся постоянным сквозь все эти трансформации. Эта постоянная величина, живая в течение долгих веков и на обширных пространствах, и есть народ. Говоря и думая о России, мы думаем не столько о государстве, сколько о той внутренней жизни Государства, которой является народ. Государство — лишь форма, народ — содержание.

Союзники и оппоненты

По мнению Дугина, российская политическая элита неоднородна и пронизана шпионскими сетями западных стран, которые саботируют позитивные начинания высшего руководства. Главными своими оппонентами Дугин считает либералов-западников и радикальных националистов, пропагандирующих ксенофобию[72], обвиняя тех и других в подыгрывании интересам конкурентов России[73].

Страны бывшего СССР

Южная Осетия

Во время «пятидневной войны» в Южной Осетии в августе 2008 года Дугин выступил с поддержкой российского руководства и вооружённых сил, призвав занять Тбилиси и установить в Грузии пророссийский режим. По мнению Дугина, отказ от такого решения стал ошибкой российской власти, следствием которой может стать повторение войны между Россией и Грузией, правительство которой якобы является марионеткой США.

Украина

5 июня 2007 года Дугина, направляющегося на международный фестиваль «Великое русское слово», организованный Русской общиной Крыма, депортировали из Украины по идеологическим причинам (индекс «Д»). В ответ российской стороной из Санкт-Петербурга был депортирован советник президента Украины Н. Г. Жулинский[74].

В начале февраля 2014 года, анализируя развитие событий на Украине, Дугин пришёл к выводу, что положение дел чревато установлением в этой стране при поддержке США «неонацистского режима, прикрытого холёным Яценюком», который будет направлен против геостратегических интересов России. Установление неонацистской диктатуры, по мнению Дугина, неизбежно приведёт к национально-освободительной борьбе в Крыму и на Востоке Украины, причём Киев в борьбе с «мятежными» регионами не остановится перед геноцидом живущего в них русского населения; Россия вынуждена будет вмешаться в конфликт, однако её вмешательство может вылиться в противостояние с Америкой[75].

6 мая 2014 года в интервью сетевому информационному агентству ANNA-News Дугин, комментируя события в Одессе 2 мая 2014 призвал[76] «убивать, убивать, убивать» «творивших беззаконие второго мая»:

Ведь над кем издевался Саня Билый, покойный? Над такими же украинцами как он, на самом деле это совершенно не какие-то инородцы. И что он начал творить? Его остановили. Но сейчас пришли ещё более страшные люди, — мы не видели зверств Сани Билого, он просто за галстук потаскал какого-то, очень безобразная была сцена. Но то что мы видим 2-го мая, это уже выходит за все пределы. И я думаю убивать, убивать и убивать. Больше разговоров никаких не должно быть. Как профессор я так считаю.

Позже видео было удалено с сайта. Ряд СМИ начал распространять информацию о том что настоящими словами Дугина были: «Украинцев нужно убивать, убивать и убивать, это я вам как профессор говорю»[77][78]. После этого начался сбор подписей с требованием к ректору МГУ уволить философа из университета. В конце июня 2014 года появились сообщения о том, что Дугин, работавший в университете на внебюджетной ставке профессора, уволен из МГУ по решению ректора В. Садовничего по формальным основаниям[79]. В пресс-службе учебного заведения пояснили, что его срочный трудовой договор действует до 1 сентября 2014 года, и в это время Дугин исполняет обязанности заведующего кафедрой социологии международных отношений. Варианты развития событий после 1 сентября пока не обсуждались[80]. Сам Дугин объяснил решение ректората происками «киевских нацистов», российских либералов и противников патриотизма из окружения президента, а также невмешательством «лунарного» Владимира Путина[2].

В августе 2015 года к ввозу на территорию Украины были запрещены книги Дугина «Украина. Моя война. Геополитический дневник» (2015) и «Евразийский реванш России» (2014)[81].

11 января 2016 года на сайте «Антимайдан-Россия» был опубликован материал под названием «Севастополь стал неблагодарным»[82], авторство которого было приписано Александру Дугину. В материале критиковалась ментальность жителей Севастополя, которых «пора вернуть на правильные рельсы». Текст вызвал общественный резонанс, начал цитироваться в социальных сетях и СМИ[83][84]. 12 января на сайте информационного агентства Новороссия[85] Александр Дугин прокомментировал оказавшуюся фальшивкой статью:

― Даже не буду комментировать этот бред, ― улыбаясь, сообщил корреспонденту Дугин, ― на этом всё, за подробностями к тому, кто это написал ― я про всё это первый раз от Вас слышу.

Религиозные взгляды

Сторонник старообрядчества в форме единоверия — сохранения и возрождения дораскольных традиций русского православия в лоне Русской православной церкви. Является прихожанином одного из единоверческих приходов Русской православной церкви[86].

Является активным сторонником экклезиологических идей византизма, включающих в себя[87][88]:

Влияние

В 1994 году французским журналом «Актюэль» (М43/44/45, лето 1994) назван «наиболее влиятельным мыслителем посткоммунистической эпохи».

По результатам опроса, проведённого в 2009 году сайтом Openspace, в котором было отдано более 40 тысяч голосов, Дугин занял 36-е место среди самых влиятельных интеллектуалов России[89].

В 2014 году американское издание Foreign Policy включило Дугина в топ-100 «глобальных мыслителей» современного мира в категории «агитаторы»[90].

Отношения с руководством РФ

С 1998 года был советником Председателя Государственной Думы Г. Н. Селезнёва, а с 1999 года — председателем секции Центр геополитических экспертиз Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы. С марта 2012 года — член Экспертно-консультативного совета при председателе Государственной думы России С. Е. Нарышкине.

