Азербайджанские железные дороги
Азербайджанские желе́зные дороги Azərbaycan Dəmir Yolları | |
---|---|
Тип | акционерное общество |
Основание | 1991 |
Расположение |
Азербайджан, Баку, ул. Диляры Алиевой, 230 |
Ключевые фигуры | Ровшан Рустамов, президент[1] |
Отрасль | Железнодорожный транспорт |
Дочерние компании |
«Нахичеванская железная дорога» «ADY Container» |
Сайт | ady.az |
Азербайджа́нские желе́зные доро́ги (азерб. Azәrbaycan Dәmir Yolları) — национальный оператор сети железных дорог Азербайджана.
История
До 1991 года Азербайджанская железная дорога организационно состояла из трех отделений (Бакинское, Гянджинское и Нахичеванское). После обретения независимости Азербайджана, и отделения его железных дорог от структуры МПС СССР были проведены реформы по организационной структуре.
Из трех отделений два (Бакинское и Гянджинское) были ликвидированы и переданы в прямое управление службы движения. Кроме того, взамен ранее существовавших главных управлений служб локомотивного, вагонного хозяйства, службы пассажирских перевозок были созданы производственные объединения — ПО, к которым перешла инфраструктура, ранее принадлежавшая службам. Все локомотивные депо были введены в состав ПО «Локомотив».
Летом 2009 года осуществлена реорганизация, в результате которой Азербайджанская Государственная железная дорога была функционально заменена на АЖД. 9 октября 2019 года Азербайджанская железная дорога была объявлена в США иностранным принципиалом[2].
Технические характеристики
- Общая протяженность железных дорог — 2125 км.
- Из них двухпутные — 800 км.
- развернутая длина — 2995 км.
- Электрифицировано (постоянный ток 3КВ) — 1278 км.
- Электрифицировано (переменный ток 25КВ) — 499 км (в рамках проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс).
- автоматической блокировкой оборудованы — 1600 км.
Структура
Организационная структура АЖД состоит из руководства (начальник железной дорроги, заместители, главный инженер), объединений, производственных объединений — ПО, служб и предприятий.
Объединения:
- Управление перевозочными процессами
- Материально-технического снабжения
- Рабочего снабжения
Производственные объединения:
- ПО «Локомотив»
- ПО «Вагонсервис»
- ПО «Путевое хозяйство»
- ПО «Электроснабжения»
- ПО «Сигнализации и Связи»
Службы:
- Финансов
- Международных отношений
- Статистики и Экономического планирования
- Тарифов и Транспортного сервиса
- Технической
- Экономики и Труда
- Безопасности
- Санитарно-медицинской
Предприятия:
- Завод железобетонных конструкций
- Вагоноремонтный завод
- Гравийный завод
- Рельсосварочный поезд
- Главная дистанция водоснабжения
- Эксплуатации гражданских сооружений
- Технического снабжения
В состав АЖД, также на правах дорожного предприятия входила Бакинская ДЖД до её ликвидации в 2009 году.
