Аграрная политика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Аграрная политика (сельскохозяйственная политика; англ. Agricultural policy) — политика, направленная на динамичное и эффективное развитие сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса.

Задачи аграрной политики

Пример широты и видов проблем сельскохозяйственной политики можно найти в статье Австралийского бюро экономики сельского хозяйства и ресурсов «Сельскохозяйственные экономики Австралии и Новой Зеландии», в которой говорится, что основными вопросами и проблемами, стоящими перед их индустриальной сельскохозяйственной промышленностью, являются:

  • маркетинговые задачи и вкусы потребителей
  • условия международной торговли (условия мирового рынка, торговые барьеры, карантин и технические барьеры, поддержание глобальной конкурентоспособности и имиджа рынка, управление вопросами биобезопасности, влияющими на импорт и состояние здоровья экспортеров)
  • биобезопасность (вредители и болезни, такие как губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота, птичий грипп, ящур, рак цитрусовых и грязь сахарного тростника)
  • инфраструктура (например, транспорт, порты, телекоммуникации, энергетика и ирригационные сооружения)
  • навыки управления и предложение рабочей силы (с ростом требований к бизнес-планированию, повышению осведомленности о рынке, использованию современных технологий, таких как компьютеры и глобальные системы позиционирования, и улучшению агрономического управления, современные менеджеры фермерских хозяйств должны будут стать более квалифицированными. Примеры: подготовка квалифицированных рабочих, разработка систем найма рабочей силы, обеспечивающих непрерывность работы в отраслях с сильными сезонными пиками, современные средства коммуникации, изучение возможностей рынка, изучение потребностей клиентов, бизнес-планирование, включая финансовый менеджмент, изучение новейших методов ведения сельского хозяйства, навыки управления рисками).
  • координация (более последовательная национальная стратегическая повестка дня в области сельскохозяйственных исследований и разработок; более активное участие инвесторов в научные исследования в сотрудничестве с поставщиками услуг по разработке программ работы; более тесная координация научно-исследовательской деятельности в различных отраслях, исследовательских организациях и вопросах; и инвестиции в человеческий капитал для обеспечения в будущем резерва квалифицированных научных кадров).
  • технологии (исследования, внедрение, продуктивность, генетически модифицированные (ГМ) культуры, инвестиции)
  • вода (права доступа, торговля водой, обеспечение водой для достижения экологических результатов, распределение рисков в ответ на перераспределение воды из потребительского в экологическое использование, учёт источников и распределение воды)
  • вопросы доступа к ресурсам (управление местной растительностью, охрана и повышение биоразнообразия, устойчивость производственных сельскохозяйственных ресурсов, ответственность землевладельцев).[1]

Сокращение бедности

Сельское хозяйство остается единственным крупнейшим источником средств к существованию для 75 % бедного населения мира, проживающего в сельских районах. Поэтому стимулирование сельскохозяйственного роста является важным аспектом сельскохозяйственной политики в развивающихся странах. Кроме того, в недавно опубликованном Институтом зарубежного развития документе «Перспективы природных ресурсов» отмечается, что для повышения шансов на то, чтобы сельское хозяйство работало на благо бедных слоев населения, необходимы хорошая инфраструктура, образование и эффективные информационные услуги в сельских районах.[2]

Биобезопасность

Проблемы биобезопасности, стоящие перед промышленным сельским хозяйством, можно проиллюстрировать на примере:

  • угроза для домашней птицы и людей со стороны вируса H5N1; возможно, вызванная применением вакцин против животных
  • угрозу для скота и людей от губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота (ГКЭ); возможно, вызванную неестественным кормлением крупного рогатого скота для скота в целях сведения к минимуму расходов
  • угрозу для прибыли промышленности от таких заболеваний, как ящур и рак цитрусовых, сдерживание которых затрудняет усиливающаяся глобализация.

Безопасность еды

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций определяет продовольственную безопасность как существующую, когда «все люди всегда имеют физический и экономический доступ к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, удовлетворяющей их пищевые потребности и предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни»[3] Четыре квалификации, которые должны быть выполнены для системы продовольственной безопасности, включают физическое наличие, экономический и физический доступ, надлежащее использование и стабильность трех предыдущих элементов во времени.[3]

Из 6,7 миллиарда человек на планете около 2 миллиардов живут в условиях отсутствия продовольственной безопасности.[4]. Поскольку население мира вырастет до 9 миллиардов к 2050 году, а рацион питания будет меняться в сторону увеличения производства и потребления энергии, продовольственные системы будут испытывать ещё большее давление.[5] Изменение климата создает дополнительные угрозы продовольственной безопасности, затрагивая урожайность культур, распространение вредителей и заболеваний, структуру погоды и вегетационный период по всему миру.

