Александрос Ζ (буксир)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Александрос Z»
греч. «Αλέξανδρος Ζ»
ALEXANDROS-1923.jpg
Служба
 Греция
Класс и тип судна Буксир-спасатель
Изготовитель NV Baanhoek, Слидрехт, Южная Голландия, Нидерланды
Спущен на воду 1920 год
Введён в эксплуатацию 1920 год
Выведен из состава флота 1923 год
Статус затонул
Основные характеристики
Водоизмещение 158 т
Длина 28 м

«Але́ксандрос Ζ» (греч. Αλέξανδρος Ζ) — греческий буксир 20-х годов XX века, с именем которого связана «величайшая морская трагедия, поразившая когда-либо греческий военно-морской флот», причём в мирное время.

История

«Александрос Ζ» классифицировался как буксир-спасатель и был построен в 1920 году в Голландии на верфи NV Baanhoek. Судно принадлежало греческому судовладельцу Зарокостасу, что и было отмечено в его имени греческой буквой «Ζ» (дзета). Почти сразу по прибытии в Грецию, судно было мобилизовано греческим военно-морским флотом и выполняло рейсы перевозки моряков флота с военно-морской базы на острове Саламин и из бухты Керацини на материке в центральную гавань Пирея.

Трагедия Александроса Ζ

Место крушения буксира Александроса между островом Пситалея и материком. Бухта Керацини находится к северу от Пситалеи (видны сегодняшние причалы и автомобильный терминал, центральная гавань Пирея (сегодня используется только пассажирскими паромами и круизными судами) находится к востоку от Пситалеи.

Как и каждую субботу, 10 марта 1923 года, большое число офицеров и моряков флота, получивших разрешение на двухдневный выход, собрались на пристанях базы на острове Саламин и бухты Керацини. Отпускников с Саламина принял на борт маленький тихоходный пароход «Мармаро», отпускников из Керацини «Александрос Ζ». Переход до центральной гавани Пирея обычно занимал около получаса и был рутиной как для экипажей судов, так и для моряков флота. По этой причине, и для выхода в город, греческие моряки не считали шторм помехой. Первым вышел «Мармаро», который, хоть и с трудом, благополучно дошёл до Пирея. «Александрос Ζ» переждал пока море немного утихнет и, выйдя из бухты Керацини, подошёл к стоявшим на якорях броненосцам «Авероф», «Килкис» и «Лемнос». Приняв на палубу отпускников с броненосцев, включая также солдат армии, ещё оставашихся на борту кораблей после закончившегося несколькими месяцами тому назад Малоазийского похода, буксир направился к Пирею в 11:40. Последующие события описаны офицером Т. Теологидисом, наблюдавшим за буксиром с броненосца «Лемнос». После отхода буксира шторм усилился и стал сопровождаться градом. В 14:00 шторм достиг огромной силы. Волны накрывали буксир одна за другой. Неожиданно 3 гигантские волны, последовательно накрыли буксир и создали крен судну. Стоявшие на палубе моряки с трудом удерживались на своих местах и их перемещение усугубляло положение. Ещё одна гигантская волна затопила машинное отделение, крен достиг критического значения, моряки «покатились» с палубы в море и динамический рывок созданный сотнями скатывающихся людей ещё больше увеличил крен. Судно легло на борт, было добито ещё одной гигантской волной и опрокинулось. Практически сразу судно затонуло. Уходя на дно, судно унесло с собой моряков не успевших отплыть от образовавшегося гидродинамического вихря. Спасательные операции малыми плавсредствами были невозможны. Первым на место кораблекрушения прибыл стоявший в Пирее пароход «Μиконос», но было потеряно драгоценное время. Несмотря на это, помощь «Миконоса» была существенной, поскольку ему удалось в условиях шторма подобрать около 40 боровшихся с волнами человек. Несколько из терпевших бедствие моряков вплавь добрались до Драпецоны, но были разбиты волнами о её скалы. Отряды моряков, под командованием будущего адмирала Александриса, собирали на берегу выживших и трупы. Небольшое ослабление шторма дало возможность рискованного выхода шлюпкам флота и частников. Поиск выживших продолжался и с наступлением темноты. Акватория крушения освещалась прожекторами броненосцев[1].

Жертвы

Число жертв достигало 300 человек. Газета «Катимерини» писала, что погибли 358 человек. Вице-адмирал К. Паизис-Параделлис, в своей Истории греческого флота, изданной в 2002 году пишет, что при крушении буксира «Александрос Ζ» погибли около 300 человек, конкретно: 12 офицеров, 87 унтер-офицеров, 193 моряков и 5 ремонтников[2][3].

Для греческого флота, который в только-что завершившимся Малоазийском походе, в силу отсутствия реального противника, не понёс практически никаких потерь, это был большой и неожиданный удар. К тому же, это трагическое событие произошло в нескольких милях от главной базы флота. На следующий день после крушения «Александроса» был получен следующий приказ Морского министра: «Всем морским властям соблюдать месячный траур по трагическому несчастному случаю Пситалеи. Всем офицерам, унтер-офицерам и матросам нести на левой руке траурную повязку».

Память

На островке Пситалея погибшим при крушении буксира «Александрос Z» воздвигнут скромный памятник. В марте каждого года, командование военно-морской базы Саламина  (англ.) проводит у памятника панихиду в честь погибших «Александроса».

Ссылки

  1. Ιστοριεσ Του Πν | Σα/Σμυν. Дата обращения: 13 марта 2017. Архивировано 14 марта 2017 года.
  2. Vice Admiral C. Paizis-Paradellis, H. N. Hellenic Warships (1829-2001) (англ.). — Athens, Greece: The Society for the study of Greek History, 2002. — P. 31. — ISBN 960-8172-14-4.
  3. Aπό μέρα σε μέρα | ΡΙΖΟΣΠΑΣΤΗΣ. Дата обращения: 1 июня 2022. Архивировано 6 сентября 2017 года.