Алатырь-камень

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Художественное видение составляющих сакрального центра: Океан-море, Буян, Алатырь

Ала́тырь-ка́мень (ла́тырь, бел-горю́ч ка́мень, синий камень, ала́бор, ала́бы́рь)[1] — в русских средневековых легендах и фольклоре священный камень, «всем камням отец»[2], пуп земли, содержащий сакральные письмена и наделяемый целебными свойствами[3]. Часто упоминается в русских заговорах, главным образом, приворотных, любовных, как «сила могучая, которой конца нет»[4].

В стихе «Голубиной книги» алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами. В духовных стихах описывается, как «из-под бел-алатырь-камня» вытекает чудесный источник, дающий всему миру «пропитание и исцеление». Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана[2].

Цитаты

Заговорное слово

«Под восточной стороной есть окиан-синее-море, на том окияне на синем море лежит бело-латырь-камень, на том бело-латыре-камне стоит святая золотая церковь, во той золотой церкви стоит свят золот престол, на том злате престоле сидит сам Господь Исус Христос, Михаил-архангел, Гавриил-архангел…»[5]

«Голубиная книга»

«С-под камешка, с-под белого латыря Протекли реки, реки быстрые По всей земле, по всей вселенную — Всему миру на исцеление, Всему миру на пропитание…»[5]

Народный сказ

«Среди моря синяго лежит латырь-камень; идут по морю много корабельщиков, у того камня останавливаются; они берут много с него снадобья, посылают по всему свету белому. Потому Латырь-море морям отец, Потому Латырь-камень каменям отец!»[6][5]

Происхождение слова

Цветовое разнообразие балтийского янтаря. По мере фотостарения цвет камня меняется от белого до оранжевого и даже бурого.

Этимология слова алатырь вызывает трудности. Слово объясняли через алтарь, Алатырь (город), латыгор (латыш). В статье «Алатырь в местных преданиях Палестины и легенды о Граале»[7] А. Н. Веселовский исследовал легенды о почитаемых (сионских) камнях (в русской народной поэзии алтарный камень стал камнем Алатырем)[8][9]. По мнению О. Н. Трубачёва, слово алатырь славянского происхождения и родственно слову янтарь. Согласно точке зрения В. В. Мартынова, алатырь происходит от иран. *al-atar, букв. «бел-горюч», то есть эпитет камня является таким образом прямой славянской калькой его названия.

По словам Р. Якобсона в рецензии на Этимологический словарь русского языка М. Фасмера: «Самый драгоценный и чудодейственный камень (всем камням камень) русского фольклора ала́тырь или ла́тырь несомненно является альтернантом слова ла́тыгорь от Latýgora „Latgalia“ и означает „Латвийский (камень)“, то есть „янтарь“»[10].

В культуре

«Сидит-то орёл на камени,
На том ли на камени на латыре»

См. также

Примечания

  1. Даль, 1880—1882.
  2. 2,0 2,1 Мелетинский, 1990, с. 33.
  3. СМЭС, 1995, с. 31.
  4. МЭСБЕ, 1907—1909, с. 31.
  5. 5,0 5,1 5,2 Коринфский, А., «Народная Русь»
  6. Надеждин Н. О русских народных мифах и сагах в применении их к географии и особенно этнографии русской. II // Русская беседа. 1857. Т. 4. Кн. 8. С. 35
  7. «Разыскания в области русских духовных стихов», III, 1882 г.
  8. Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
  9. Веселовский. www.pravenc.ru. Дата обращения: 20 февраля 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  10. Фасмер, 1986, с. 69.

Литература