Таким образом, продовольственная безопасность становится все более важной темой в сельскохозяйственной политике по мере того, как директивные органы пытаются сократить масштабы нищеты и недоедания, наращивая при этом адаптационный потенциал к изменению климата. Комиссия по устойчивому сельскому хозяйству и изменению климата перечислила высокоприоритетные политические меры по обеспечению продовольственной безопасности, включая интеграцию вопросов продовольственной безопасности и устойчивого сельского хозяйства в глобальную и национальную политику, существенное повышение уровня глобальных инвестиций в продовольственные системы и разработку конкретных программ и политики в поддержку наиболее уязвимых групп населения (а именно тех, которые уже страдают от отсутствия продовольственной безопасности).[5]

Продовольственный суверенитет

Продовольственный суверенитет, термин, введенный членами организации «Via Campesina» в 1996 году,[6] означает право народов определять свои собственные продовольственные системы. Сторонники продовольственного суверенитета ставят людей, которые производят, распределяют и потребляют продовольствие, в центр решений, касающихся продовольственных систем и политики, а не требований рынков и корпораций, которые, по их мнению, стали доминировать в глобальной продовольственной системе. За это движение выступает ряд фермеров, крестьян, скотоводов, рыбаков, коренных народов, женщин, сельской молодежи и экологических организаций.

Инструменты политики

Сельскохозяйственная субсидия — это государственная субсидия, выплачиваемая фермерам и агропромышленным предприятиям для управления сельскохозяйственной промышленностью в рамках различных методов, используемых правительством в смешанной экономике. Условия оплаты и причины предоставления индивидуальных субсидий варьируются в зависимости от сельскохозяйственного продукта, размера хозяйства, характера собственности и страны, среди прочих факторов. В качестве причин конкретных субсидий предлагалось обогащать фермеров, выращивающих арахис в политических целях, удерживать цены на основные продукты питания на низком уровне, чтобы не дать бедным слоям населения восстать, стабилизировать производство сельскохозяйственных культур во избежание голодных лет, поощрять диверсификацию и многие другие цели.

Минимальную или максимальную цену на продукт устанавливает ценовой порог или ценовые потолки. Контроль за ценами стимулирует рост производства при минимальных или минимальных объёмах производства при максимальных ценах. Правительство может установить торговые барьеры для ограничения количества ввозимых товаров (в случае квотной акции) или ввести тарифы для повышения внутренних цен на импортируемую продукцию. Эти барьеры отдают предпочтение отечественным производителям.

См. также

Примечания

  1. Agricultural Economies of Australia and New Zealand - drivers of change. Australian Bureau of Agricultural and Resource Economics (2006). Архивировано 30 сентября 2007 года.
  2. Making agriculture work for the poor (PDF) (недоступная ссылка). Overseas Development Institute (2007). Дата обращения: 11 ноября 2016. Архивировано 2 декабря 2007 года.
  3. 3,0 3,1 FAO (2008) An introduction to the basic concepts of food security. Архивная копия от 8 августа 2017 на Wayback Machine Food and Agriculture Organization of the United Nations, Rome, Italy.
  4. von Braun, Joachim. Threats to security related to food, agriculture, and natural resources - What to do? (англ.) // Paper presented at 'strategic discussion circle' EADS, Berlin, Germany : journal. — International Food Policy Research Institute (IFPRI), 2009. — P. 1—6. Архивировано 12 мая 2013 года.
  5. 5,0 5,1 Beddington J., Asaduzzaman M., Fernandez A., Clark M., Guillou M., Jahn M., Erda L., Mamo T., Van Bo N., Nobre C. A., Scholes R., Sharma R., Wakhungu J. Achieving Food Security in the Face of Climate Change: Final report from the Commission on Sustainable Agriculture and Climate Change (англ.). — Copenhagen, Denmark: CGIAR  (англ.) Research Program on Climate Change, Agriculture and Food Security (CCAFS), March 2012. — P. 64.
  6. «Global Small-Scale Farmers' Movement Developing New Trade Regimes», Food First News & Views, Volume 28, Number 97 Spring/Summer 2005, p.2.