Аксиальный двигатель внутреннего сгорания

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аксиальный двигатель Almen A-4

Аксиальный двигатель внутреннего сгорания — тип двигателя с возвратно-поступательным движением поршней, в котором вместо обычного коленчатого вала используется шайбовый механизм. Поршни поочерёдно давят на наклонную шайбу, принуждая её вращаться вокруг своего центра. Шайба сцеплена с выходным валом, передаёт ему вращательный момент. В некоторых конструкциях вместо шайбового механизма устанавливается кулачковый механизм.

Ключевое преимущество аксиальных двигателей с шайбовым механизмом состоит в том, что поршни расположены параллельно друг другу по краю шайбы. Это даёт возможность расположить выходной вал параллельно поршням, а не под 90 градусов, как у обычных двигателей с коленчатым валом. В результате двигатель получается очень компактным.

Расположение поршней и принцип действия шайбового механизма позволяет регулировать степень сжатия путём изменения угла наклона шайбы.

История

Анимированное изображение шайбового механизма

В 1911 году компания Macomber Rotary Engine Company из Лос-Анджелеса выпустила на рынок один из первых аксиальных двигателей внутреннего сгорания. Это был семицилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия путём изменения угла наклона шайбы, и регулирования таким образом хода поршней.[1][2]

Применение

Наиболее хорошо известно применение аксиальных двигателей в торпедах, для которых желательна цилиндрическая форма двигателя с маленькой площадью миделевого сечения, а также нет проблем с его охлаждением. Например, современные торпеды Mark-48 оборудованы аксиальным двигателем мощностью 500 лошадиных сил.[3] Только надо учесть, что на дальноходных торпедах стоят аксиально-поршневые двигатели внешнего сгорания на перекиси водорода, так называемые двигатели Вальтера. Такие двигатели идеально подходят для привода в движение подводных объектов, ибо не требуют кислорода извне, а получают окислитель при химических реакциях в своих технологических системах.

В 1992 году двигатель подобной схемы был предложен для проекта российского суперкара «Экстремист», выходной мощностью 350 л.с.[4] В 2000-х годах несколько компаний продолжают разработки аксиальных двигателей: Dyna-Cam, Fairdiesel, Duke Engines.

См. также

Примечания

  1. Macomber aero engine. Pilotfriend. Дата обращения: 4 июля 2008. Архивировано 10 июля 2012 года.
  2. Axial Internal-Combustion Engines Also known as barrel engines Архивная копия от 15 июля 2015 на Wayback Machine / Douglas Self  (англ.)
  3. Friedman, Norman. The Naval Institute Guide to World Naval Weapons Systems, 1997-1998 (англ.). — United States Naval Institute, 1997. — P. 694. — ISBN 1557502684.
  4. «Экстремист» - первый российский суперкар

Ссылки