Айзман, Давид Яковлевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Давид Яковлевич Айзман
Aizman DYa.jpg
Место рождения Николаев
Место смерти Детское Село
Гражданство  Российская империя
Род деятельности прозаик и драматург
Язык произведений русский

Дави́д Я́ковлевич А́йзман (14 (26) марта 1869, Николаев — 26 сентября 1922, Детское Село [1]) — русско-еврейский прозаик и драматург.

Биография

Родился в еврейской семье. Отец его, торговец по роду занятия, был любителем и хорошим знатоком книг, автором нескольких статей в еврейских газетах. В доме часто говорили о Бокле, Бюхнере, цитировали Писарева. Один из братьев — еврейский писатель Моисей Айзман, владевший в Николаеве книжной лавкой и читальней и одно время редактировавший местную либеральную газету «Южанин».

Давид Яковлевич окончил Николаевское реальное училище (1886), учился в Одесской рисовальной школе, с 1896 года в Парижской высшей школе изобразительных искусств. По возвращении в Россию, не имея постоянного «права на жительство», скитался, а для пребывания в Петербурге использовал фиктивный патент приказчика. В 1907 году уехал в Италию, два года спустя вернулся в Россию.

Похоронен на Казанском кладбище в Детском Селе.

Творчество

С конца 1880-х годов печатал очерки и рассказы в газете «Южанин» и «Одесском вестнике». Подлинным дебютом считал очерк «Немножечко в сторону» («Русское богатство», 1901, № 5) о судьбе типичного еврейского идеалиста. Первый сборник «Чёрные дни» вышел в 1904 году (издательство «Русское богатство», СПб.).

В период 19051907 годов примыкал к писателям-реалистам, связанным со сборниками «Знание». Часто обращался к общерусской, нееврейской тематике. Однако внимание Айзмана привлекала прежде всего еврейская среда; его повести и рассказы: «Ледоход», «Чёрные дни» (1904), «Кровавый разлив» (1908), «Враги», «Светлый бог» и другие — беллетристическая интерпретация так называемого «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в Российской империи, их взаимоотношения с окружающим населением и т. д.), выдержанная в либерально-народническом духе.

Обычный герой его произведений — ассимилированный еврей-интеллигент в непростых отношениях и с еврейской, и с русской средой. Специфически айзмановским считается характерный образ русского еврея в эмиграции, страдающего от ностальгии и мечтающего о возвращении на родину.

Айзман по ряду признаков был близок к группе писателей (самым ярким её представителем является С. Юшкевич), которая разрабатывала условный «русско-еврейский» стиль, стремясь оттенить строй еврейской речи. Он мастерски воспроизводил русскую речь полуобразованного, ещё не вполне освоившегося в русской языковой среде еврея. Критики называли Айзмана «специалистом по еврейскому вопросу» и «еврейским Чеховым».

Автор трагедии «Терновый куст» (1905), пьесы «Жёны» (1906), пьесы-сказки «Светлый бог» (1914), комедии «Консул Гранат» (1923).

Сочинения

Примечания

  1. Миронов Г.М., Миронова М.Г. Айзман Д. Я. // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 26.

Литература, ссылки

  • Айзман, Давид Яковлевич // Литературная энциклопедия : в 11 т. — М., 1929—1939.
  • Максимович А., М. Горький и Д. Я. Айзман, в книге: М. Горький. Материалы и исследования, т. 2, М.Л., 1936.
  • История русской литературы конца XIX — начала XX веков.
  • Библиографический указатель. — М.Л., 1963.
  • Клейнборт Л. Без иллюзий. «Образование». XI. 1904.
  • Кранихфельд Вл., Давид Яковлевич Айзман. «Современный мир». IX. 1913.
  • Горнфельд Айзман: статья в «Еврейской энциклопедии». I.
  • Миронов Г.М., Миронова М.Г. Айзман Д. Я. // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 26-27.
  • Hetényi, Zsuzsa, David Aizman. In: In a Maelstrom. The History of Russian-Jewish Prose 1860 — 1940. New York—Budapest, 2008, 139—149.