Акимов, Иван Акимович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Акимович Акимов
И. Б. Лампи Мл.. Портрет И. А. Акимова. 1796 Музей Российской академии художеств, Санкт-ПетербургИ. Б. Лампи Мл.. Портрет И. А. Акимова. 1796
Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Дата рождения 22 мая (2 июня) 1754(1754-06-02)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 15 (27) мая 1814(1814-05-27) (59 лет)
Место смерти Санкт-Петербург
Подданство  Российская империя
Жанр историческая сцена
Стиль русский классицизм
Награды Большая золотая медаль Императорской Академии художеств (1773)
Звания академик ИАХ (1782)
профессор ИАХ
действительный член ИАХ (1791)
Премии пенсия ИАХ (1773)

Ива́н Аки́мович Аки́мов (22 мая [2 июня1754, Санкт-Петербург, Российская империя15 [27] мая 1814, там же)[1] — русский живописец, рисовальщик и гравёр, а также педагог и историк. Один из крупнейших представителей русского классицизма XVIII века, автор картин на исторические и мифологические сюжеты, один из первых историографов русского искусства[2]. Академик (с 1782) и директор (1796—1799) Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, директор Императорской Шпалерной мануфактуры (с 1791).

Биография

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает, что он родился в Санкт-Петербурге в 1764 году, а Петербургский некрополь датой рождения указывает 29 мая 1748 года[3]. Сын наборщика Сенатской типографии, десяти лет от роду написал прошение о приёме в Академию художеств, изложив несчастные обстоятельства и бедность своей жизни, и был принят в воспитанники.

Акимов обладал преподавательским даром и имел весьма большое влияние на образование русских исторических живописцев, хотя сам не был первоклассным художником, в частности, по своим произведениям ставился ниже своего современника Г. И. Угрюмова. Иван Акимович был, возможно, одним из первых историографов русского искусства. Хорошо известна его статья «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках, „Северный вестник“, СПБ. 1804, ч. 1, № 3.». Занимался также драматической литературой.

Акимов завещал Академии капитал в 15 тысяч рублей ассигнациями на содержание двух стипендиатов его имени.

  • В 17641773 обучался в Петербургской Императорской Академии Художеств у А. П. Лосенко.
  • После получения в 1769 году 2-х серебряных медалей за рисунки с натуры Акимову было задано, в виде программы на большую золотую медаль Академии художеств написать сперва «Крещение Великого князя Владимира», затем «Греческого философа Кирилла, показывающего, по изъяснении разных вер, великому князю Владимиру завесу с изображением Страшного суда»[4].
  • В 1772 году получил малую золотую медаль, а картину ,исполненную по программе «Великий князь Изяслав Мстисловович, открывающийся любимым воинам, хотевшим убить своего раненного полководца, не узнав его на поле брани под шлемом». В 1773 году за картину «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» Акимов получает большую золотую медаль, вместе с правом на пенсионерскую поездку от Академии Художеств. В 17731778 как стипендиат от Академии Художеств путешествует по Европе. Посетил Париж, Авиньон, Лион, Геную, потом Болонью, учился в болонской Пиоклементинской академии у Гандольфи, копирует картину Гвидо Коньяччи «Лукреция с Тарквинием» и пишет несколько этюдов с картины Доменикино «Мучение св. Агнессы», но ввиду того, что обучение там было поставлено весьма неудовлетворительно — «кроме хороших художественных произведений, в Болоне, нет ни хороших мастеров, ни хороших школ, и что в тамошней Академии рисуют вообще худо, тогда как ему именно нужна столько же хорошая школа, сколько и усердная работа, в виду того, что он часто не может чувствовать и схватывать колорит»[5] Акимов через год перебрался в Рим. Позже, по приказу Академии, возвращается в Болонью, где заканчивает «Прометея, делающего статую по приказу Минервы» (в 1778 году Акимова за эту картину избрали «назначенным» в академики Академии Художеств) и работает над картиной «Дидона и Эней, укрывающиеся в пещере от бури». В ноябре 1776 года, после путешествия по Флоренции и посещения Венеции, возвращается в Рим, где написал «Нарцисса, любующегося в воде фонтана», закончил «Дидону и Энея» и работал над картиной «Фавн, забавляющийся с козлёнком». С 1 января 1779 года преподавал в натурных классах в Академии Художеств, был помощником проф. Г. И. Козлова. 3 сентября 1782 года был избран академиком в Академию Художеств за картину «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии своего друга Филоктета по поолучении смертоносной одежды от своей бывшей возлюбленной Деянири, похищенной Кентавром Несусом», а 28 июля 1785 года — адъюнкт-профессором Академии. В 1791 году был назначен членом Академического Совета Академии художеств и, почти сразу, директором Императорской Шпалерной мануфактуры. Преподавал также рисование дочерям императора Павла I. Член Академического совета Академии Художеств. По предложению президента Академии Мусина-Пушкина в 1794 году был назначен адъюнкт-ректором, 4 сентября того же года — старшим профессором. 12 Января 1796 года избран директором Академии Художеств, но уже в январе 1800 года Иван Акимович отказывается от директорской должности[6]. Впрочем, эта должность «в 1799 году, с учреждением должности Вице-Президента, совсем упраздняется»[7]

Скончался в 1814 году, похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.

