Адажио для струнного оркестра

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Адажио для струнных (англ. Adagio for Strings) — наиболее известное музыкальное произведение Сэмюэля Барбера, написанное им в 1936 году и впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини в том числе и в прямом эфире радиовещания. Является аранжировкой для струнного оркестра второй части его собственного Первого струнного квартета, op. 11.

В 2004 году слушатели BBC назвали Адажио для струнных одним из «самых печальных произведений классической музыки» (англ. «saddest classical work ever»)[1]. Аналогичного мнения придерживается и дирижёр Владимир Юровский, который в 2015 году, выступая с речью на одном из концертов серии "Истории с оркестром", заявил, что "Адажио для струнных" превосходит по уровню своей печальности даже "Адажио Альбинони", написанное в 1959 году итальянским композитором и музыковедом Ремо Джадзотто.

История написания

Барбер приступил к написанию своего струнного квартета летом 1936 года, которое он проводил в Европе вместе со своим партнером и однокурсником по Кёртисовскому институту музыки итальянским композитором Джанкарло Менотти. На сочинение квартета композитора вдохновила поэма Вергилия «Георгики».

В квартете вторая часть, Molto adagio [attacca], следует после страстной первой части (Molto allegro e appassionato) и сменяется третьей (Molto allegro (come prima) — Presto), которая начинается с краткой репризы музыки из первой части. Квартет изначально предназначался для близких друзей Барбера и бывших одноклассников.

В январе 1938 Барбер послал оркестровую версию Адажио Артуро Тосканини, который вернул партитуру без комментариев и пометок, что раздосадовало композитора. Но позже он передал Барберу, что планирует исполнить сочинение, а партитуру вернул просто потому, что он её уже изучил. Известно, что Тосканини вновь увидел партитуру Адажио лишь за день до премьеры.

5 ноября 1938 года в Studio 8H в Рокфеллеровском центре состоялась премьера, на которую была приглашена избранная публика. Кроме этого, произведение транслировалось в прямом эфире радиовещания и записывалось по трансляции. На премьере произведение встретили положительно. Так, например, в обзоре The New York Times Олин Даунс высоко оценил Адажио, другие же критики считали, что он сочинение Барбера переоценил.

В апреле 1942 года произведение было исполнено и в Карнеги-холле Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди[2][нет в источнике].

Наследство

Запись с премьеры 1938 года в 2005 году была помещена на постоянное хранение в Национальный реестр записей (en) в Библиотеке Конгресса[3]. С 1938 года эту запись часто можно было услышать по всему миру; это было одно из немногих американских музыкальных произведений, которое воспроизводилось и в Советском Союзе во времена холодной войны[4].

В качестве реквиема

Адажио для струнного оркестра часто исполняется на многих общественных мероприятий, особенно во время траура:

В массовой культуре

Адажио для струнных можно услышать во многих кинофильмах и видеоиграх в качестве саундтрека[8]:

Кроме того, произведение неоднократно использовалось в произведениях и ремиксах других современных исполнителей. Известные обработки:

  • Tiësto «Adagio for strings»
  • Seventh Son & Ethan North «Adagio For Strings»
  • Era «Adagio for Strings [ERA Version]»
  • Escala «Adagio for Strings»
  • Delerium «Eternal Odyssey»
  • Sacred Spirit «Adagio (after Barber)»
  • Splash & Nick Austin «Adagio For Strings»
  • DJ Yvan «Adagio For Strings»
  • William Orbit «Adagio For Strings»
  • Skip Raiders «Another Day»
  • Il Divo — «Dov'è L’Amore»
  • Muse «Interlude» из альбома Absolution
  • Mark Sixma «Adagio for Strings»
  • Atomic Pulse «Unknown Strings»
  • Ferry Corsten «Adagio for Strings»

Примечания

Ссылки