Подвижной состав
Находящиеся в эксплуатации
Серия | Изображение | Тип | Максимальная скорость, км/ч |
Количество | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Эксплуатируется | Построено | |||||
ВЛ8 | электровоз | 100 | 5 | 5 | грузовой, двухсекционный, постоянного тока | |
ВЛ10У | электровоз | 100 | 2 | 2 | грузовой, двухсекционный, постоянного тока | |
ВЛ11М | электровоз | 100 | грузовой, двухсекционный, постоянного тока | |||
ВЛ11М6 | электровоз | 100 | грузовой, двухсекционный, постоянного тока | |||
Е4s | электровоз | 100 | 6 | 7 | модернизация из секции ВЛ11 | |
AZ4A | электровоз | 160 | 10 | 10 | пассажирский, двухсистемный | |
AZ8A | электровоз | 120 | 40 | 40 | грузовой, двухсекционный, переменного тока | |
2ТЭ10М/3ТЭ10М | тепловоз | 100 | 21 | 27 | грузовой, двух- или трёхсекционный | |
ТЭ33А | тепловоз | 120 | 10 | 10 | грузопассажирский | |
ТЭМ2 | тепловоз | 100 | 49 | 63 | маневровый | |
ТЭМ2У | тепловоз | 100 | 16 | 20 | маневровый | |
ТЭМ2УМ | тепловоз | 100 | 5 | 6 | маневровый | |
ТЭМ2Т | тепловоз | 100 | 1 | 1 | маневровый | |
ЧМЭ3 | тепловоз | 95 | 13 | 25 | маневровый | |
ЧМЭ3Т | тепловоз | 95 | маневровый | |||
ТГМ23В48 | тепловоз | 60 | 3 | 10 | маневровый | |
ЭР2 | электропоезд | 130 | 4 | 34 | четырёхвагонные, постоянного тока | |
ЭШ2 | электропоезд | 160 | 9 | 9 | четырёхвагонные, постоянного тока | |
ДР1П | дизель-поезд | 120 | 1 | 1 | двухвагонный, служебный для руководства | |
Пионер | дизель-поезд | 120 | 1 | 1 | двухвагонный, служебный диагностический комплекс | |
ДШ2 | дизель-поезд | 160 | 1 | 1 | восьмивагонный, служебный для руководства |
Снятые с эксплуатации
Серия | Изображение | Тип | Максимальная скорость, км/ч |
Количество | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
без названия | электропоезд | ? | 14 мот. вагонов | постоянного тока | |
СД СР, СР3 | электропоезд | 85 | трёхвагонные, постоянного тока | ||
ВЛ22М | электровоз | 90 | грузовой, постоянного тока | ||
ВЛ23 | электровоз | 100 | грузовой, постоянного тока | ||
ТЭ3 | тепловоз | 100 | грузовой, двухсекционный | ||
ТЭМ1 | тепловоз | 100 | маневровый | ||
2М62 | тепловоз | 100 | 9 | грузопассажирский, двухсекционный | |
Е2М62 | электровоз | 100 | 1 | переделан из тепловоза 2М62, постоянного тока | |
ТУ2 | тепловоз | 50 | 3 | узкоколейный магистральный |
Маршруты
Имеется регулярное пассажирское сообщение с Россией, Украиной, Грузией и Ираном. Все поезда международного сообщения прибывают и отправляются с Бакинского вокзала. Поезд № 15/16 сообщением Нахичевань — Тебриз —Тегеран — Мешхед азербайджанского формирования отправляется и прибывает на железнодорожный вокзал города Нахичевани[3].
По состоянию на апрель 2018 года налажено регулярное сообщение с городами Москвой, Тбилиси, Киевом, Тебризом, Тегераном, Мешхедом, Ростовом-на-Дону, Акстафой, Газахом, Сумгаитом, Горадизом, Астарой и др[4]. После запуска в промышленную эксплуатацию транспортного коридора Баку — Тбилиси — Карс планируется открытие маршрутов в турецкие города Карс и Стамбул.
Баку — Тбилиси — Карс
Введена в эксплуатацию 30 октября 2017 года. Вследствие реализации проекта соединены железные дороги Азербайджана, Грузии и Турции. Построена железнодорожная линия от станции Ахалкалаки (Грузия) до железнодорожной станции в городе Карс (Турция). Примерная стоимость проекта оценивается в 800 млн. долларов США. На начальной стадии по дороге планируется перевозить до 10 млн т. грузов, с дальнейшем увеличением грузопотоков до 25 млн т. в ближайшей перспективе.
Границы железных дорог
- Грузинская железная дорога (Беюк-Кясик — Гардабани, одинаковая колея, постоянный ток 3 кВ, в Беюк-Кясике построена станцию стыкования постоянного с грузинской стороны и переменного токов с азербайджанской стороны).
- Иранские железные дороги (Джульфа — Джульфа-Иранская, Астара — Астара-Иранская, разрыв колеи 1520/1435 мм).
- Северо-Кавказская железная дорога (Ялама — Самур, одинаковая колея, постоянный ток 3 кВ).
