Азарова, Наталия Михайловна

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Наталия Михайловна Азарова
Наталия Азарова в 2012 годуНаталия Азарова в 2012 году
Научная сфера литературоведение, перевод
Место работы Московский педагогический государственный университет,
Институт языкознания РАН
Альма-матер филологический факультет МГУ
Учёная степень доктор филологических наук
Научный руководитель В. П. Григорьев
Награды и премии Премия Андрея Белого,
Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка

Ната́лия Миха́йловна Аза́рова (род. 23 сентября 1956, Москва) — русская поэтесса и филолог. Доктор филологических наук.

Биография

Дочь Михаила Дмитриевича Лемберга, инженера, автора научно-популярных книг. Окончила филологический факультет Московского государственного университета. Доктор филологических наук (диссертация «Конвергенция поэтического и философского текстов XX—XXI веков», 2010). Преподавала на кафедре русского языка Московского педагогического государственного университета (МПГУ), в настоящее время главный научный сотрудник Института языкознания Российской Академии наук. В 2007 году организовала междисциплинарный научный семинар «Язык философии», в котором принимали участие филологи и философы. Входит в оргкомитет семинара «Проблемы поэтического языка» в ИРЯ РАН[1]. С 2012 года возглавляет созданный при институте Центр изучения мировой поэзии. Автор монографий «Язык философии и язык поэзии — движение навстречу» и «Типологический очерк языка русских философских текстов» (обе — 2010), вошедших в шорт-лист Премии Андрея Белого в номинации «Гуманитарные исследования». Автор учебного пособия для высшей школы «Текст» и учебника «Поэзия» (2016, в соавторстве с К. М. Корчагиным, Д. В. Кузьминым, В. А. Плунгяном и др.), неоднозначно воспринятого специалистами (см. журн.: Вопросы литературы. 2016. Спец. вып. № 2, в частности рецензию И. Шайтанова[2], а также отзывы А. Таврова, И. Караулова, В. Козлова и др. в журнале «Лиterraтура»[3]) и вместе с тем признанного лучшим учебным изданием года на Московской международной книжной выставке-ярмарке[4].

С оригинальными стихами выступает с 2004 года, в том же году вышла первая книга стихов «Телесное-лесное». Публиковала стихи в журналах «Новый мир», «Воздух», «Волга» и др. Большинство авторских сборников созданы в соавторстве с художником Алексеем Лазаревым. В 2011 году вышла книга избранных стихотворений «Соло равенства» (М.: «Новое литературное обозрение»), также вошедшая в шорт-лист Премии Андрея Белого.

В 2012 году Азарова подготовила и выпустила (к 1300-летию поэта) книгу новых переводов Ду Фу, выполненных с китайского оригинала и отражающих новый, более строгий по методу и более близкий к сегодняшнему поэтическому языку, принцип перевода китайской поэтической классики; книгу дополнил небольшой оммаж в честь Ду Фу — переводы других современных русских поэтов (Мария Галина, Ирина Ермакова, Николай Звягинцев и др.)[5]. В 2015 году Азарова опубликовала свой перевод «Морской оды» Фернандо Пессоа, за который была удостоена Премии Андрея Белого. Переводит также новейшую поэзию с китайского и испанского языков.

Выступала также как публикатор стихотворений Геннадия Айги и Анны Альчук.

Творчество

По поводу поэзии Азаровой Александр Уланов отмечает:

Стихи Наталии Азаровой — на прочной основе рефлексии. Она исследует язык современной поэзии — и современной философии. А один из разделов книги стихов назван «Трактаты». Видимо, таким только и может быть современный поэт — одновременно исследователь, философ и переводчик[6].

В то же время Кирилл Корчагин указывает, что Азарова «хорошо чувствует опасность расхожей метафизики», и выделяет ряд других значимых аспектов её поэтики: пространственный, бытовой, пейзажный, — резюмируя:

В поэтическом мире Азаровой происходит непрерывное восстановление связности пространства, соединение самых отдалённых его точек[7].

Награды и премии

Примечания

  1. Наталия Михайловна Азарова. Институт языкознания РАН. Дата обращения: 22 сентября 2019. Архивировано 22 сентября 2019 года.
  2. И. Шайтанов. «Учебник нового поколения»?. // Вопросы литературы, 2016, № 2. Дата обращения: 16 октября 2020. Архивировано 30 сентября 2020 года.
  3. А. Тавров, И. Шайтанов, И. Караулов, В. Козлов, Ю. Подлубнова, Е. Абдуллаев, А. Пермяков, В. Березин, Е. Ермолин, Е. Никитин, О.Балла-Гертман. «Поэзия»: учебник или манифест?. Лиterraтура. Дата обращения: 17 ноября 2020. Архивировано 13 ноября 2020 года.
  4. Названы лауреаты премии «Книга года» Архивная копия от 14 ноября 2017 на Wayback Machine // «Российская газета», 7.09.2016.
  5. М. Власова. Каждому иероглифу — своё слово Архивная копия от 13 июня 2015 на Wayback Machine // «ExLibris НГ», 28 июня 2012 г.
  6. А. Уланов. Отличник и цветочница Архивная копия от 26 октября 2013 на Wayback Machine // «Знамя», 2012, № 7.
  7. К. Корчагин. Вовне и вовнутрь Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Openspace.ru, 21.11.2011.
  8. Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка. Новая карта русской литературы. Дата обращения: 3 апреля 2016. Архивировано 12 января 2015 года.
  9. Премия Андрея Белого: Наталия Азарова Архивировано 18 апреля 2016 года.
  10. Наталия Азарова. Новая карта русской литературы. Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано 6 ноября 2011 года.

Ссылки