Юсси Бекман отмечает, что хотя западная пресса часто называет Дугина «серым кардиналом путинизма», а его книгу о геополитике — планом внешней политики В. В. Путина, на самом деле Дугин, согласно его интервью 2014 года, с Путиным даже не знаком, увольнение из университета показывает отсутствие покровительства со стороны властей. Кроме того, Бекман он высказал мнение, что идеи Дугина несомненно перекликаются с мыслями современной российской политической элиты, но с точки зрения власти он как максимум — один из неофициальных идеологических атташе, при этом его прошлое, как и сложность его теоретических построений, являются обузой[91].

Сергей Доренко в своем романе писал о наличии тесных связей Дугина с «силовиками» в политической элите России и особенно с Игорем Сечиным[92], тогда как сам Дугин относит Сечина и всех трёх Ивановых (наряду с Козаком) к тем, кто «готов принять евразийскую политическую модель»[93].

Политические взгляды

Сам Дугин называет предлагаемую им политическую систему «Четвертой политической теорией», которая преодолеет существующие — левые (социализм и коммунизм), правые (национализм и фашизм) и либерализм. Философской основой этой теории являются, во-первых, хайдеггеровский Dasein, на базе которого создается новый политический субъект, который противопоставляется, как коллективизму, так и индивидуализму; во-вторых, в основе теории постмодернистская атака модернистских политических проектов, прежде всего либерализма, который, по Дугину, в данный момент доминирует и становится все более тоталитарным, через обращение к пре-модернизму, перемешиванию и примирению левых и правых политических течений, путем объединения их лучших идей и отбрасывания их недостатков: «От правых — никакой ксенофобии, никакого расизма или иерархии между людьми; от левых — никакого атеизма, материализма. Да — социальной справедливости и культурной идентичности»[94].

Антон Шеховцов (бывший член ЕСМ) и оппонент Дугина Андреас Умланд считают, что взгляды Дугина близки к фашизму[95][96]. Однако такое мнение разделяют не все, например, исследователь Энтони Джеймс Грегор  (англ.), считает, что попытки отнести взгляды Дугина к фашизму не учитывают многообразия концептуальных построений Дугина: "Если мы рассмотрим, как предлагает Умланд, принятие Дугиным [различных взглядов] как подтверждение его политической идеологии, тогда он должен быть не только фашистом, но и большевиком, — а также мистиком, оккультистом, суфием, самураем, «неоевразийцем», «новым социалистом» и «консервативным революционером»[97].

В начале 1990-х годов Вальтер Лакер утверждал, что воззрения Дугина характеризуются иррационализмом, антисемитизмом, нетерпимостью к социализму и конспирологическим взглядом на историю, выходя за рамки традиционного русского национализма и сближаясь с европейским ультраконсерватизмом[98]. Впоследствии Лакер писал, что Дугин пытался на протяжении многих лет представлять синтетически новую идеологию, смесь некоторых наиболее постыдных западных элементов (итальянский неофашизм в стиле Юлиуса Эволы, «Новые правые» Алена де Бенуа во Франции и неонацистская геополитика), а позже понял необходимость некоторых конкретных русских элементов и принял обновлённый вариант евразийства[99]. Американский политолог Стивен Шенфилд в работе «Русский фашизм» утверждал, что «ключевой для политических воззрений Дугина является классическая концепция „консервативной революции“, направленной на ниспровержение пост-просвещенческого мироустройства и установление нового порядка, в котором должны быть возрождены героические ценности почти забытой „Традиции“. Именно приверженность данной концепции позволяет четко идентифицировать Дугина как фашиста»[100]. По мнению Умланда, формулировки ряда текстов Дугина, особенно ранних, близки идеям НСДАП, вплоть до прямого заимствования терминологии и стилистики нацистов. Так, в книге «Гиперборейская теория» Дугин писал: «Этой книгой мы кладём начало ариософии в русско-язычном контексте»; по словам Дугина,

…арий, в сущности, определяется не столько биологией, сколько той метафизической миссией, отражением которой во плоти является сама его биология. Арийская раса Субъекта — это раса нордических воинов-священников[95][101][102].

По словам Умланда, Дугин утверждал, что находит «интересным» ранний нацизм, и в 2006 году выставлял в качестве примера для подражания лидеров левого крыла нацистской партии Отто и Грегора Штрассеров[101].

Сам Дугин на вопрос о его интересе к фашизму отвечал:

Я исследовал разные идеологии. Несмотря на то, что я дико не люблю либерализм, у меня есть очень корректные исследования любых идеологий: я описываю и Поппера, и Хайека.А. Дугин, программа «Пиджаки» на радио Говорит Москва, 16.03.2015[103]

В 2015 году Гленн Бек в авторской телепередаче на Blaze TV  (англ.) высказал мнение, что идеи Дугина «по-настоящему страшные, потому что они теперь в игре — не только для народов России, но и для всей цивилизации», и поэтому «мир находится в реальной опасности»[104]. В свою очередь, Дугин отметил: «В начале года американский политический комментатор Глен Бек, сравнимый по известности с Дмитрием Киселёвым в России, назвал меня „самым опасным человеком в мире“. Это, конечно, смешно, но хорошо показывает степень истерики вокруг моей персоны на Западе»[105].

Оценки деятельности

К идеям Дугина положительно относятся такие общественные и политические деятели, как журналист Первого канала М. В. Леонтьев[106], сотрудник Администрации Президента РФ И. И. Демидов[107], профессор философского факультета СПбГУ Ю. Н. Солонин[108], ведущий программы «Судите сами» Первого канала М. Л. Шевченко[109].