- Туркменские железные дороги (Алят — Туркменбашы, одинаковая колея, паромная переправа).
Проекты
Развитие скоростного движения
Проектом предусматривается, создание скоростного движения от Баку до Беюк-Кясика (граница с Грузией) с перспективой создания общего скоростного коридора Азербайджан — Грузия — Турция. На основе международного тендера, ТЭО проекта провели южнокорейские компании, и они же выиграли тендер на проектирование. Предлагается три вида выполнения проекта, строительство отдельной скоростной линии от Баку до Беюк-Кясика, строительство дополнительных путей на уже существующем участке Баку — Беюк-Кясик, и модернизация существующей линии Баку — Беюк-Кясик для скоростного движения. Проект строительства отдельной линии был отвергнут, как чрезмерно дорогостоящий и нерентабельный. В ходе переговоров и консультаций, выбор наиболее вероятно падет на третий вариант, предусматривающая модернизацию существующих железных дорог для скоростного движения. По этому проекту, изначальная скорость пассажирских поездов на линии будет 120 км/ч, далее 160км/ч, и в конечном итоге более 200км/ч. По проекту предусматривается дальнейшее развитие скоростного движения, с подключением к нему железных дорог Грузии и Турции, для создания единого международного скоростного коридора, из Кавказа в Европу. В дальней перспективе, с увеличением пассажиропотоков, намечается также увеличение скорости движения до 300км/ч, со строительством дополнительных путей.
ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия)
В проекте предполагается задействовать маршрут Баку — граница Грузии, длина которого составит 503 километра .
Север — Юг
В 2000 году между Россией, Индией и Ираном было заключено соглашение о международном транспортном коридоре «Север — Юг». Азербайджан присоединился к этому проекту в 2005 году. Этот транспортный коридор является совокупностью транспортно-информационных магистралей от Индии и Омана посредством моря, затем через Иран, Каспийский регион, в Россию и в обратном направлении. По расчетам экспертов, пропускная способность МТК «Север-Юг» составит на первых порах до 10 миллионов тонн грузов в год.
Имеется несколько маршрутов следования грузов с использованием разных видов транспорта, один из них так называемая «западная ветвь»: направление Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана с выходом в Иран через пограничную станцию Астара. Или от Самура через территории Азербайджана и Армении с выходом в Иран через пограничную станцию Джульфа.
На территории Азербайджана проект предполагает строительство пограничного моста Астара (Иран) — Астара (Азербайджан), пограничной станции, 8,5 км путей, а также пункта смены колесных пар и другой инфраструктуры в Азербайджане. На реализацию проектов в Азербайджане необходимо около 21 млн долларов. Пограничный переход открылся в марте 2017 года.
Другие проекты
В 2018 году правительством Азербайджана было выделено 30 миллионов манатов на строительство однолинейной железнодорожной ветки Ляки — Габала[5]. На участке длиною в 43 километра, из которых 20 приходится на горную местность, было возведено 122 инженерных сооружения (водоотводы, тоннели, мосты). На территории Агдашского района, у села Караган-Шыхляр была построена железнодорожная станция Агдаш, а на территории Габалинского международного аэропорта — железнодорожный вокзал. Маршрут Баку — Габала обслуживается скоростными поездами[6]. Открытие дороги состоялось 15 мая 2021 года[7].
В середине 2019 года было объявлено о планах строительства 57-километровой железной дороги от станции Худат до зимнего курорта «Шахдаг» в Гусарском районе. Выбор консультанта для проектирования дороги предусмотрен до конца 2019 года[8].
24 ноября 2020 года было выделено 5 миллионов манатов на первоначальный этап восстановления 45 километров железной дороги на участке Барда — Агдам[9]. Из них необходимо собственно восстановить участок Кючарли ― Агдам, а также провести капитальный ремонт восстановленного перегона Барда ― Кючарли. Ведутся строительные работы. На май 2022 года строительство завершено на 44 %[10].
