Азарьин, Симон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Симон Азарьин
Имя при рождении Савва
Дата смерти 1665(1665)
Место смерти Троице-Сергиева лавра
Гражданство Русское царство
Род деятельности писатель, келейник, казначей, келарь
Язык произведений русский

Симон Азарьин (в миру Савва Леонтьев, сын Азарьин[1]; ум. 1665[1]) — русский писатель XVII века. Келейник (16251631), казначей (16341645) и келарь (16451653) Троице-Сергиева монастыря.

Биография

Дата рождения Саввы Азарьина неизвестна. До 1624 года он был слугой (доверенным лицом) княжны Ирины Мстиславской, а затем постригся в монахи, приняв имя Симона. В 1625 году стал келейником архимандрита Дионисия, придававшего большое значение книгописанию и пополнению монастырской библиотеки. В 1630—1631 годах был казначеем келейной казны патриарха Филарета в Москве. По возвращении в Троице-Сергиев монастырь стал его казначеем (1634—1645), а впоследствии — келарем (1645—1653).

Около 1640 года Симон Азарьин принялся за собирание и списывание рукописей, число которых было довольно значительно; затем по поручению царя Алексея Михайловича подготовил к печати «Житие преподобного Сергия», составленное Епифанием и дополненное Пахомием, подновив его слог и прибавив несколько рассказов о чудесах, совершенных в XV — XVII вв. «Житие» было напечатано в 1647 году, но печатники поместили в нём далеко не все дополнения Симона Азарьина. В 1653 году он восстановил первоначальный вид своего «Сказания о чудесах» и прибавил к нему обширное «Предисловие», в котором изложил свои мысли о значении Сергиевой обители и сделал несколько любопытных замечаний относительно истории «Жития» её основателя. «Предисловие» напечатано во «Временнике Московского общества истории и др. росс.» (кн. X, 1851 г.), «Сказание», или «Книга о чудесах преп. Сергия» — в 1888 году, в «Памятниках древней письменности и искусства», № 70. Здесь же напечатаны его «Повесть о разорении московского государства и всея Российския земли» и «канон»; митрополитам Петру, Алексию и Ионе.

Около 1653 года Симон составил «Житие» архимандрита Дионисия и канон ему.

Как биограф, он стоит значительно выше современных ему писателей; весьма начитанный, он критически относился к источникам, помещал в приложениях некоторые документы; его изложение отличается правильностью и ясностью, хотя и не свободно от тогдашней витиеватости.

Примечания

Источники

Литература