В. И. Карпец, российский правовед, специалист по истории государства и права, истории политических учений, кандидат юридических наук, доцент НИУ ВШЭ:

Александр Гельевич — один из тех немногих людей, которые бескомпромиссно борются с проявлениями того, что сейчас стали называть «оранжевой революцией», бескомпромиссно борется с либерально-западническим лобби в наших властных структурах.[110]

По словам писателя и публициста, главного редактора газеты «Завтра» А. А. Проханова, Дугин является «выдающимся русским человеком». Проханов характеризует Дугина как звезду, «встающую на нашем небосклоне», а также как одного из «ярчайших идеологов наших дней». «Во многом ему нет равных. Он проходит огромные исторические пласты, воскрешает прежние архетипы. Дугин совмещает русские традиции и модернистский авангард. Думаю, что его евразийский пафос обладает такой притягательностью, что будет собирать толпы поклонников и последователей»[6].

Председатель Исламского комитета России, постоянный член Организации «Исламо-арабская народная конференция» (ОИАНК), член Совета Левого фронта России, депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации Г. Д. Джемаль:

Дугин и есть такой подлинный интеллектуал. Может быть, среди всех писателей прошлого лишь Достоевский немного коснулся специфики подлинного интеллектуализма, потому что время от времени его герои вдруг как бы останавливаются, осенённые, поражённые страшной, единственной мыслью, которая вырывает их из колеи обыденного существования, и они потом уединяются от всяких контактов, разговоров — додумать эту огромную страшную мысль. Неважно, что это за мысль, важно, что она всегда грандиозна, парадоксальна по отношению к внешнему миру, к той среде, в которой они находятся. Шатов, Кириллов — это классические прообразы подлинных интеллектуалов, которых смог описать только Достоевский. В этом смысле Дугин — интеллектуал по Достоевскому. Подлинный интеллектуал — это человек, для которого собственная мысль важнее его физического существования[111].

Псой Короленко, музыкант, перформансист, филолог и журналист:

Свободное и заинтересованное отношение к творчеству Дугина всегда представлялось мне индикатором интеллектуальной открытости, доверия к разным дискурсам. Диалог и полемика с Дугиным возможны и необходимы, но закрытое, высокомерное или предвзятое отношение к нему так же достойны сожаления, как та инерция и агрессия, которая мешает многим из нас услышать ту Музыку, о которой сегодня Дугин пишет[112].

Упоминания в массовой культуре

Основные труды

Книги

Серия «Ноомахия»
  1. Ноомахия: войны ума. Три Логоса: Аполлон, Дионис, Кибела. — М.: Академический проект, 2014. — 447 с. — ISBN 978-5-8291-1594-4
  2. Ноомахия: войны ума. Цивилизации границ: Россия, американская цивилизация, семиты и их цивилизация, арабский Логос, туранский Логос. — М.: Академический проект, 2014. — 694 с. — ISBN 978-5-8291-1634-7
  3. Ноомахия: войны ума. Логос Европы: средиземноморская цивилизация во времени и пространстве. — М.: Академический проект, 2014. — 530 с. — ISBN 978-5-8291-1633-0
  4. Ноомахия: войны ума. По ту сторону Запада. Индоевропейские цивилизации: Иран, Индия. — М.: Академический проект, 2014. — 495 с. — ISBN 978-5-8291-1656-9
  5. Ноомахия: войны ума. По ту сторону Запада. Китай, Япония, Африка, Океания. — М.: Академический проект, 2014. — 551 с. — ISBN 978-5-8291-1657-6
  6. Ноомахия: войны ума. Германский Логос. Человек апофатический. — М.: Академический проект, 2015. — 639 с. — ISBN 978-5-8291-1772-6
  7. Ноомахия: войны ума. Французский Логос. Орфей и Мелюзина. — М.: Академический проект, 2015. — 439 с. — ISBN 978-5-8291-1796-2
  8. Ноомахия: войны ума. Англия или Британия? Морская миссия и позитивный субъект. — М.: Академический проект, 2015. — 595 с. — ISBN 978-5-8291-1795-5
  9. Ноомахия: войны ума. Латинский логос. Солнце и крест. — М.: Академический проект, 2016. — 719 с. — ISBN 978-5-8291-1859-4
  10. Ноомахия: войны ума. Эллинский логос. Долина истины. — М.: Академический проект, 2016. — 549 с. — ISBN 978-5-8291-1915-7
  11. Ноомахия: войны ума. Византийский логос. Эллинизм и империя. — М.: Академический проект, 2016. — 510 с. — ISBN 978-5-8291-1916-4
  12. Ноомахия: войны ума. Иранский Логос. Световая война и культура ожидания. — М.: Академический проект, 2016. — 479 с. — ISBN 978-5-8291-1933-1
  13. Ноомахия: войны ума. Семиты, монотеизм Луны и Гештальт Ва’ала. — М.: Академический проект, 2017. — 614 с. — ISBN 978-5-8291-1966-9
  14. Ноомахия: войны ума. Геософия: горизонты и цивилизации. — М.: Академический проект, 2017. — 476 с. — ISBN 978-5-8291-2009-2
  15. Ноомахия: войны ума. Логос Турана. Индоевропейская идеология вертикали. — М.: Академический проект, 2017. — 565 с. — ISBN 978-5-8291-2113-6
  16. Ноомахия: войны ума. Жёлтый Дракон. Цивилизации Дальнего Востока. — М.: Академический проект, 2017. — 598 с. — ISBN 978-5-8291-2157-0
  17. Ноомахия: войны ума. Логос Африки. Люди черного солнца. — М.: Академический проект, 2018. — 456 с. — ISBN 978-5-8291-2192-1
  18. Ноомахия: войны ума. Океания. Вызов Воды. — М.: Академический проект, 2018. — 306 с. — ISBN 978-5-8291-2193-8
  19. Ноомахия: войны ума. Неславянские горизонты Восточной Европы: Песнь упыря и голос глубин. — М.: Академический проект, 2018. — 615 с. — ISBN 978-5-8291-2292-8
  20. Ноомахия: войны ума. Хамиты. Цивилизация африканского Норда. — М.: Академический проект, 2018. — 423 с. — ISBN 978-5-8291-2187-7
  21. Ноомахия: войны ума. Восточная Европа. Славянский Логос. Балканская Навь и сарматский стиль. — М.: Академический проект, 2018. — 668 с. — ISBN 978-5-8291-2293-5
  22. Ноомахия: войны ума. Русский Логос I. ЦАРСТВО ЗЕМЛИ Структура русской идентичности. — М.: Академический проект, 2019. — 959 с. — ISBN 978-5-8291-2388-8
  23. Ноомахия: войны ума. Русский Логос II Русский историал Народ и государство в поисках субъекта. — М.: Академический проект, 2019. — 462 с. — ISBN 978-5-8291-2384-0
  24. Ноомахия: войны ума. Образы русской мысли. Солнечный царь, блик Софии и Русь Подземная. — М.: Академический проект, 2020. — 980 с. — ISBN 978-5-8291-2499-1
  25. Ноомахия: войны ума. Цивилизации границ. Цивилизация нового света(Америка). — М.: Академический проект, 2017. — 558 с. — ISBN 978-5-8291-2051-1

