Автоматизированная почтовая станция

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Автоматизированная почтовая станция  («почтомат», «постамат») — станция приёма и выдачи малогабаритных отправлений (заказов интернет-магазинов и компаний дистанционной торговли, пакетов документов и отправлений корпоративных клиентов, а также посылок).

Автоматизированная станция представляет собой терминал со множеством ячеек разных размеров: S (small — маленький), M (medium — средний), L (large — большой). Загрузка и получение отправлений в почтовую станцию происходит при помощи специальных кодов доступа, которые вводятся на сенсорном экране. Станции, как правило, устанавливаются в местах сосредоточения максимального потока горожан, что позволяет предоставить дополнительный комфорт пользователям благодаря возможности выбора ближайшего к дому терминала: на вокзалах, в крупных торговых центрах, гипермаркетах, офисных зданиях и на улицах города.

История создания

Первая автоматизированная почтовая станция появилась в 2001 году в результате сотрудничества австрийской компании по средствам автоматизации KEBA и курьерской службы DHL в Германии. Успешный опыт распространился на другие страны Европы и мира. Автоматизированные почтовые станции сегодня можно найти, к примеру, в Австрии, Норвегии, Дании, Швеции и России.

Автоматизированная почтовая станция DHL Packstation в Германии

Российский опыт

Почтомат «Халва» в Тюмени в универсаме «Пятёрочка»

Первым российским прототипом автоматизированной почтовой станции можно считать почтовый автомат — советское устройство, которое облегчало работу почты по приёму и обработке почтовой корреспонденции и продаже знаков почтовой оплаты.

Автоматизированные почтовые станции («почтомат» или «постамат») появились в России в конце 2010 года — компания PickPoint.[1]

По данным мировой статистики, российский рынок считается одним из наиболее активно развивающихся.[2] На сегодняшний день инновационный сервис представлен в России компаниями Logibox, PickPoint, QIWI Post и EMS Russian Post.[3] Также на основе почтоматов планируется автоматизировать получение экзаменационных материалов ЕГЭ.[4]

В 2014 году в вестибюле станции метро «Текстильщики» начал работу виртуальный магазин и почтомат.[5][6]

В августе 2021 года Почта России запустила собственные почтоматы в торгово-розничных сетях, бизнес-центрах, на заправочных станциях, объектах транспортной инфраструктуры, клиентских центрах «Почта банка» и в отделениях Почты[7]. Всего установлено около 7,5 тыс. почтоматов[8]. Почтоматы также появились на различных станциях московского метро[9]. Помимо собственных почтоматов, Почта также стала выдавать заказы через почтоматы партнеров, среди которых - Халва и Teleport, а в будущем - еще и Hermes и PickPoint

В апреле 2022 года Почта России начала тестировать полностью автономные почтоматы в подъездах жилых домов. Таким почтоматам не требуется подключения к электросети и интернету. Открытие ячейки происходит по одноразовому коду из смс[10].

В октябре 2021 года завод холодильного оборудования Polair представил модель постамата с холодильными ячейками под замороженные и охлажденные продукты - продуктомат. [11]

Принцип работы автоматизированной почтовой станции

Автоматизированные станции в России работают только на выдачу отправлений, но скоро[когда?] они должны заработать, как европейские, и на приём отправлений. Для получения заказа в автоматизированной почтовой станции нужно указать соответствующий способ доставки при оформлении заказа в Интернет-магазине или компании дистанционной торговли.

Новый способ доставки обладает рядом преимуществ:

  • быстрота получения
  • отсутствие очередей
  • большое количество точек для получения
  • отсутствие необходимости ждать курьера
  • возможность получения в формате 24/7
  • возможность оплатить заказ на месте
  • удобная система информирования с помощью SMS

Опыт Германии

Круглосуточные автоматизированные пункты приёма и отправки посылок известны в Германии под названием Packstation («пакетная станция»). Разработкой концепта занимается курьерская служба DHL, дочернее предприятие немецкого концерна Deutsche Post AG. Пилотные версии были испытаны в немецких городах Дортмунде и Майнце в 2001 году.[12] На сегодняшний день на территории Германии размещено около 2500 автоматизированных почтовых автоматов.

Функциональные возможности

Почтовые станции Packstation, работающие по принципу камеры хранения, позволяют получать и отправлять посылки 24 часа в сутки в любой день недели. Для использования сервиса необходимо пройти регистрацию на сайте Paket.de[13], указав имя, адрес и номер мобильного телефона для получения одноразового кода транзакций mTAN. Зарегистрированным пользователям выдаётся особая «золотая клиентская карта» с магнитным кодом (Goldcard). Передача карты третьим лицам недопустима. На сегодняшний день услугами почтовых станций Packstation пользуются более двух миллионов человек. Ближайший терминал можно найти по поиску на сайте или загрузив специальное приложение для смартфонов от DHL. Регистрация и услуги по использованию почтовой станции бесплатные.

Получение посылки

При каждом новом заказе пользователь имеет возможность выбрать между доставкой посылки на дом или в почтовую станцию. В последнем случае в графе адрес указывается номер клиента, выданный при регистрации, номер и адрес терминала, индекс и название города. Как только посылка оказывается в ячейке, зарегистрированный пользователь получает смс или электронное письмо с информацией о её местонахождении и код mTAN, необходимый для её получения. Забрать посылку можно в течение девяти рабочих дней, по истечении которых посылка возвращается отправителю. В случае неисправности станции или отсутствия свободных ячеек, а также если размер посылки превышает допустимые, посылка перенаправляется в почтовый филиал или другой почтовый автомат, о чём клиент уведомляется посредством мобильного сообщения.[14]

Примечания

  1. Постаматрица: что задумал ведущий поставщик автоматов для выдачи товаров
  2. Постаматы. Эволюция в доставке. Дата обращения: 4 декабря 2013. Архивировано 29 июля 2014 года.
  3. Постаматы — машины против людей?! (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 декабря 2013. Архивировано 23 ноября 2013 года.
  4. Получение экзаменационных материалов ЕГЭ будет автоматизировано на базе Почтоматов. Дата обращения: 22 июня 2015. Архивировано 22 июня 2015 года.
  5. Инновационные разработки и технологии на станции метро «Текстильщики». Дата обращения: 20 сентября 2021. Архивировано 20 сентября 2021 года.
  6. На станции «Текстильщики» начал работу виртуальный магазин и почтомат. Дата обращения: 20 сентября 2021. Архивировано 20 сентября 2021 года.
  7. «Почта России» начала выдавать заказы из интернет-магазинов через почтоматы. Cnews. Дата обращения: 15 июля 2022.
  8. Сеть почтоматов Почты России увеличилась до 7,5 тысяч. new-retail. Дата обращения: 15 июля 2022.
  9. Почта России установила в столичном метро 69 постаматов. kiosksoft. Дата обращения: 15 июля 2022.
  10. "Почта России" начала устанавливать почтоматы в подъездах жилых домов. РИА. Дата обращения: 15 июля 2022.
  11. ГК ПОЛАИР представил новый продуктомат POLIR iCell. KIOSKSOFT. Дата обращения: 19 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  12. Die Packstation startet durch Архивировано 11 ноября 2013 года. (нем.)
  13. Paket.de. Дата обращения: 4 декабря 2013. Архивировано 26 сентября 2011 года.
  14. DHL Packstation: FAQ Архивировано 14 декабря 2013 года. (нем.)