Аксёнов, Сергей Иванович (педагог)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аксёнов, Сергей Иванович
Дата рождения 11 июня 1982(1982-06-11) (41 год)
Место рождения Горький, СССР
Страна  Россия
Научная сфера педагогика
Место работы Мининский университет
Альма-матер АГПИ имени А. П. Гайдара
Учёная степень кандидат педагогических наук (2011)
Научный руководитель А.А. Фролов
Известен как макаренковед
Награды и премии
Премия Правительства Российской Федерации в области образования — 2017
Лента медали А.С. Макаренко.png

Сергей Иванович Аксёнов (р. 11 июня 1982 года, г. Горький) — российский учёный, педагог, представитель известной на международном уровне и одной из ведущих в России школы макаренковедения, основанной проф. А. А. Фроловым. Кандидат педагогических наук (2011), доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Мининского университета. Научный сотрудник исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» в том же университете, руководитель магистерской образовательной программы «Проектирование образовательного пространства». С. И. Аксёнов является Председателем НРОО «Ассоциация специалистов по работе с молодёжью в Нижегородской области»[1]. В составе научной группы, подготовившей энциклопедическое издание «А. С. Макаренко. Школа жизни, труда и воспитания» в 9-ми томах, удостоен в 2017 году Премии Правительства РФ в области образования[2].

Научно-педагогическая биография

Сергей Иванович Аксёнов в 2006 г. закончил Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара по специальности «Педагогика и методика начального образования с доп.спец. социальная педагогика», в 2010 г. очную аспирантуру НГПУ по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». В 2011 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Становление и развитие взглядов А. С. Макаренко на воспитание в противоречиях социально-педагогической действительности 1920—1935 гг.» (науч. рук.: д.п.н., проф. А. А. Фролов)..

В 2006—2008 г. — ассистент кафедры дошкольного и начального образования АГПИ им. А. П. Гайдара; с 2008 г. — ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры общей педагогики, и. о. зав. кафедрой общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ, ныне Мининский университет).

Научные интересы в 2010 г. привели Сергея Ивановича в исследовательскую лабораторию «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко», основанную проф., д.п.н. А. А. Фроловым, где он по настоящее время сотрудничает по совместительству.

В 2011 году С. И. Аксёнов защитил диссертацию по специальности 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования» по вопросу: «Становление и развитие взглядов А. С. Макаренко на воспитание в противоречиях социально-педагогической действительности 1920—1935 гг.»

Основные направления исследований

Научные интересы С. И. Аксёнова включают по крупному два больших направления:

  • Социально-педагогическое наследие А. С. Макаренко,
  • Инновационные технологии обучения в высшей школе.

Макаренковедение

Перед лабораторией «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» (а шире — научной школой по макаренковедению под научным руководством и консультированием проф. А. А. Фролова) с течением времени сложились следующие направления:

  • Освоение и разработка наследия А. С. Макаренко на базе имеющихся макаренковедческих отечественных и зарубежных исследований и опыта использования этого наследия в социально-педагогической практике.
  • Определение методологических, теоретических, организационно-методических основ социально-педагогического творчества А. С. Макаренко в их органической взаимосвязи.
  • Выявление, критический анализ и развитие методологии макаренковедческих исследований и практических разработок.
  • Обновление историографической и источниковой базы макаренковедения.
  • Внедрение результатов исследований сотрудников лаборатории в образовательный процесс НГПУ им. К. Минина.

Отметим, что это одна из всего лишь двух российских научно-исследовательских лабораторий по макаренковедению (вторая — в Москве) и трёх (с учётом Челябинской лаборатории, относящейся к системе профобразования) — в стране в целом.

Инновационные технологии обучения в ВУЗе

Более конкретно Сергеем Ивановичем исследуются и развиваются в этом направлении интерактивные методы обучения в вузе.

Всего С. И. Аксёновым (в том числе с соавторами) было обнародовано более 50 научных и научно-методических трудов по указанным направлениям.

Среди них такое основательное издание как 9-ти томная энциклопедия «А. С. Макаренко. Школа жизни, труда и воспитания» в 9-ми томах, удостоенная в 2017 году Премии Правительства РФ в области образования.

Международное сотрудничество

Интересным направлением исследований лаборатории «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» в Мининском университете является изучение опыта последователей педагогики А. С. Макаренко за рубежом. Сотрудниками лаборатории при деятельном участии С. И. Аксёнова выпущен целый ряд книг по сравнительному изучению педагогики Макаренко и ряда известных социально-педагогических движений и практик в Бразилии, Израиле, Италии, Японии, Германии, США и других странах.

Международные макаренковедческие мероприятия

С. И. Аксёнов с 2010 г. деятельно участвует в подготовке и проведении целого ряда научно-педагогических мероприятий, в том числе конференций и симпозиумов с международным участием по макаренковедческому направлению.