Статьи

На иностранных языках

Английский
  • A.Dugin Seminal writings, London, 3 v., 2000.
  • Aleksandr Dugin, Martin Heidegger: The Philosophy of Another Beginning. Washington Summit Publishers, 2014. ISBN 978-1593680381
  • Aleksandr Dugin. Putin vs Putin: Vladimir Putin Viewed from the Right, Arktos, 2015. ISBN 978-1-910524-12-1
  • Alexander Dugin. The Fourth Political Theory, Arktos, 2012. ISBN 978-1-907166-56-3
  • Alexander Dugin. Last War of the World-Island, Arktos, 2015. ISBN 978-1-910524-40-4
  • Alexander Dugin. Eurasian Mission, Arktos, 2015. ISBN 978-1-910524-25-1
  • Alexander Dugin. International Politics and the Eurasianist Vision, Facsimile Publisher, 2013. ISBN 978-9333321051
  • Alexander Dugin. Ethnos and Society, Arktos, 2018. ISBN 978-1-912079-06-3
  • Alexander Dugin. Political Platonism, Arktos, 2019. ISBN 978-1-912079-90-2
  • Alexander Dugin. Ethnosociology, Arktos, 2019. ISBN 978-1-912975-00-6
  • Alexander Dugin. The Theory of a Multipolar World, Arktos, 2020. ISBN 978-1-914208-17-1
  • Alexander Dugin. The Great Awakening vs the Great Reset, Arktos, 2021. ISBN 978-1-914208-48-5
  • Alexander Dugin. Templars of the Proletariat, Arktos, 2023. ISBN 978-1-915775-25-4
Немецкий
  • Dugin Iskander Feisaliny jeopolitidgi, Beyruth, 2004.
  • Alexander Dugin. Die Vierte Politische Theorie, Arktos, 2013. ISBN 978-1-907166-62-4
  • Alexander Dugin. Konflikte der Zukunft. Die Rückkehr der Geopolitik., 2014. ISBN 978-3887412913
  • Alexander Dugin. Baron Ungern von Sternberg — der letzte Kriegsgott. Junges Forum Nr. 7, 2007. ISBN 978-3937129327
  • Alexander Dugin. Evola von Links: Metaphysisches Weltbild und antibürgerlicher Geist, Regin-Verlag, 2006. ISBN 978-3937129273
Французский
  • Alexandre Douguin. L’Empire soviétique et les nationalismes à l’époque de la pérestroïka, in XXX, Nation et Empire, GRECE, 1991.
  • Alexandre Douguin. Le prophète de l’eurasisme, Avatar Éditions, 2006. ISBN 978-0954465278
  • Alexandre Douguin. La grande guerre des continents, Avatar Éditions, 2006. ISBN 978-0954465261
  • Alexandre Douguin, Alain de Benoist. L’Appel de L’Eurasie, Avatar Editions, 2013. ISBN 978-1907847189
  • Alexandre Douguin. La Quatrième théorie politique: La Russie et les idées politiques au XXIème siècle, Ars Magna, 2016. ISBN 978-2912164841
  • Alexandre Douguin. Pour une Theorie du Monde Multipolaire, Ars Magna, 2016. ISBN 978-2912164858
Итальянский
  • Alexander Dugin. Continente Russia. Milano, 1991;
  • Dughin A. Continente Russia. Parma, 1992
  • Dughin A. Rivoluzione Conservatrice in Russia, Roma, 2005.
  • Dughin A. Rusia. Misterio de Eurasia. Madrid, 1992.
  • Alexander Dugin. Eurasia. La rivoluzione conservatrice in Russia, Pagine, 2015. ISBN 978-8875574574
  • Alexander Dugin, Aleksandr Benoist. Eurasia, Vladimir Putin e la grande politica, Controcorrente, 2014. ISBN 978-8898000036
  • Alexander Dugin. Russia segreta, Edizioni all’insegna del veltro, 2013. ASIN B00DW22LEQ
  • Alexander Dugin. Noomachìa — Rivolta contro il mondo postmoderno, 2020. ISBN 978-8898809615
Испанский
  • Alexander Dugin. «Rusica/ Misterio de Eurasia». Madrid, 1990
  • Geopolítica Existencial. Conferencias en Argentina. Tarragona, 2018
  • Geopolítica Existencial. Conferencias en Argentina 2. Tarragona, 2019
  • Eurasia y el eurasianismo: Entre Oriente y Occidente. Tarragona, 2020
  • Geopolítica del Espíritu: Introducción a la Noomajía. Tarragona, 2020
Португальский
  • Alexander Dugin. Teoria do Mundo Multipolar, IAEG, 2012. ASIN B01FKTSRXM
  • Alexander Dugin. Geopolitica da Russia Contemporanea, CreateSpace Independent Publishing Platform, 2015. ISBN 978-1518610394
  • Alexander Dugin. A Grande Guerra dos Continentes, Antagonista Editora, 2011. ASIN B004YR14WS
  • Alexander Dugin. Eurasianismo: Ensaios Selecionados, Zarinha Centro Cultura, 2012. ISBN 978-8599972137
  • Alexandre Dugin, Olavo de Carvalho. Os Eua e a Nova Ordem Mundial, VIDE Editorial, 2013. ASIN B00GTQ49GU
  • Aleksandr Dugin, Antonio Bessa, Sonia Sebastiao. Finis Mundi: A Ultima Cultura #6, Instituto de Altos Estudos em Geopolitica e Ciencias Auxiliares, 2013. ASIN B00B9AS9FS
Сербский
  • Dugin A. Nova Hyperboreyska Revelyatsiya, Beograd, 1999.
  • Dugin A. Conspirologiya, Beograd, 2001.
  • Dugin A. Osnove geopolitike, Beograd, 2004.
Турецкий
  • Dugin A. Rus jeopolitigi avrasyaci yaklasim. Ankara, 2003.
  • Dugin A. Moska-Ankara aksiaynin, Istanbul, 2007.
  • Dugin A. Misyonin avrasyagilik Nursultanain Nazarbaevin, Ankara, 2006.

