Адам Фульдский

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Адам Фульдский
лат. Adam Fuldensis
Род деятельности теоретик музыки, композитор

А́дам Фульдский, или Адам из Фульды (лат. Adam Fuldensis) (ок.1445, Фульда — 1505, Виттенберг) — немецкий теоретик музыки и композитор.

Очерк жизни

Сведения о жизни Адама скудны. Известно, что он был монахом бенедиктинского монастыря Форнбах-на-Инне (см. Kloster Vornbach) в Баварии, в котором занимался среди прочего и научной деятельностью. Оставив монастырь, с 1492 года выполнял обязанности хрониста при дворе Фридриха III Мудрого[1] в Торгау и (с 1498 года) руководил тамошней придворной капеллой. С 1502 года в Виттенбергском университете преподавал свободные искусства. Среди учеников Адама был немецкий композитор, поэт и теоретик музыки Иоганн Вальтер. Адам Фульдский умер во время эпидемии чумы.

Очерк научной деятельности

Адам известен в науке, главным образом, как автор труда «О музыке» (De musica, 1490), который был опубликован в 1784 году в антологии Мартина Герберта[2]. Трактат состоит из четырёх частей, в которых обсуждаются разнообразные темы:

  • 7 глав о значении слова «музыка»; очерк исторического развития музыки;
  • 17 глав, посвящённые cantus planus, нотации и ладам;
  • 13 глав о многоголосии (cantus mensurabilis);
  • 8 глав о консонансах и диссонансах.

Центральное место в трактате Адама занимает учение о гармонии (звук, интервал, лад) и контрапункте. В области ритмической теории Адам известен как автор первого в истории определения тактуса: Tactus est continua motio in mensura contentae rationis[3]. Примечательно, что обзор «первооткрывателей музыки» (который Адам традиционно начинает от библейских персонажей и Пифагора) заканчивается упоминанием Гильома Дюфаи и Антуана Бюнуа, деяния которых (в одном ряду со «столпами» истории музыки вроде Боэция, Гвидо и Иоанна де Муриса) рассматриваются как образец для подражания[4]. Учение Адама содержит редкие для трактата теоретика-«монодиста» этические характеристики церковных ладов. Они даны в форме мнемонического стиха (автор приписывает его Гвидо Аретинскому, у которого ничего подобного нет), что свидетельствует не столько о «научном исследовании» этоса ладов, сколько о некоем «ярлыке» школьного клише:

Omnibus est primus, sed et alter, tristibus aptus:
Tertius iratus, quartus dicitur fieri blandus.
Quintum da laetis, sextum pietate probatis.
Septimus est iuvenum, sed postremus sapientum[5].

Композиторская деятельность

Сохранилось незначительное количество музыкальных сочинений Адама Фульдского: четырёхголосная месса «Seit ich dich herzlieb meiden muss», написанная по стилистической модели Гильома Дюфаи, магнификат пятого тона, 10 обработок песнопений оффиция (в т.ч. гимны «Pange lingua», «Ut queant laxis» и два «Veni creator Spiritus») и 3 светские песни (Lieder): «Ach hülf mich leid und senlich klag», «Ach Juppiter hetstu gewalt» (с акростихом ADAM VON FULDA), «Apollo aller kunst ein hort»[6]. О популярности песни Адама «Ach hülff mich leid und senlich klag» свидетельствуют её латинская контрафактура под названием «O vera lux et gloria» в трактате Глареана «Додекахорд», а также многие её репринты в протестантских песенниках XVI—XVII веков.

Примечания

  1. Хронику саксонской истории, над которой работал Адам Фульдский, после его смерти закончил Иоганн Тритемий, вюрцбургский аббат.
  2. GS III, pp.329-381; Герберт опубликовал музыкальный трактат Адама Фульдского по рукописи из Страсбурга, которая погибла во время пожара в 1870 году. Других рукописей этого труда доныне неизвестно.
  3. В издании Герберта — contenta rationis. Исправление по В.Апелю (1981, S.207). Примерный перевод: «Тактус — это непрерывное движение в мензуре установленного числового отношения».
  4. Sit ergo quid sit, arbitrandum est, multos fuisse artis inventores iuxta locorum et temporum varietates, et regionum distantias <...> et circa meam aetatem doctissimi Wilhelmus Duffay, ac Antonius de Busna, quorum et nos sequaces esse volumus, verbis scilicet, utinam et factis.
  5. Первый тон годится для всех случаев, второй — для вещей печальных.
    Третий приводит в буйство, четвертый соблазняет.
    Пятый дай людям веселым, шестой — ищущим смирения.
    Седьмой — для молодых, а последний [восьмой] — для мудрых.
  6. Светские песни Адама опубликованы в издании: Das Liederbuch des Arnt von Aich, hrsg. v. E. Bernoulli u. H.J. Moser. Kassel, 1930.

Литература

  • Moser H.J. Leben und Lieder des Adam von Fulda // Jahrbuch der Staatlichen Akademie für Kirchen- und Schulmusik, I (1927–8), 7–16, appx 17–48; Nachdruck Kassel, 1974.
  • Ehmann W. Adam von Fulda als Vertreter der ersten deutschen Komponistengeneration. Berlin, 1936.
  • Petzsch C. Die rhythmische Struktur der Liedtenores des Adam von Fulda // Archiv für Musikwissenschaft 15 (1958), 143–50.
  • Petzsch C. Glareans lateinische Textparodie zum Ach hülff mich leid des Adam von Fulda // Musikforschung 11 (1958), 483–87.
  • Dahlhaus C. Zur Theorie des Tactus im 16. Jahrhundert // Archiv für Musikwissenschaft 17 (1960), 22-39.
  • Apel W. Die Notation der polyphonen Musik. Revidierte und verbesserte Ausgabe. Leipzig, 1962; Nachdruck 1981.
  • Garda M. 'Delectatio' e 'melancholia' nel trattato 'De musica' di Adamo da Fulda // Danubio: una civiltà musicale. I: Germania, a cura di C. de Incontrera e B. Schneider. Monfalcone, 1990.
  • Heidrich J. Die deutschen Chorbücher aus der Hofkapelle Friedrichs des Weisen. Baden-Baden, 1993.
  • Slemon P.L. Adam von Fulda on 'musica plana' and 'compositio de musica'. Book II: a Translation and Commentary. Ph.D. diss. University of British Columbia, 1995.

Ссылки