В марте 2021 года началось строительство новой железной дороги Горадиз - Миндживан - Агбент/Зангилан, которая заменит разрушенную вооружёнными формированиями бывшей Нагорно-Карабахской республики в 1993 году, а также частично затопленную Худаферинским водохранилищем старую железнодорожную линию. К сентябрю 2023 года укладка главного пути доведена до нового обхода водохранилища; завершение строительства запланировано в 2024 году.
С 2010-х годов ведётся поэтапный переход электрифицированных линий Азербайджанских железных дорог на переменный ток 25 кВ, для чего начата закупка произведённых в Казахстане электровозов AZ4A и AZ8A. К декабрю 2020 года на переменный ток был переключён участок Уджары ― Бёюк-Кясик со строящейся веткой Ляки ― Аэропорт Габала, в результате чего были построены одна постоянная (Бёюк-Кясик) и две временные (Уджары и Алабашлы) станции стыкования. Планируется поэтапный перевод на 25 кВ Апшеронского куста, а также центрального и южного ходов ADY.
Перевозка грузов
Контейнерные перевозки осуществляются дочерней компанией АЖД «ADY Container».
См. также
- Железнодорожный транспорт в Азербайджане
- Азербайджанская железная дорога
- Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс
- Узкоколейные железные дороги в Азербайджане
- Электропоезда Баку — Сабунчи — Сураханинской электрифицированной железной дороги
- Закавказская железная дорога
- Транспорт в Азербайджане
- День работников азербайджанской железной дороги
Примечания
- ↑ Распоряжение Президента Азербайджанской Республики О назначении Р.М.Рустамова председателем Закрытого акционерного общества «Азербайджанские железные дороги»
- ↑ Azerbaijan Railways CJSC Reg. №3712 . Министерство юстиции США (9 октября 2019).
- ↑ Расписание скорого поезда № 15/16 на лето 2018 года.
- ↑ Расписание движения поездов на ADY 2018 . Дата обращения: 4 апреля 2018. Архивировано 17 декабря 2018 года.
- ↑ Президент Ильхам Алиев выделил средства на строительство железной дороги Ляки-Габала Архивная копия от 29 мая 2019 на Wayback Machine. Trend. 11 декабря 2018 г.
- ↑ В 2019 году заработает скоростной поезд из Баку в Габалу Архивная копия от 29 мая 2019 на Wayback Machine. 1news.az. 29 декабря 2018 г.
- ↑ Состоялось открытие Габалинского железнодорожного вокзала и однолинейной железной дороги станция Ляки - Габала Архивная копия от 25 сентября 2021 на Wayback Machine. АЗЕРТАДЖ. 15 мая 2021 г.
- ↑ Н. Аббасова. АЖД планирует строительство ж/д до туристического комплекса Шахдаг Архивная копия от 29 мая 2019 на Wayback Machine. Интерфакс-Азербайджан. 27 мая 2019 г.
- ↑ Президент Ильхам Алиев выделил средства на строительство железной дороги Барда - Агдам . Trend.Az (24 ноября 2020). Дата обращения: 14 декабря 2020. Архивировано 21 января 2021 года.
- ↑ На каком этапе находится строительство ж/д Барда-Агдам? - ФОТО . Day.Az (6 мая 2022). Дата обращения: 15 мая 2022. Архивировано 15 мая 2022 года.
Ссылки
- ady.az — официальный сайт Азербайджанские Железные Дороги
- Официальный сайт Министерства Транспорта Азербайджана Архивная копия от 2 февраля 2018 на Wayback Machine (азерб.) (англ.)
Литература
- Зейналов, З. А. Стальной магистрали Азербайджана 100 лет (1880-1980 гг.) / под ред. З. А. Зейналова, Н. Б. Керимбекова. — Баку: Азернешр, 1980. — 163 с.
- Сведения о железных дорогах общего пользования с 1918 по 1990 гг. / Сост. Г. М. Афонина. — М.: Транспорт, 1995. — 224 с.
- Г. Шугаев. Гостеприимное лицо Баку // Архитектура и дизайн : журнал. — М., 2004.
Для улучшения этой статьи желательно: |