Акимов, Николай Павлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Павлович Акимов
Akimov Nikolaj Pavlovich.jpg
Профессия театральный режиссёр, сценограф,
театральный педагог,
художник (кино, книжный график, иллюстратор, портретист, плакатист), публицист
Театр Ленинградский театр комедии
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1939 Орден Трудового Красного Знамени — 1961 Орден Красной Звезды Медаль «За оборону Ленинграда»
SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 250th Anniversary of Leningrad ribbon.svg
Народный артист СССР — 1960 Народный артист РСФСР— 1945 Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1939 Народный артист Таджикской ССР — 1944

Никола́й Па́влович Аки́мов (3 (16) апреля 1901, Харьков — 6 сентября 1968, Москва) — советский театральный режиссёр, сценограф, педагог, художник (кино, портретист, книжный график, иллюстратор, плакатист), публицист. Народный артист СССР (1960)[1].

Биография

Николай Акимов родился в Харькове, в семье железнодорожного служащего.

В 1910 году семья переехала сначала в Царское Село, затем в Санкт-Петербург, где отец работал в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги[источник не указан 3007 дней].

С 1914 года учился в Санкт-Петербурге изобразительному искусству в Вечерних рисовальных классах Общества поощрения художеств, в 1915 году брал уроки в частной студии С. М. Зайденберга, в 1916—1918 годах занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева[2]. В 1918 году, прервав учёбу, поступил на работу в мастерскую плаката Пролеткульта в Петрограде, но вскоре, «гонимый голодом, холодом, разрухой, нуждой», уехал в Харьков[3].

Весной 1919 года в Харькове он участвовал в Первой совместной выставке-продаже, на которой были представлены работы профессиональных художников (М. М. Синякова, В. Д. Ермилов, М. Кац, А. А. Кокель, А. М. Любимов, З. Е. Серебрякова, Л. Тракал и др.) и художников-самоучек[источник не указан 3007 дней].

С 1920 по 1922 год преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В 1921 году начал работать в качестве художника в Первом Государственном театре для детей (ныне Харьковский театр для детей и юношества). Первой его театральной работой стало оформление спектакля «Подвиги Геркулеса» А. Белецкого; он начал работу и над спектаклем «Али-Нур» (инсценировка В. Э. Мейерхольда и Ю. М. Бонди по сказке О. Уайльда «Звёздный мальчик»), но в разгар работы покинул Харьков, и оформление спектакля завершил Б. В. Косарев[4].

Осенью 1922 года вернулся в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС и сблизился с Николаем Евреиновым — драматургом, режиссёром и теоретиком[3]. Евреинов познакомил его с режиссёром Георгием Крыжицким, — ниспровергатель традиционного психологического театра почувствовал в молодом художнике родственную душу, и в сезоне 1923/1924 годов оформил поставленные Крыжицким в Современном синтетическом театре оперетты «Креолка» Ж. Оффенбаха и «Король комедиантов» Ж. Жильбера[5].

Евреинов представил его и Николаю Петрову, в то время режиссёру «Вольной комедии». Оформление эксцентрического представления «Бунт времени» С. А. Тимошенко на сцене филиала «Вольной комедии» — ночного кабаре «Балаганчик» стало началом длительного сотрудничества Акимова с Петровым. Работа художника в этом представлении была особо отмечена петроградским еженедельником «Театр»[6].

В качестве сценографа сотрудничал с театром «Кривое зеркало» и с кабаре «Карусель»; в 1924—1925 годах на постоянной основе работал в Большом драматическом театре (ныне — имени Г. А. Товстоногова). Сотрудничество с театром продолжалось до конца 1930-х годов[7].

В то же время Евреинов представил его директору издательства «Academia» А. А. Кроленко; по заказам этого издательства он создавал обложки и иллюстрации к произведениям Жюля Ромена, Анри де Ренье, Пьера Боста[8]. «Изобретательность Акимова, — пишет В. Миронова, — импонировала художественно-театральному миру Петрограда; эпитеты „остроумный“, „изобретательный“ непременно присутствовали в разговоре о его творчестве»[9]. В 1927 году в издательстве «Academia» вышел небольшой сборник, посвященный Акимову, — художнику было всего 26 лет. Изданный в серии «Современные театральные художники» сборник составили статьи Н. В. Петрова, театрального критика А. И. Пиотровского и искусствоведа Б. П. Брюллова. В том же году состоялась первая персональная выставка Акимова[3]. Его работы были представлены на проходившей в Академии художеств выставке театрально-декорационного искусства, наряду с работами ведущих ленинградских художников. Макет к спектаклю «Конец Криворыльска», поставленному в 1926 году в Театре драмы им. А. С. Пушкина, был послан в Милан на Международную выставку[3].

