Ади ибн Зайд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ади ибн Зайд
араб. عدي بن زيد
Дата рождения около 550
Место рождения Аль-Хира, государство Лахмидов
Дата смерти около 600
Место смерти Аль-Хира
Подданство государство Лахмидов
Род деятельности поэт
Жанр поэзия
Язык произведений арабский

Ади ибн Зайд аль-Ибади (араб. عدي بن زيد‎; около 550 — около 600) — арабский поэт доисламского периода.

Биография

Был родом из знатной арабской семьи, принадлежащей к несторианской общине, носившей название ‘Ибад[1]. Его отец, которого звали Зайд, был правителем города Аль-Хира (располагался к югу от Эль-Куфы в современном Ираке) — столицы государства Лахмидов. Правивший тогда в этой стране царь Кабус отправил юношу в Иран, где тот выучил персидский язык и получил блестящее образование, а потом служил секретарём и переводчиком с арабского при дворе сасанидского шахиншаха Хосрова Парвиза II в г. Ктесифон[2]. По свидетельству арабской традиции ибн Зайд был первым, кто ввёл арабское письмо в административное употребление[1]

Около 580 года, когда Ади находился в Дамаске (где он и написал свои первые стихи), отец его умер, и шахиншах отправил ибн Зайда с подарком к византийскому императору. Передав ответные дары в Ктесифон, Ади вернулся на родину в Аль-Хиру, где в 582 году способствовал приходу к власти царя ан-Нумана III, который в знак благодарности отдал за него свою дочь, принцессу Хинд. Кроме того, он стал влиятельным советником монарха, однако со временем отношения с царём у ибн Зайда ухудшились, он был оклеветан в измене, заточён в темницу, а позже казнён. История о женитьбе поэта на принцессе Хинд и его убийстве стала темой «Рассказа об Ади ибн Зейде и Марии» из «Тысячи и одной ночи»[3].

Творчество

Ади ибн Зайд, будучи самым известным поэтом аль-Хиры[1], является классическим представителем так называемой «винной поэзии», оказавшим заметное влияние на позднейших поэтов этого жанра[2]. В то же время его стихотворение, посвященное сотворению мира и грехопадению, даёт основание считать этот текст аутентичным произведением христианской литературы эпохи поздней Античности[1].

Диван (собрание стихов) Ади ибн Зайда до нас не дошел; его поэтические опыты сохранились лишь во фрагментах, рассеянных по антологиям. У арабских филологов 18-19 вв. поэзия ибн Заида получила сравнительно невысокую оценку из-за своего «городского» характера (образцами для подражания тогда считались творения бедуинов) и вследствие влияния на ее язык диалекта Хиры[4].

Находясь в темнице, поэт написал ряд элегических стихотворений, полных глубокой печали, размышлений о суетности мира и изменчивости человеческого счастья[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Дмитриев, Кирилл. Поэтическая школа ал-Хиры и истоки арабской винной поэзии на примере кафиййи ‘Ади ибн Зайда ал-‘Ибади.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ади ибн Зайд // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962. — Т. 1. Аарне — Гаврилов. — Стб. 87.
  3. Салье, 1959, Ночи 405—407, с. 415—418.
  4. АДИ ИБН ЗАЙД АЛЬ-ИБАДИ. www.pravenc.ru. Дата обращения: 21 сентября 2019. Архивировано 21 сентября 2019 года.

Литература