Основные работы Акимова

Среди работ И. А. Акимова у Н. Собко[12] упоминаются также местные образа для Свято-Троицкой церкви в Александро-Невской лавре («Бог Саваоф» над царскими вратами, «Св. Троица» и «Успение Божией Матери» — по бокам их, «Архангелы Гавриил и Михаил» на северных и южных дверях), Михайловского замка (где Акимов написал картины на зеркалах по поручению императора Павла I, а также образ Святой Троицы для замковой церкви), картины: «Князь Рюрик, поручающий при кончине своей сына своего, младенца Игоря, и вместе с ним княжение Олегу» (картина написана для камергера Петра Васильевича Мятлева), «Крещение великой княгини Ольги»[13] и «Новгородцы, ниспровергающие Перуна»[14] (две последние — ныне в Русском музее), «Подвиг знаменосца унтер-офицера Азовского полка Старикова», «Пётр I, пишущий указ Сенату в лагере под Прутом», эскизы образов для Казанского собора («Рождество Богородицы», «Сошествие Св. Духа», «Спаситель» и «Божия Матерь», виньетки к «Описанию Крыма» Сумарокова, рисунки для медалей: с надписью «Отечество за усердие, 1807» и на открытие в Полтаве монумента в память одержанной Петром I победы (1808).

В начале XX века прекрасные рисунки работы Акимова находились в собраниях С. С. Боткина и гр. Е. В. Мордвиновой.

Галерея

Примечания

  1. Собко, 1893, стб. 58; Tjurina, 1992, S. 713; Вдовин, 2005, с. 336.
  2. Вдовин, 2005, с. 336; Коновалов, 2012, с. 21.
  3. Петербургский некрополь. Т. 1. Архивная копия от 3 декабря 2019 на Wayback Machine — СПб., 1912. — С. 25.
  4. Собко, 1893, стб. 58–60.
  5. Собко, 1893, стб. 61.
  6. Собко, 1893, стб. 63.
  7. Кондаков, 1915, с. 2.
  8. Каталог ГРМ, т. 1, 1998, с. 41, № 2.
  9. 9,0 9,1 9,2 Государственная Третьяковская галерея : Живопись XVIII — начала XX века (до 1917 года) : каталог / ред. коллегия: К. Ф. Антонова, В. М. Володарский, С. Н. Гольдштейн, И. М. Сахарова. — М. : Изобразительное искусство, 1984. — С. 19. — 720 с. : ил. — 20 000 экз.
  10. Каталог ГРМ, т. 2, 2002, с. 44, № 17.
  11. Ivan Akimovitš Akimov, An Allegory of Faith (St. Clare), 1776 (англ.). Kansallisgalleria. Дата обращения: 10 октября 2022.
  12. Собко, 1893, стб. 64–65.
  13. Каталог ГРМ, т. 1, 1998, с. 41–42, № 4.
  14. Каталог ГРМ, т. 1, 1998, с. 41, № 3.

Литература

Документы
Каталоги выставок
  • Бартенев И. А. 225 лет Академии Художеств СССР : живопись, скульптура, графика, театральное-декорационное искусство, декоративное-прикладное искусство, документы, издания : каталог выставки : в 2 т. / [Гл. ред. П. М. Сысоев]. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Изобразительное искусство, 1985. — Т. 1 : 1757–1917 / [Сост. И. А. Бартенев (отв. ред.) и др.]. — С. 54–55. — 600 с. : ил. — 18 500 экз.
Комментарии
  • Коваленская Н. Н. Русский классицизм : Живопись, скульптура, графика / Н. Коваленская. — М. : Искусство, 1964. — 703 с., 15 л. ил. : ил. — (К 400-летию русского книгопечатания). — OCLC 2935991.
  • Ракова М. М. Русская историческая живопись середины XIX века / М. Ракова; НИИ теории и истории изобразительных искусств ордена Ленина Академии художеств СССР. — М. : Искусство, 1979. — С. 27, 31, 116. — 244 с. : ил., цв. ил. — OCLC 5975704.
Другие работы
  • Живопись. XVIII век : каталог / Гос. Рус. музей; [Авт.-сост.: Л. Вихорева и др.; науч. ред. изд. Е. Петрова; науч. ред. тома Г. Голдовский; авт. вступ ст. Е. Петрова и Г. Голдовский]. — СПб. : Palace Editions, 1998. — С. 41–42. — 206 с. : цв. ил. — (Государственный Русский музей. Живопись XVIII–XX века : каталог : в 15 т. ; т. 1). — №№ 2–4. — ISBN 5-900872-73-4.
  • Живопись. Первая половина XIX века : А — И : каталог / Гос. Рус. музей; [Авт.-сост.: Л. Вихорева и др.; науч. ред. изд. Е. Петрова; науч. ред. тома и автор вступ. ст. Г. Голдовский]. — СПб. : Palace Editions, 2002. — С. 44. — 255 с. : цв. ил. — (Государственный Русский музей. Живопись XVIII–XX века : каталог : в 15 т. ; т. 2). — № 17. — ISBN 5-93332-071-4.
Словари и энциклопедии