Перформансы

См. также

Примечания

  1. Ректор МГУ уволил Александра Дугина Архивная копия от 19 октября 2017 на Wayback Machine // Лента.ру, 27.06.2014
  2. 2,0 2,1 МГУ сместил Владимира Добренькова с должности декана соцфака и решает судьбу Александра Дугина Архивная копия от 6 июля 2014 на Wayback Machine // Газета.ру, 01.07.2014
  3. Учебно-научный центр «Высшая политическая школа имени Ивана Ильина» // Российский государственный гуманитарный университет
  4. А. Дугин о своем методе изучения языков Архивная копия от 2 июня 2021 на Wayback Machine (Фрагмент лекции «Русская идентичность» в Перми.)
    • Дугин, Гелий Александрович. Правовые и организационно-тактические основы применения технических средств таможенного контроля в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил: дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.09. — Москва, 1997. — 206 с.
    • Дугин, Гелий Александрович. Правовые и организационно-тактические основы применения технических средств таможенного контроля в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил: автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09 / Рос. таможенная акад. — Москва, 1997. — 35 с.
  5. 6,0 6,1 6,2 Михаил Бойко и Роман Сенчин. Доктор Дугин Архивировано 22 октября 2012 года. // Литературная Россия, № 15. 13.04.2007.
  6. Приказ ГТК РФ от 30.05.1997 № 301 «О проведении в г. Москве совещания по вопросам тылового обеспечения» (недоступная ссылка)
  7. Ищем выход. // Эхо Москвы (1 декабря 2004). Дата обращения: 2 июня 2015. Архивировано 23 августа 2017 года.
  8. Дугин А. Г. Русская Вещь. Очерки национальной философии: в 2 т. Т. 2. — М.: Арктогея-центр, 2001. — 536 с. — ISBN: 5-7525-0876-2 (Т. 2), ISBN: 5-8186-0005-X — С. 207.
  9. Медведева Т. В. «Неизвестный труд князя Н. В. Голицына о священнике Савве Дугине». // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  10. 11,0 11,1 Полянников Т. По тропам Химеры, или размышления о евразийстве и «новом мировом порядке» Архивная копия от 21 августа 2018 на Wayback Machine // «Континент» № 21(83) — 22(84), 2002 г.
  11. Борис Режабек. Мёрзлая земля евразийца Дугина Архивная копия от 29 июня 2009 на Wayback Machine. Об авторе: [1] (недоступная ссылка)
  12. Аркадий Малер. Критический анализ «вынужденных пояснений» А. Дугина Архивная копия от 8 июля 2014 на Wayback Machine
  13. Евразия. Дата обращения: 7 сентября 2014. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  14. Климонтович Н. Ю. Далее — везде…: Записки нестрогого юноши. Архивная копия от 7 сентября 2014 на Wayback Machine — М.: Вагриус, 2002.
  15. Каледин Н. Терапия оказалась бессильной перед манией Дугина-младшего переустроить мир // Стрингер, № 7, 01.05.2003.
  16. Информация РГИУ Архивная копия от 30 июня 2009 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3991 день] — историякопия)
  17. Новые правые — малочисленное общественное движение, объединившее в себя русский национал-большевизм и национал-социалистическую идеологию Западной Европы Архивная копия от 8 апреля 2014 на Wayback Machine. — Институт русской цивилизации
  18. Можегов В. Ползущий ангел Архивная копия от 8 апреля 2014 на Wayback Machine // Континент. — 2010. — № 144.
  19. Roger Griffin, Matthew Feldman. Fascism: Post-war fascisms. — Taylor & Francis, 2004. — P. 197. ISBN 0-415-29020-1, 9780415290203
  20. Верховский А. М., Прибыловский В. В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3991 день]) — М.: Панорама, 1998.
  21. Юрий Мамлеев. Есть между нами некая тайна… // Завтра, 2 апреля 2008. Архивная копия от 30 июня 2009 на Wayback Machine
  22. Зеркало Аполлона против червей Кибелы. Интервью с Александром Дугиным. Дата обращения: 13 сентября 2021. Архивировано 12 сентября 2021 года.
  23. «Память». Документы и тексты / Сост. В. Прибыловский. — М.: ИЭГ «Панорама», 1990. — С. 25—26.
  24. Верховский А. М., Прибыловский В. В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. — М.: Панорама, 1998. — С. 52.
  25. Оглавление «Милый Ангел» № 1. Дата обращения: 12 июня 2016. Архивировано 17 июня 2016 года.
  26. Элементы, 2000, № 1.. Дата обращения: 12 июня 2016. Архивировано 17 июня 2016 года.
  27. Работа в чёрном // Дугин А. Г. Русская вещь, 1994.
  28. Биография Дугина Архивная копия от 19 сентября 2009 на Wayback Machine // Международное Евразийское Движение, 20.10.2002.
  29. Эдуард Лимонов. Человек короткой воли. Мысли о бывшем соратнике. // Завтра (21 мая 2002). Архивировано 31 октября 2012 года.
  30. Правда о Лимонове Архивная копия от 7 января 2015 на Wayback Machine // Взгляд, 18.05.2005
  31. Статьи Александра Дугина в журнале «Сельская молодёжь». Дата обращения: 12 июня 2016. Архивировано 17 июня 2016 года.
  32. Авторская рубрика Александра Дугина в «Литературной газете». Дата обращения: 12 июня 2016. Архивировано 19 апреля 2016 года.