В 1926 году участвовал в создании Ленинградского театра сатиры — театра эстрадных обозрений во главе с Д. Г. Гутманом[источник не указан 3007 дней]. С 1929 года он работал и как театральный режиссёр. Первой самостоятельной работой стал «Гамлет» У. Шекспира, поставленный в 1932 году в Московском Театре им. Вахтангова с музыкой Д. Д. Шостаковича, однако режиссёрская трактовка трагедии вызвала неодобрение[2].

Могила Н. П. Акимова на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

С 1935 по 1949 год и с 1956 года был художественным руководителем Ленинградского Театра Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова). Здесь он оказался в своей стихии: тонкое остроумие, богатство режиссёрской фантазии в сочетании с блестящим оформлением спектаклей Акимова выдвинули его театр в число лучших в стране[2]. Травля Акимова во время борьбы с космополитизмом[10], развёрнутая в конце 1940-х, завершилась его вынужденным[10] уходом из театра в августе 1949 года[11][12][13]. Во время войны вместе с театром эвакуировался в Сталинабад (ныне Душанбе).

В 1951—1956 годах — главный режиссёр и художник Ленинградского Нового театра (с 1953 года — Театр имени Ленсовета).

С 1954 года преподавал в Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств), с 1960 года — профессор. Основатель художественно-постановочного отделения института[1].

С 1945 по 1967 годах жил в Ленинграде в доме № 4 по улице Гоголя (ныне Малая Морская)[14].

Николай Акимов умер 6 сентября 1968 года во время гастролей театра в Москве от инфаркта. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища (Центральная площадка театральных деятелей)[15]. Надгробие создано в 1974 году (скульптор Г. В. Хонин, архитектор В. М. Черкасский).

Семья

Первая жена — кинорежиссёр Надежда Кошеверова (1902—1989), расстались в 1934 году.

Вторая жена — актриса Елена Юнгер (1910—1999). Дочери Анна Акимова (род. 1934), Нина Акимова (1945—2020), актриса Российского академического молодёжного театра[16][17]. Её мать — театральный критик и сценарист Лидия Вильвовская[18][19].

Награды и звания

Адреса в Ленинграде

Творчество

Николаю Акимову принадлежат станковые живописные и графические работы, театральные афиши, книжные иллюстрации.

Создал галерею портретов деятелей советской культуры (Н. К. Черкасов, Б. М. Тенин, Н. П. Охлопков).

Персональные выставки в Ленинграде состоялись в 1927, 1933, 1947, 1958, 1963, 1968, 1979, 1987, 1988 годах, в 1965 году — в Москве. В 1956 году в Москве прошла выставка театральных плакатов Н. Акимова в ЦДРИ. На Всемирной выставке в 1958 году в Брюсселе был удостоен серебряной медали[источник не указан 3007 дней].

Ученики

Учениками были, в числе прочих, художники:

Статьи[27]

