Академия изящных искусств (Болонья)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Академия изящных искусств
Bologna — Accademia di Belle Arti di Bologna (segno).jpg

Академия изящных искусств Болоньи (итал. Accademia di Belle Arti di Bologna), бывшая Академия Клементина (Accademia Clementina) — академия искусств в городе Болонья, основана в 1710 году[1].

Академия дельи Инкамминати (XVI век)

Предшественницей Академии изящных искусств Болоньи являлась основанная около 1585 года Академия дельи Инкамминати[2]. Её основателями были братья Караччи (Агостино, Лодовико и Аннибале)[2]. В Италии XVI века имели распространение художественные академии, как кружки состоятельных людей, созданные для ознакомления с новинками музыки и художественного искусства.

Цель нового учреждения братьев Караччи была иной. Заведение должно было предоставить художественно одарённой молодёжи комплекс теоретических знаний и обучать рисунку с обнажённой натуры. Первоначально новое учреждение именовалось Accademia degli Incamminati. Замысел был довольно смелым, поскольку влиятельная католическая церковь жёстко цензуровала художественную практику в Италии и запрещала обнажённость в свете установок контрреформации[3]. Художественная академия братьев Карраччи существовала как частное, а не государственное учебное заведение. Академию возглавил Аннибале Карраччи (1560—1609).

Академия вскоре завоевала авторитет и стала местом собрания образованных горожан, среди которых были не только художники, среди прочих её посещали врач и учёный Мельхиоре Зоппио (ок. 1544—1634) и астролог, математик, астроном и картограф Джованни Антонио Маджини (1555—1617). Академия добилась права ставить обнажённую натуру для профессионального обучения студентов-мужчин. Руководство позаботилось о девизе и гербе академии. Ими стали изображение небесной сферы с созвездием Малой Медведицы и девизом (латынью) под ней Contentione Perfectus.

Целью братьев было повышение авторитета художников до уровня, который уже имели итальянские поэты, музыканты и литераторы. Целью был также выход живописцев из сословия ремесленников, к которому традиционно причисляли и художников. Наиболее известными учениками академии являются Франческо Альбани, Гвидо Рени и Доменикино[4].

После смерти братьев частная академия в Болонье пришла в упадок[5]. Однако был создан прецедент, и впоследствии академии искусств для обучения художественно одарённой молодёжи учредили в нескольких европейских странах.

Создание новой академии (XVII век)

В 1706 году богатый художник Эрколе Фава (1669—1744) помог болонским художникам под руководством Джампьетро Дзанотти основать новую академию[6]. Официальный процесс признания растянулся на несколько лет. В 1710 году для работы академии Эрколе Фава отдал несколько залов в своём палаццо Фава[7]. Создатели академии обратились к папе римскому, который разрешил образование академии и присоединил её к Болонскому университету. В 1711 году устав учебного заведения для художников утвердил папа римский Климент XI, в честь которого она получила название Академия Клементина[8].

Художественная академия готовила художников, скульпторов и архитекторов[6].

Видные мастера академии (XVIII век)

Период наполеоновской оккупации Болоньи (XIX век)

В период наполеоновской оккупации Академия Клементина была реорганизована и получила новое название — «Национальная академия изящных искусств». Художественное заведение перевели в Коллегию иезуитов города Болонья. Академия сохранила часть своих возможностей в сфере поощрения талантливых молодых художников. Существовала практика конкурсов среди студентов с вручением победителям стипендий на обучение в Риме для усовершенствования мастерства. Каждый год во время чествования победителей конкурса устраивались художественные выставки, что было важным событием в художественной жизни провинциального города[6]. Благодаря выставкам Академия была наделена коллекцией художественных работ своих выпускников.

В 1815 году после развала империи Наполеона Бонапарта и отстранения его от европейской политики, власть в городе восстановил папа римский. Название «Национальная академия изобразительных искусств» новой властью было изменено на «Папскую академию изобразительных искусств», при этом учебные программы оставили неизменными.

Некоторые изменения в работе академии произошли в 1860 году после отмены власти римских пап в Болонье и присоединения её к Королевству Италии[6].

Реформа академии (XX век)

В 1923 году художественная академия Болоньи была реорганизована. Из её состава исключили отделение архитектуры и передали его в состав Болонского университета. Последовали изменения и в сроке обучения в академии[6], студенты высших классов были поставлены в равные условия со студентами университетов Италии.

Примечания

  1. Storia - Accademia di Belle Arti Bologna (итал.). Ababo.it. Дата обращения: 3 августа 2022.
  2. 2,0 2,1 КАРРАЧЧИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 3 августа 2022.
  3. Джулио Карло Арган. История итальянского искусства. — Радуга, 1990. — book с. — ISBN 978-5-05-002589-0.
  4. Lodovico Carracci. Britannica. Дата обращения: 17 января 2018. Архивировано 18 августа 2017 года.
  5. Ольга Борисовна Дубова. Становление академической школы в западно-европейской культуре. — Olga Dubova, 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-88451-260-3.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 D-sign.it. Dall'Accademia Clementina all'Accademia di Belle Arti: tre secoli d'arte - Storia e Memoria di Bologna (итал.). www.storiaememoriadibologna.it. Дата обращения: 3 августа 2022.
  7. Accademia di Belle Arti di Bologna, Bologna, Италия. Google Искусство и культура. Дата обращения: 3 августа 2022.
  8. James Barry. Lectures on Painting by the Royal Academicians. — Henry G. Bohn, 1848. — 616 с.

Литература

  • L’arte del Settecento emiliano. La Pittura. L’Accademia Clementina, catalogo della X Biennale d’Arte Antica, a cura di Andrea Emiliani et al., Bologna, 8 settembre — 25 novembre 1979, Bologna, Edizioni Alfa, 1979.
  • Fabia Farneti, Vincenza Riccardi Scassellati, L’Accademia di Belle Arti di Bologna, Fiesole, Nardini, 1997.
  • Andrea Emiliani, Il politecnico delle arti. Un libro bianco per la Pinacoteca nazionale e l’Accademia di belle arti di Bologna, Nuova alfa, Bologna.
  • Maria Luigia Pagliani, L’orma del bello. I calchi di statue antiche nell’Accademia di belle arti di Bologna, Bologna, Ed. Minerva, 2003.