  33. Интеллектуальное евразийское турне лидера Международного Евразийского Движения А. Г. Дугина по Франции. Дата обращения: 17 июня 2016. Архивировано 14 августа 2016 года.
  34. Евразийское турне А. Г. Дугина по Турции Архивная копия от 30 июня 2016 на Wayback Machine // Evrazia.org, 13.12.2004.
  35. Летопись единоверческого храма Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода. Вып. 7513. Май 2005. С. 75.
  36. Эрнест Плиев. Тегеран на пути в Евразию Архивная копия от 11 октября 2018 на Wayback Machine // Evrazia.org, 23.08.2005.
  37. 40,0 40,1 Статьи Александра Дугина в журнале «Rolling Stone». Дата обращения: 15 мая 2016. Архивировано 12 октября 2016 года.
  38. Архив радиопередачи «Русская Вещь». Дата обращения: 30 ноября 2008. Архивировано 29 июня 2016 года.
  39. Коштуница и Николич принимают Евразию. Дата обращения: 17 июня 2016. Архивировано 8 августа 2016 года.
  40. Кафедра социологии международных отношений Архивная копия от 13 марта 2014 на Wayback Machine // Социологический факультет МГУ
    • Дугин, Александр Гельевич. Трансформация социальной структуры общества в контексте социологии воображения: дисс. … д-ра социол. наук : 22.00.04 / Дугин Александр Гельевич; [Место защиты: Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону, 2011. — 453 с.
    • Дугин, Александр Гельевич. Трансформация социальной структуры общества в контексте социологии воображения : автореф. дис. … д-ра социол. наук : 22.00.04 / Дугин Александр Гельевич; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. — Ростов-на-Дону, 2011. — 54 с.
  41. Дугин в Кишинёве, или реабилитация традиционалистского дикурса. Дата обращения: 18 июня 2016. Архивировано 30 июня 2016 года.
  42. Власти Греции отказали в визите российскому философу и журналисту Александру Дугину. Дата обращения: 29 декабря 2018. Архивировано 30 декабря 2018 года.
  43. 47,0 47,1 «Сложная история»: Дугин снят с должности главреда «Царьграда», // Телеканал 360. Архивировано 10 июня 2020 года. Дата обращения 11 октября 2017.
  44. «Закрытая рыбная выставка». Интервью Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова (рус.) ?. Дата обращения: 17 марта 2024.
  45. Гламур, вон из нашей души! Viva la Cultura!. Paideuma.tv (26 марта 2009). Дата обращения: 17 марта 2024.
  46. Гибель дочери Дугина // РБК, 21.08.2022
  47. Александр Дугин «Ленин — красный аватара гнева». Дата обращения: 23 сентября 2009. Архивировано 15 октября 2007 года.
  48. «Он допрыгается!» Две главы из новой книги Александра Кушнира о С.Курёхине на colta.ru. Дата обращения: 13 июня 2016. Архивировано 9 июня 2016 года.
  49. Кушнир, 2013, с. 207.
  50. Курёхин. Шкипер о Капитане. Отрывок из книги. Дата обращения: 12 июня 2016. Архивировано 6 августа 2016 года.
  51. Aleksandr Dugin's Foundations of Geopolitics (англ.) 3. FSI The Europe Center. Архивировано 10 марта 2018 года.
  52. Данные протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования по одномандатным территориальным округам. Дата обращения: 10 марта 2018. Архивировано 10 марта 2018 года.
  53. 418 Масок субъекта (эссе о Сергее Курехине). Дата обращения: 13 июня 2016. Архивировано 4 августа 2016 года.
  54. «Город Курёхин», Газета «Лимонка», 1996. Дата обращения: 13 июня 2016. Архивировано 4 августа 2016 года.
  55. Евразийский антиоранжевый фронт. Дата обращения: 19 апреля 2022. Архивировано 6 апреля 2022 года.
  56. Второй Съезд Евразийского Союза Молодёжи. Дата обращения: 15 июня 2016. Архивировано 13 августа 2016 года.
  57. Русская Вещь и ЕСМ обосновались в Чебоксарах. Дата обращения: 15 июня 2016. Архивировано 30 июня 2016 года.
  58. Презентация книги Александра Дугина Поп-культура и знаки времени. Дата обращения: 13 июня 2016. Архивировано 1 апреля 2016 года.
  59. «…И мы обманываться рады» — Еженедельник «Ростов официальный» № 47 (23.11.2005). Дата обращения: 13 июня 2016. Архивировано 8 июня 2016 года.
  60. «Нет, не так прост этот мир, как кажется» — Рецензия Ильи Кормильцева на книгу Александра Дугина «Поп-культура и знаки времени». Дата обращения: 13 июня 2016. Архивировано 9 августа 2016 года.
  61. Russia.ru / программа «Эксперт» 12.07.2011 (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 июня 2016. Архивировано 9 августа 2016 года.
  62. Чтобы быть русскими: Национал-хайдеггерианство новой эпохи Архивная копия от 30 июня 2009 на Wayback Machine // Официальный сайт Евразийского Союза Молодёжи, 19 сентября
  63. 67,0 67,1 Дугин, А. Г. Четвёртая политическая теория (недоступная ссылка) // Профиль, № 48 (603), 22.12.2008 г.
  64. Дугин А. Г. Археомодерн: В поисках точки, где и модерн, и архаика ясны как парадигмы Архивная копия от 24 марта 2012 на Wayback Machine // Философский портал «Арктогея», 10.04.2008.
  65. YouTube и Google заблокировали аккаунт Дугина Архивная копия от 7 февраля 2021 на Wayback Machine // nakanune.ru, 28.07.2020
