Айк (мифы)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Айк
Հայկ նահապետ
HaikNahabed1.jpg
Местность Армянское нагорье
Имя на других языках груз. ჰაოსი (Гаос)
Династия Айказуни
Отец Торгом (Фогарма)
Брат В грузинской традиции: Картлос, Кавкас, Бардос, Мовакан, Лекос, Эгрос, Эрос (Герос)
Дети Араманьяк, Хор, Манаваз
Упоминания Мовсес Хоренаци

Айк (арм. Հայկ) или Айк Наапе́т (арм. Հայկ նահապետ), Айк Дюца́зун (арм. Հայկ դյուցազուն), Айк-лучник (арм. Հայկ աղեղնավոր) также Хайк, Гайк[1], в грузинских источниках Гаос[2] — легендарный прародитель армянского народа, а также основоположник легендарной династии Хайкидов (Хайказуни). По библейско-христианской традиции, является одним из потомков библейского Торгома (Фогармы). Предание о Айке сохранилось в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (V в.). Первый среди равных «родоначальников» кавказских народов[2].

Предание

Согласно древнеармянской мифологии, самоназвание армян hay происходит от имени исполина Айка[3]. Во главе 300 мужей и их семей он перешёл из Месопотамии на побережье Вана[4] и основал армянское государство, начертив его границы вокруг трёх озёр: Ван, Урмия и Севан, а все вместе — вокруг горы Арарат. Правитель Вавилона титан Бэл вторгся в Армению. В армянской исторической традиции Бел ассоциируется с Нимро́дом, который в Библии упоминается как царь Вавилона. Предание, связывающее Нимрода с возведением Вавилонской башни, зафиксировано в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (Кн. I, Гл. 4). По приблизительным расчетам Гевонда Алишана 11 августа 2492 года до н.э. (по другой версии возможно в промежуточный период 3100-2800 гг до н.э.:согласно Септуагинты, где строительство Вавилонской башни датируется в начале III тыс. до н.э.) в местности Айоц дзор («Армянское ущелье») произошло сражение, в котором Айк сразил Бэла выстрелом из лука[5]. Тело Бэла подняли на вершину горы Немрут и сожгли. Согласно преданиям, пепел превратился в воду, а воины Бэла и караваны его верблюдов от страха окаменели. Вскоре после этого Айк основал на месте битвы крепость Айкаберд и город Айкашен в армянской провинции Васпуракан.

Впоследствии Айк был обожествлен, и народ начал называть себя словом hay, подчёркивая свою родословную от легендарного исполина. Перед смертью он передал правление своему старшему сыну — Араманьяку.

11 августа по древнеармянскому календарю является днём всенародного праздника Навасарда — армянского нового года[6].

Потомки Айка

Картина XVIII века
Вардан Аревелци. «Всеобщая история», XIII век[7] :

«От Хайка происходит Араманиак, от которого получила своё наименование гора Арагатц. От Араманиака — Армаис, который построил Армавир. Армаис родил Амасда, от которого получила своё наименование гора Масис. Амасия родил Гехама, который построил Гехаркуни. Гехам родил Сисака, от которого происходит Сюник, и Хармая, который родил Арама, именем которого все народы называют нас Арменами».

Потомками Айка были Хайкиды — династия легендарных царей и родовладык Армении[3].

Согласно традиции, от праотца Айка и его потомков, произошли многие княжеские роды. От Хора вели свою родословную Хорхоруни, от Манаваза: Манавазиан, Безнуниан, Басен, Уордуни (считается, что все эти три рода погибли в усобицах после Трдата, кроме Басенов, которых раньше называли Пасьяны). Также от Айка и его потомков вели родословную Сисакяны, Бзнуни, Мандакуни, Ангехеа, Варажнуни, Апахуни, Арраншахи и другие[8].

От имени Арама (одного из потомков Айка) происходят разные формы этнонима armen, которым армян обозначают соседи[8][9]

Осмысление и толкование преданий

В легенде присутствует ряд фактов и персон, связанных с Урарту: Хайк Наапет иногда отождествляется с богом Халди, а основание Вана Семирамидой[10], урартский царь Арама[11], толкуются Хоренаци в контексте армянской истории. Такое толкование «истории Араратского мира» было широко принято и в последующие века:

«Из Династии Гайка от наследников его родился Арай, прозванный на армянском языке гехецик, то есть прекрасным или благообразным. Именем Арая, в память его, названа высочайшая гора в Армении Араратом, толико известная в Священном Писании, где упоминается гора Арарат и страна Араратская, как древнейшее государство Армении»

[12][3] (с. 26-27)

Историк Б. А. Арутюнян отождествляет Арама, описанного Мовсесом Хоренаци, с «армянским царём Эрименой-Арамани»[9].

Грузинское предание

Согласно генеалогической схеме грузинского автора Леонтия Мровели (XI в.), Айк был первым среди равных «родоначальников» кавказских народов[2]. Его младшие братья:

См. также

Примечания

  1. Арутюнян С. Б. Хаик, Гайк // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 565. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0.
  2. 2,0 2,1 2,2 Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей / Перевод с древнегрузинского, предисловие и комментарии Г. В. Цулая. — М.: Наука, 1979. — С. 44.

    Гаос — эпоним армян. По генеалогической схеме Л. Мровели, Гаос — первый среди равных «родоначальников» кавказских народов.

  3. 3,0 3,1 3,2 Абаза В. А. «История Армении». СПб: Типография И. Скороходова, 1888,
  4. Razmik Panossian. The Armenians: from kings and priests to merchants and commissars. — Columbia University Press, 2006. — С. 106. — 442 с. — ISBN 0231139268.
  5. Миф или Легенда?: «Выбрав из многочисленных сочинений(первоисточников) достоверное, сколь нам удалось, установили мы потомства трёх сыновей Ноя — до Авраама, Нина и Арама; думаю, в этом деле ни один разумный человек нам не станет возражать, если, конечно, не пожелает нарушить точный порядок истории и обратить реальные истории в мифы». Моисей Хоренский
  6. Хачатрян, Айк. Древнеармянские зварчахосы = Հայոց Հնօրյա Զվարճախոսները / Манучарян, Армен. — Ереван: Амарас, 2003. — С. 118. — 256 с. — ISBN 4702080201.
  7. Вардан Великий. Часть 1 // Всеобщая история Вардана Великого.. — М., 1861. — С. 18.
  8. 8,0 8,1 Мовсес Хоренаци «Родословие Великой Армении»
  9. 9,0 9,1 Бабкен Арутюнян. «Про Армению, армяно-иранские отношения и некоторые вопросы древнейшей истории Передней Азии (7-6 вв. до н. э.)» Ереван, «Айгитак», 1998, с. 90
  10. Авдиев В. И. «История Древнего Востока», М.: «Высшая школа», 1970, с. 419 420.
  11. Армен Петросян. «Легенда об Араме в контексте индоевропейской мифологии и вопрос армянского этногенеза» (на арм.), Ереван, «Ван арян», 1997.
  12. Глинка С. Н. "Обозрение истории армянского народа". М.: Типография Лазаревых Института восточных языков, 1832, с. 293

Литература

Ссылки