  • К 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко (в 2013 г.) при финансовой поддержке РГНФ проведена международная научно-практическая конференция «Педагогика А. С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы)», в которой приняли участие более 100 специалистов из 20 городов и районов России и из 5 зарубежных стран.
  • В 2014 г. проведён международный симпозиум «Современное макаренковедение: история, состояние, перспективы», в котором приняли участие учёные и специалисты-практики из России, Германии, Италии, Норвегии, Украины и Японии. Целью симпозиума был анализ современного состояния освоения и разработки педагогического наследия А. С. Макаренко, представление истории макаренковедения в отдельных странах и в мире, определение основных проблем и направлений дальнейшей работы.
  • В 2020 г. С. И. Аксёнову было поручено руководить проведением прошедшего 19-20 ноября в Мининском университете Макаренковского форума, посвящённого 100-летию основания Колонии им. Горького и включавшего как научную конференцию (очередные Макаренковские чтения), так и Международный макаренковский конкурс школ-хозяйств. С учётом санитарно-эпидемической обстановки часть мероприятий форума проводились удалённо на основе современных технологий[3],[4].

Учебно-педагогическая деятельность

По данным портала Мининского университета С. И. Аксёнов принимает участие в постановке и чтении следующих курсов[1]:

  • История педагогики,
  • История социальной педагогики,
  • Социальное проектирование,
  • Андрагогика и педагогика,
  • Современные технологии образования взрослых,
  • Управление содержанием образовательных программ,
  • Опыт инновационной деятельности в региональной системе образования.

Книги и брошюры

Макаренковская энциклопедия

А. С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. В 9-ти томах. Нижний Новгород, 2007—2017 гг.

Диссертация

  • Аксёнов С. И. «Становление и развитие взглядов А. С. Макаренко на воспитание в противоречиях социально-педагогической действительности 1920—1935 гг.» — диссертация по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Мининский университет, Нижний Новгород, 2011 г. Автореферат дисс.

Сравнительное макаренковедение (совр. зарубеж. опыт)

Избранные статьи и брошюры

  • Аксёнов С. И. Педагогизация детско-взрослого производства в опыте А. С. Макаренко // Народное образование. 2012. № 7 (1420). С. 255—258.
  • Быстрицкая Е. В., Николина В. В., Аксёнов С. И., Арифулина Р. У. Барьеры социо-культурного взаимодействия в полиэтнической среде // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 388.
  • Быстрицкая Е. В., Аксёнов С. И., Арифулина Р. У., Белова Е. А., Занозин Д. А., Киселёва Е. А. Оптимизирующая молодёжная среда: технология создания // Учебно-методическое пособие / Саарбрюккен: Lap Lambert Academic Pablishing, 2014. 228 с.
  • Илалтдинова Е. Ю., Аксёнов С. И., Кувабара Кийоси. Современное зарубежное и отечественное макаренковедение // Вестник Мининского университета, 2014, № 3.
  • Аксёнов С. И., Лебедева И. В., Хавролева М. В. Инклюзивное добровольчество: к истории вопроса // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-9. С. 10-17.
  • Слепенкова Е. А., Аксёнов С. И. Обучение классных руководителей интерактивным технологиям педагогического просвещения родителей // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 95-101.
  • Фролов А. А., Илалтдинова Е. Ю., Аксёнов С. И. Воспитание как социальное явление и как педагогическая деятельность: Преодоление разрыва (по наследию А. С. Макаренко) // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 1 (45). С. 38-43.
  • Илалтдинова Е. Ю., Аксёнов С. И. Труд в образовательном пространстве: направления педагогизации (освоение наследия А. С. Макаренко) // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 2 (46). С. 81-90.
  • Илалтдинова Е. Ю., Аксёнов С. И. Практика производственно-хозяйственного воспитания в советской педагогике и школе (на основе наследия А. С. Макаренко) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 3 (50). С. 76-83.
  • Илалтдинова Е. Ю., Аксёнов С. И. Проблемы разработки наследия А. С. Макаренко: Интерпретация или девальвация // в сб.: Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации. Сборник науч. трудов межд. науч.-практ. конф. 2019. С. 207—213.

Видеозаписи избранных выступлений

Награды и признание

В 2010 и 2014 гг. награждён почётными грамотами Министерства образования Нижегородской области за научные достижения.

В 2017 г. в составе научной группы, подготовившей энциклопедическое издание «А. С. Макаренко. Школа жизни, труда и воспитания» в 9-ми томах, удостоен Премии Правительства РФ в области образования[2].

В ноябре 2020 года «За значимый вклад в макаренковедение» С. И. Аксёнов вместе с другими исследователями — А. А. Абариновым (Украина), Dr. Brian F. Kunz (США), награждён Медалью Макаренко (Российская Федерация).[5]

Примечания

  1. 1,0 1,1 Аксёнов, Сергей Иванович Архивная копия от 30 сентября 2020 на Wayback Machine (представление научных сотрудников и преподавателей на портале Мининского университета).
  2. 2,0 2,1 Распоряжение от 9 августа 2017 г. о присуждении премии Правительства Российской Федерации 2017 года в области образования с присвоением звания «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования» сотрудникам «Нижегородского ГПУ им. Козьмы Минина» д.п.н. А. А. Фролову, к.п.н. С. И. Аксёнову и д.п.н. Е. Ю. Илалтдиновой Архивная копия от 29 ноября 2020 на Wayback Machine за цикл трудов «А. С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания»
  3. Регистрация на Макаренковский форум-2020 Архивная копия от 30 ноября 2020 на Wayback Machine с указанием отв. — С. И. Аксёнова
  4. Объявление о Макаренковском форуме-2020 Архивная копия от 30 ноября 2020 на Wayback Machine на портале Мининского университета
  5. XVIII Международный макаренковский форум (2020) завершился! Архивная копия от 3 мая 2021 на Wayback Machine // портал ИД «Народное образование»

Ссылки

См. также