  66. 70,0 70,1 Дугин А. Г. Глобальный шантаж Pussy Riot (недоступная ссылка) (13 августа 2012). — «Информационная война, остриём которой стала хулиганская выходка Pussy Riot, направлена на византийскую модель правления — альянс духовной и светской власти, которая в России существовала испокон веков. Философ Александр Дугин подробно рассматривает объект нападения, участников, инструменты и цели этой войны». Дата обращения: 24 июня 2016. Архивировано 11 августа 2016 года.
  67. Деконструкция демократии — Александр Дугин — Журнал «Однако» номер #34 (98). Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 4 ноября 2011 года.
  68. Дугин А. Г. Вместо «Русского марша» нужно пойти утром в церковь, а вечером «совершенно легально выпить» Архивная копия от 3 июля 2009 на Wayback Machine // Русская линия, 01.11.2006 г.
  69. Дугин А. Г. Рогозин просто перегорел Архивная копия от 4 июля 2009 на Wayback Machine // Общественно-политическое агентство «Национальный журнал», 12.12.2006 г.
  70. Мы — к вам, вы — к нам. То есть наоборот. Хроника русско-украинской нон-гратной войны (6 июня 2007). Дата обращения: 16 июня 2016. Архивировано 30 июня 2016 года.
  71. Дугин, Александр.  Нацизм made in USA // Аргументы и факты : газета. — 2014. — № 7 (1736) за 12 февраля. — С. 16.  (Дата обращения: 28 января 2016)
  72. Александр Дугин: «Убивать, убивать и убивать!» — YouTube. Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 22 марта 2016 года.
  73. Обухов Г. Агрессор и профессор Архивная копия от 30 июня 2016 на Wayback Machine // Радио Свобода, 20.03.2015
  74. Шинкаренко О. Дугин: профессор кислых щей Архивная копия от 18 августа 2016 на Wayback Machine // Колонкёр, 24.06.2014
  75. МГУ окончательно расстался с Александром Дугиным Архивная копия от 6 июля 2014 на Wayback Machine // РБК, 01.07.2014
  76. МГУ: Александр Дугин не уволен и продолжает работать Архивная копия от 1 июля 2014 на Wayback Machine // Вести.ру, 01.07.2014
  77. Список книг российских авторов, запрещенных к ввозу на территорию Украины. Дата обращения: 5 июня 2016. Архивировано 7 августа 2016 года.
  78. Александр Дугин: «Севастополь стал неблагодарным» — Антимайдан-Россия 11.01.2016. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 13 августа 2016 года.
  79. Главный идеолог «русского мира»: Севастополь стал неблагодарным — Главное.ua. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 23 июня 2016 года.
  80. Александр Дугин: «Севастополь стал неблагодарным» — Мы за Мелитополь 13.01.2016. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 4 августа 2016 года.
  81. Дугин назвал бредом выдуманную историю с «предательством Чалого» — Информационное Агентство Новороссия / 12 января 2016 21:22 (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 1 июля 2016 года.
  82. Елена Колебакина-Усманова, Рашид Галямов Александр Дугин: «То, что происходит с коронавирусом, — колоссальный удар по человечеству» Архивная копия от 2 июня 2021 на Wayback Machine // Бизнес Онлайн, 13.12.2020.
  83. Дугин А. Г. Абсолют византизма Архивная копия от 17 декабря 2014 на Wayback Machine
  84. Византизм // Новая философская энциклопедия: В 4 тт / Под ред. В. С. Стёпина. — М. : Мысль, 2001..
  85. Самый влиятельный интеллектуал России. Опрос в деталях.. Дата обращения: 20 августа 2012. Архивировано 20 августа 2012 года.
  86. FP Top 100 Global Thinkers, 2014. Foreign Policy. Дата обращения: 14 марта 2021. Архивировано 9 февраля 2018 года.
  87. Backman, 2019, p. 5—6.
  88. В России, как никогда, востребован просвещенный национализм Архивная копия от 15 февраля 2009 на Wayback Machine
  89. Дугин, А. Г. В кольце врагов Архивная копия от 4 июля 2014 на Wayback Machine
  90. Luis Razo Bravo. Aleksandr Dugin on Donald Trump and the Fourth Political Theory (англ.). YouTube (3 октября 2020). Дата обращения: 15 марта 2021. Архивировано 20 апреля 2022 года.
  91. 95,0 95,1 Умланд, Андреас. Постсоветские правоэкстремистские контрэлиты и их влияние в современной России // Неприкосновенный запас : журнал. — М.: «НЛО», 2008. — № 1. — ISSN 1815-7912.
  92. Shekhovtsov, A. The Palingenetic Thrust of Russian Neo-Eurasianism: Ideas of Rebirth in Aleksandr Dugin’s Worldview (англ.) // Totalitarian Movements and Political Religions. — Routledge, 2008. — Vol. 9, iss. 4. — P. 491—506.. Пер. на рус. яз. см. здесь: Шеховцов А. Палингенетический проект неоевразийства идеи возрождения в мировоззрении Александра Дугина Архивная копия от 28 января 2012 на Wayback Machine. // Форум новейш. восточноевроп. истории и культуры. — № 2. — 2009. — С. 105—126.
  93. A. James Gregor. Once Again on Fascism, Classification, and Aleksandr Dugin (англ.) // Erwägen, Wissen, Ethik. — 2005. — P. 570—572. Архивировано 2 мая 2021 года.
  94. Лакёр У. Чёрная сотня. Происхождение русского фашизма. — М.: Текст, 1994. — С. 372. — 432 с.
