Айбулат, Константин Михайлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Константин Михайлович Айбулат
Озебай Айбулат
Место рождения Дади-юрт, Чечня
Род деятельности поэт

Константин Михайлович Айбулат(-Розен) (1817, Дади-юрт — 20 апреля [2 мая] 1865, Санкт-Петербург) — русский поэт чеченского происхождения. Его родители были убиты при штурме села Дади-юрт, а сам он взят на воспитание бароном Михаилом Карловичем Розеном. В 1839 году поступил на государственную службу, где дослужился до чина коллежского асессора. В свободное время занимался литературной деятельностью. Его произведения печатались во многих российских литературных журналах того времени. Был лично знаком с крупнейшими деятелями русской литературы.

Биография

Ранние годы

Герб Розенов

Родился в селе Дади-юрт в Чечне. В 1819 году село было разрушено при штурме царскими войсками, а его родители были убиты.

Раненного Озебая Айбулата, которому в тот моменту было два года, взял на воспитание один из участников штурма барон Михаил Карлович Розен. Мария Николаевна Куликовская, первая жена Розена, была очень привязана к Айбулату. У супругов не было своих детей. Вероятно, они хотели усыновить Айбулата.

В 1822 году скончалась жена барона Розена. В том же году он был отправлен на службу в Польшу. Хотя сам барон был лютеранином, в 1826 году Айбулат был крещён по православному обряду. Ему было дано имя Константин — в честь его крёстного отца, великого князя Константина Павловича.

В 1835 году барон женился на дочери камергера А. А. Щербатова, фрейлине императрицы княжне Наталье Александровне Щербатовой. От этого брака родились сыновья Александр (1840) и Михаил (1841), и дочь Александра (1843). Оба сына барона умерли малолетними.

Государственная карьера

Пётр Захаров. Автопортрет.

Барон Розен с семьей часто бывал в гостях у графа Павла Константиновича Александрова, внебрачного сына великого князя Константина Павловича. Граф часто давал балы, на которых не раз присутствовал Александр Сергеевич Пушкин. Павел Константинович принял активное участие в судьбе Константина Розена. В архиве III отделения Собственной канцелярии императора сохранилось письмо на имя Николая I за подписью графа Александрова:

В 1819 году во время командования отдельным кавказским корпусом, генералом от артиллерии Алексеем Петровичем Ермоловым, при взятии штурмом селения Дади-юрта, из числа военнопленных был взят с дозволения главнокомандующего Нижегородского Драгунского полка, прапорщиком бароном Розеном двухлетний раненый младенец Озибай Айбулат. В 1827 году, по просьбе его, барона Розена, обращён он в православную греко-российскую веру, и назван Константином. Восприемник от купели был в бозе почивший его императорское высочество Цесаревич и великий князь Константин Павлович. Ныне он Константин Айбулат всенижайше просит о милости быть принятым на службу его императорского величества.

В архивах сохранился и ответ на прошение Александрова:

… Доставленную мне вами записку о желающем поступить в военную службу Константина Айбулата, я имел счастье докладывать Государю Императору, и Его Величество Высочайше изволил отозваться, что молодой человек сей в артиллерии или в инженерные не иначе сможет поступить как по экзамену, в полевые его полка на правах вольноопределяющегося и что его величество будет иметь о нём попечение. Сообщаю вам о сем Высочайшем отзыве, имею честь быть совершенным к вам расположении. Ваш А. X. подполковник граф Бенкендорф.

Барон хотел сделать Айбулата военным. Однако из-за полученного в детстве ранения тот не смог сдать полевые экзамены. 14 февраля 1839 года Айбулат был определен в канцелярские служители 14-го класса Комиссариатского департамента Военного ведомства. В 1844 году по ходатайству фрейлины императрицы Анны Александровны Александровой был переведён на работу в Канцелярию по принятию прошений на Высочайшее имя. С 1855 года работал в хозяйственном управлении при Синоде, где дослужился до чина коллежского асессора.

Примерно в это же время в Департаменте военных поселений работал другой уроженец Дади-Юрта — художник Пётр Захаров. Он занимался составлением рисунков обмундирования и вооружения российских войск. Известно, что Захаров написал несколько портретов Айбулата.