Мемориальная доска в фойе Театра Комедии.
  • Художник в театре // Жизнь искусства (Ленинград). — 1928. — № 10. — С. 8—9.
  • Ответ молодому фронту // Жизнь искусства (Ленинград). — 1928. — № 17. — С. 7.
  • Оформление спектакля: О спектакле «Жена» // Жизнь искусства (Ленинград). — 1929. — № 2. — С. 13.
  • К постановке «Врагов». // Жизнь искусства (Ленинград). — 1929. — № 13. — С. 17. (В соавторстве с А. Лаврентьевым)
  • 20 строк, которые потрясли Радлова // Жизнь искусства (Ленинград). — 1929. — № 29. — С. 7.
  • К постановке «Тартюфа». (В соавторстве с Н. Петровыми В. Соловьёвым) // Жизнь искусства (Ленинград). — 1929. — № 48. — С. 12—13.
  • Сегодня «Робеспьер» // Красная газета (Ленинград). — 1931. — 12 февраля. — Вечерний выпуск.
  • «Гамлет». К постановке в Театре им. Евг. Вахтангова // Советский театр (Москва). — 1932. — № 3. — С. 14—17.
  • Внешность спектакля // Раскольников Ф. Робеспьер. — Л., 1931. — С. 13—14.
  • Как Театр им. Евг. Вахтангова ставит «Гамлета» // Известия. — 1932. — 26 марта.
  • О «Гамлете» // Советское искусство. — 1932. — 3 марта.
  • О себе // Творчество. — 1935. — № 7.
  • По поводу «Снежной королевы» // Искусство и жизнь (Ленинград). — 1939. — № 6. — С. 33.
  • Время и классики // Валенсианская вдова: Комедия в 3-х действиях Лопе де Вега. — Л., 1939. — С. 3—6.
  • Трансформирующий павильон. — М.: Изд. сценической экспериментальной лаборатории при МХАТ СССР им. М. Горького, 1943.
  • Нелегкий, но плодотворный труд // Смена (Ленинград). — 1955. — 25 марта.
  • О сатире: Литературные заметки // Известия. — 1956. — 23 августа.
  • Художники театра // Ленинградская правда. — 1957. — 9 февраля.
  • Художники советского театра //Советская культура. — 1957. — 5 марта.
  • Новый сезон в Театре комедии // Ленинградская правда. — 1957. — 20 августа.
  • Памяти Евгения Шварца // Театр. — 1958. — № 2. — С. 175.
  • Современность в содержании и форме // Вечерний Свердловск. — 1959. — 6 июля.
  • Это возможно! // Литература и жизнь. — 1959. — 15 июля.
  • Правда жизни и условность в оформлении спектаклей // Художники театра о своем творчестве. — М., 1973. — С. 27—43. (Статья 1960 г.)
  • Реплика: По поводу статьи А. В. Солодовникова // Театр. — 1960. — № 9.
  • Последнее интервью… // Советская культура. — 1968. — 7 сентября.