  95. Лакёр У. Путинизм. Россия и её будущее с Западом. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine — С. 82—87.
  96. Shenfield S. D. Russian Fascism: Traditions, Tendencies, Movements. — Armonk: M. E. Sharpe, 2001. — 336 p. — P. 195.
  97. 101,0 101,1 Умланд, А. Александр Дугин, европейский фашизм и Витренко: что общего? Архивная копия от 27 августа 2007 на Wayback Machine // Украинская правда. — 20.6.2007 (копия,)
  98. * Умланд, А.  Фашист ли доктор Дугин? Архивировано 15 июля 2014 года. // Центр «Сова», 24.07.2007 (копия, копия).
  99. Программа «Пиджаки» 16.03.2015. Дата обращения: 14 июня 2016. Архивировано 5 апреля 2015 года.
  100. Ritz E. «Truly Terrifying»: Beck Introduces Viewers to the Man He Believes Is the «Architect» of Russia’s Geopolitical Strategy Архивная копия от 14 февраля 2015 на Wayback Machine
  101. Александр Дугин: Запад оказался абсолютно нетерпимым к инакомыслию. Фактически начался погром евразийства в мире Архивная копия от 2 июня 2016 на Wayback Machine. Накануне.ру, 13.03.2015.
  102. Дмитриев, Илья. В ЦКИ знают зачем и как выиграть войну за Россию Архивная копия от 11 февраля 2013 на Wayback Machine // Центр консервативных исследований, 12.04.2009 г.
  103. Коровин, Валерий Иван Демидов: Русскому народу необходимо поставить себе цель Архивная копия от 13 марта 2014 на Wayback Machine // Информационно-аналитический портал «Евразия», 04.11.2007 г.
  104. Дмитриев, И. ЦКИ нашел своих сторонников в Санкт-Петербурге Архивная копия от 10 февраля 2013 на Wayback Machine // Центр консервативных исследований, 03.03.2009 г.
  105. Круглый стол «Элиты в современной России» Архивная копия от 5 марта 2010 на Wayback Machine // Центр консервативных исследований, 24.10.2008 г.
  106. Дугин и проблемы православной миссии. Дата обращения: 4 июня 2016. Архивировано 7 августа 2016 года.
  107. Джемаль, Г. Слово о Дугине Архивная копия от 25 января 2012 на Wayback Machine
  108. П. Короленко, рецензия на книгу А.Дугина «Поп-культура и знаки времени» в журнале «Критическая масса». Дата обращения: 12 июня 2016. Архивировано 21 сентября 2016 года.
  109. Володихин Д. М. Река в луна-парке // Москва. — 2009. — № 1.
  110. Иван Охлобыстин. Гражданская позиция или политическая клоунада?. Дата обращения: 9 июня 2016. Архивировано 13 августа 2016 года.
  111. Фридрих Ницше, путь к Сверхчеловеку. Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 27 января 2013 года.
  112. Карл Хаусхофер — Континентальный Блок (уч. Г. Осипов). Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 27 января 2013 года.
  113. Жан Бьес, Путь на Афон (уч. Г.Осипов). Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 27 января 2013 года.
  114. Граф Лотреамон — Крылатые спруты сознания (уч. Е. Головин, Г.Осипов) Архивная копия от 27 января 2013 на Wayback Machine
  115. Жан Рэй — Люгеры Безумной Мечты (уч. Е.Головин, Г.Осипов). Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 27 января 2013 года.
  116. Барон Унгерн Бог Войны. Дата обращения: 12 июня 2016. Архивировано 16 июля 2016 года.
  117. Густав Майринк, дыхание костей (уч. Г.Осипов, Б.Симонов). Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 27 января 2013 года.
  118. Жан Парвулеско — От Симона Мага до Фантомаса (уч. Г.Осипов). Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 27 января 2013 года.
  119. Герман Вирт, Великий Праздник Юла. Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 27 января 2013 года.
  120. Рене Генон, Свидетель верный и истинный (уч. Г.Осипов). Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 27 января 2013 года.
  121. «Юлиус Эвола, магический путь интенсивности» (уч. Е.Рыжикова, С.Мелентьев). Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 27 января 2013 года.
  122. Мирча Элиаде, Вечное Возвращение (уч. Г.Осипов). Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 29 января 2013 года.
  123. Ги Дебор — Кошмар Общества Зрелищ (уч. Б.Симонов). Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 27 января 2013 года.
  124. Архимандрит Киприан (Керн) — Торжество Православия. Дата обращения: 7 июня 2016. Архивировано 27 января 2013 года.
  125. Петр Савицкий — Идеолог Великой Евразии Архивная копия от 27 января 2013 на Wayback Machine
  126. Николай Клюев — Пророк секретной России (уч. Г.Осипов) Архивная копия от 27 января 2013 на Wayback Machine
  127. БОРИС САВИНКОВ — МИСТИКА РУССКОГО ТЕРРОРА. Дата обращения: 12 июня 2016. Архивировано 13 августа 2016 года.
  128. Богема против НАТО в журнале «Вторжение» #24, М., 2001. Дата обращения: 22 мая 2016. Архивировано 20 сентября 2016 года.
  129. Barbarossa Umtrunk — Tagebuch eines Krieges (2005—2015) (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2016. Архивировано 30 июня 2016 года.

Литература

на русском языке
на других языках

Ссылки

Интервью