Начальством часто отмечалось трудолюбие и усердие Айбулата. Он был неоднократно премирован, но крупным чиновником не стал.

Смерть

Айбулат не имел семьи и детей. Он долго болел чахоткой. В последние несколько месяцев своей жизни его состояние было настолько тяжелым, что он практически не выходил из дома, о чем свидетельствует доверенность на получение жалования за три месяца, собственноручно написанная Айбулатом в марте 1865 года на имя своего начальника, Николая Осиповича Фреймана. Умер Айбулат 20-го апреля 1865 года. О его смерти узнали когда к нему домой послали с жалованием. Был похоронен на Митрофаньевском кладбище Санкт-Петербурга. Его могила не сохранилась.

Литературная деятельность

Произведения Константина Айбулата публиковались в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Сын отечества», альманахе «Утренняя заря». Историк русской литературы Вадим Эразмович Вацуро писал:

Мотивы стихов Айбулата типичны для формирующегося романтичной лирики 1830-х годов — апология поэта-избранника, противопоставленного «свету» и «низкой» повседневности (наиболее удачное стихотворение «Правда и демоны» (Современник. 1841. Т. 22), где в иносказательном изображении гения-поэта угадывается Пушкин и звучит резкая инвектива против его врагов:

Всему свой путь, своя чреда:
Ему — на лоне славы вечной,
А вам — в хаосе тьмы кромешной
В грязи змеиного гнезда.

Идеальная любовь, стремление к «воле» (в абстрактно-аллегорическом понимании), элегическое разочарование и т. д. эти темы и настроение эклектически сочетаются с поэтическим эпикуреизмом 1810—1820 годов и, с другой стороны, с экспрессивными и часто «южными» и ориентальными мотивами, в известной мере обусловленными воздействием лирики. В стихотворении «Последний его современник» отдал дань наполеоновской теме. Стихи начала 40-х годов отмечены поэтической зрелостью, стилистически близки лермонтовской манере: «Жизнь и опыт» (Современник. 1841) — с лирической автоиронией и стремлением к переоценке раннего творчества, «Душа на чужбине» (Современник. 1842) — попытка лироэпической психологии повествования.

Был знаком с поэтом Иваном Ивановичем Козловым. В гостях у Козлова часто бывали Василий Жуковский, Антон Дельвиг, Николай Гнедич, Лев Пушкин, Михаил Глинка, Андрей Крылов, Иван Вяземский, Евгений Баратынский. В том же доме жил писатель, издатель, журналист и переводчик Николай Греч.

Тесно общался с троюродным братом своего приёмного отца, поэтом-декабристом Андреем Евгеньевичем Розеном. Айбулат иногда приезжал в имение барона Розена в селе Никольское Валковского уезда Харьковской губернии. Здесь он познакомился с украинским писателем, историком и этнографом Николаем Маркевичем.

Было популярным его стихотворение «Смерть» (1838). В 1859 году композитор Константин Вильбоа написал на эти стихи песню «Она придёт неслышно».

Константин Розен и Михаил Лермонтов не только печатались в одних изданиях, но и были хорошо знакомы друг с другом. После гибели Лермонтова Айбулатом было написано стихотворение «Памяти М. Ю. Л.», которое не было опубликовано издателем «Отечественных записок» Андреем Краевским потому что было, по мнению последнего, слишком резким.

В 1847 году в журнале «Сын отечества» была опубликована большая поэма Розена «Гелимер. Последний царь вандалов». Иван Сергеевич Тургенев в своём романе «Рудин» приводит четверостишие Айбулата из стихотворения «Два вопроса»:

И до конца печальных дней
Ни гордый опыт, ни рассудок
Не изомнут рукой своей
Кровавых жизни незабудок.

Литература

  • Вацуро В.Э. АЙБУЛА́Т (Айбулат-Розен) Константин Михайлович // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 26.
  • Мурдалов М. М. «Способен и достоин» // Архивный вестник. — 2015. — № 2.
  • Чагаева Тамара. Литературно-географический атлас Чеченской Республики. — Нальчик: ООО Тетраграф, 2018. — С. 19—22. — 440 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-00066-153-6.

Ссылки

См. также