Память

  • В 1986 году имя Н. П. Акимова присвоено Ленинградскому театру комедии.
  • В Санкт-Петербурге, на доме 4 по ул. Гоголя (ныне Малая Морская), со стороны Кирпичного переулка установлена мемориальная доска (автор — архитектор Ж. М. Вержбицкий) с текстом: «В этом доме с 1945 г. по 1967 г. жил народный артист СССР Николай Павлович Акимов».[28]
  • В 2001 году в фойе Театра комедии открыта мемориальная доска Н. П. Акимову. Скульптор Г. Д. Ястребенецкий, архитектор А. А. Гавричков.
  • В 2011 году в Театре комедии открыта комната-музей режиссёра[29].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. — Т. 1. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  2. 2,0 2,1 2,2 Акимов, Николай Павлович // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Миронова, 2007, с. 136.
  4. Советские художники театра и кино: Выпуски 6—7. — Советский художник, 1984. — С. 192.
  5. Миронова, 2007, с. 137—138.
  6. Миронова, 2007, с. 138.
  7. Спектакли театра 1919—1935 гг. Архивировано 1 января 2009 года. // Официальный сайт Большого драматического театра
  8. Миронова, 2007, с. 137, 139.
  9. Миронова, 2007, с. 139.
  10. 10,0 10,1 Русская литература XX века: 1940—1990-e годы / Под ред. Л. П. Кременцова. — 3-е изд. — Академия, 2005. — С. 13.
  11. Аросева О. А., Максимова ‎В. А. Глава 7. Живу и работаю в Ленинграде. Эпоха Николая Акимова (Начало). // Без грима. — М.: Зебра Е; АСТ, 2007. — С. 139—150. — 398 с. — (Актёрская книга). — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-048955-8. — ISBN 978-5-94663-534-9.
  12. Аросева О. А., Максимова ‎В. А. Глава 9. Эпоха Николая Акимова (Продолжение). Евгений Львович Шварц. Раневская и Ахматова. Ольга Берггольц и Ольга Лебзак. Юнгер, Сухаревская, Тенин и другие. // Без грима. — М.: Центрполиграф, 1998. — С. 179—204. — 382 с. — (Кумиры). — ISBN 5-227-00170-7.
  13. Аросева О. А., Максимова ‎В. А. Глава 10. Эпоха Николая Акимова (Окончание). Мой самый главный режиссёр. Катастрофа. Возвращаюсь в Москву. // Без грима. — М.: Центрполиграф, 1998. — С. 205—218. — 382 с. — (Кумиры). — ISBN 5-227-00170-7.
  14. История объекта: Кирпичный пер., дом № 1. Дата обращения: 29 декабря 2016. Архивировано 30 декабря 2016 года.
  15. Могила Н. П. Акимова на Волковском кладбище. Дата обращения: 17 ноября 2013. Архивировано 13 декабря 2013 года.
  16. Акимова Нина. Актёры. РАМТ (официальный сайт). Дата обращения: 5 августа 2016. Архивировано 29 июля 2016 года.
  17. Ушла из жизни Нина Акимова. Новости. РАМТ (официальный сайт) (2 декабря 2020). Дата обращения: 5 декабря 2020. Архивировано 5 декабря 2020 года.
  18. Петрова И. Кто такая Нина Акимова?. АиФ — Культура (3 декабря 2020). Дата обращения: 5 декабря 2020. Архивировано 5 декабря 2020 года.
  19. Нина Акимова. Досье. Кино-Театр.ру. Дата обращения: 5 декабря 2020.
  20. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1939
  21. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июля 1945
  22. Весь Ленинград (1922—1935) —> Интерактивное оглавление. Дата обращения: 12 октября 2016. Архивировано 16 сентября 2016 года.
  23. Кернер, Татьяна Семёновна (1941, Сталинград, — 1973, Ленинград). Училась в СХШ (1955—1959). Окончила постановочный факультет ЛГИТМиК (1964). Работала театральным художником в Красноярске; художником на киностудии «Леннаучфильм», вела кружок эстампов в Доме пионеров. Позже работала кочегаром и матросом на шаландах в «Спецтрансе». Жена художника Эдуарда Зеленина.
  24. Кубасов, Виталий Анатольевич (р. 1937, Москва) . М. Трофименков. / Последний ученик великого мастера Последний ученик великого мастера выставлен на Пушкинской, 10
  25. Игорь Тюльпанов: «Я как машина, которая не останавливается» › «Новая газета» в Санкт-Петербурге. Дата обращения: 31 августа 2018. Архивировано 31 августа 2018 года.
  26. Московский академический ордена Трудового Красного Знамени театр имени Вл. Маяковского, 1922—1982 / Авт.-сост. В. Я. Дубровский. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Искусство, 1983. — 207 с., ил. (стр. 198—207)
  27. Николай Акимов: Альбом / Автор вст. статьи и составитель М. Г. Эткинд. — М.: Советский художник, 1980. — 136 с.
  28. Энциклопедия Санкт-Петербурга, мемориальная доска Н. П. Акимову.. Дата обращения: 27 мая 2022. Архивировано 8 октября 2018 года.
  29. Мазурова С., Сладков А. В Петербурге открыли комнату-музей режиссёра Николая Акимова // Российская газета. — 2011. — 16 апреля.. Дата обращения: 10 февраля 2020. Архивировано 1 декабря 2020 года.

Литература

Документы
Исследования
  • Бартошевич А. А. Н. Акимов - художник / А. Бартошевич. — Л. : Ленингр. отд-ние Худож. фонда СССР, 1947. — 56 с., 27 л. портр.
  • Миронова В. Художник Н. П. Акимов : Начало // Имена. События. Школы : Страницы художественной жизни 1920-х годов : сборник статей / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т истории искусств ; [сост.: Л. С. Овэс, к. иск. ; науч. ред.: А. Ф. Некрылова, к. иск.]. — СПб. : РИИИ, 2007. — С. 136—150. — 200, [2] с. — ISBN 5-86845-120-1.
  • Пригожина Л. Г. На пути к «Тени» : Акимов и Шварц // Театрон : науч. альманах / СПбГАТИ. — СПб. : СПбГАТИ, 2008. — № 1. — С. 44—53.
  • Сыркина Ф. Я. Театральный плакат Н. Акимова : [Альбом / Ред.-сост. И. Н. Бурлак ; Вступ. статья Ф. Я. Сыркиной]. — Советская Россия, 1963. — 40 с. : ил.
  • Эткинд М. Г. Н. П. Акимов — художник / Марк Эткинд. — Л. : Художник РСФСР, 1960. — 150 с. : ил.
  • Эткинд М. Г. Николай Акимов : Сценография, графика : альбом / М. Эткинд. — М. : Советский художник, 1980. — 135 с. : ил., цв. ил.
  • Янковский М. О. Ленинградский театр комедии / М. О. Янковский. — Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1968. — 178 с., 35 л. ил.
Словари и энциклопедии

Ссылки