Авиапочтовая марка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Авиапочтовая марка (также авиационная марка[1][2]) — специальная почтовая марка для франкирования почтовых отправлений, пересылаемых авиапочтой, имеющая обычно соответствующий рисунок или текст[3]. Авиапочтовые марки выпускались практически во всех странах. Являются объектами особой области коллекционирования — аэрофилателии. Авиапочтовые марки следует отличать от авиапочтовых ярлыков.

Описание

Первая[it] полуслужебная марка (виньетка) авиапочты Германии, выпущенная в связи с полётом ГотаЭрфурт 25 июля 1912 года в количестве 500 экземпляров (Mi #5)[^][^]

В мире эмитировано большое количество авиапочтовых марок. Они имеют различную форму, рисунки на марках весьма разнообразны, начиная со всех видов летательных аппаратов[≡], либо их частей, например, пропеллеров, крыльев, на авиапочтовые миниатюры также помещались изображения птиц (орлы, голуби), карты и схемы полётов, различные надпечатки и т. д. В ряде стран для их применения устанавливались определённые условия. В большинстве стран, в том числе и в СССР, для оплаты авиапочтовой корреспонденции могли применяться обычные почтовые марки и наоборот[3][4].

Ранние выпуски авиапочты

Первые

Полуслужебные

С 1912 года в Германии стали издавать так называемые полуслужебные авиапочтовые марки (или виньетки; нем. halbamtliche Flugpostmarke, англ. semi-official airmail stamp)[≡].

Официальные

Первая[it] официальная авиапочтовая марка увидела свет в Италии 20 мая 1917 года для экспериментальных полётов по маршруту Турин — Рим. Она представляла собой ранее выпущенную марку спешной почты с надпечаткой итал. «Esperemento posta aerea maggio / 1917 / Torino — Roma Roma — Torino» («Экспериментальная авиапочта / май 1917 / Турин — Рим Рим — Турин»)[3][5][6][≡]:

Вторая авиапочтовая марка мира, Италия, 1917 (Mi #127)[^]

Последующие ранние

27 июня 1917 года в Италии появилась марка для авиалинии Неаполь — Палермо. Она также представляла собой ранее изданную марку спешной почты с надпечаткой текста «Idrovolante / Napoli—Palermo—Napoli»Гидросамолёт / Неаполь — Палермо — Неаполь») и нового номинала[6][≡].

30 мая 1918 года для первой в мире регулярной авиапочтовой линии Вена — Краков — Львов — Киев вышли три марки Австро-Венгрии. Они представляли собой надпечатку слова нем. «Flugpost» («Авиапочта») и нового номинала на стандартных марках 1916 года[3][6]:

Надпечатка авиапочты на марках Австрии для первой регулярной Почтапочтовой линии ВенаКраковЛьвовКиев, 1918 (Sc #C1—C3)

Первая серия из трёх авиапочтовых марок оригинального рисунка поступила в обращение в США в 1918 году для оплаты корреспонденции, пересылаемой между Вашингтоном, Филадельфией и Нью-Йорком. Первая марка из этой серии номиналом в 24 цента вышла 10 мая (Sc #C3). На ней был изображён биплан «Дженни» фирмы «Кёртисс», выбранный для перевозки почты[5][6]:

Первый авиапочтовый рейс США 15 мая 1918 года: конверт первого полёта с авиапочтовой маркой первого[it] выпуска (Sc #C3). Существует редкая перевёртка этой марки — «Перевёрнутая Дженни»Перейти к разделу «#Редкие»

Остальные две марки этой серии США, повторяющие рисунок первой марки, с номиналами в 6 и 16 центов, вышли 10 декабря и 11 июля 1918 года, соответственно[5][6].

В таблице ниже представлены данные о первых авиапочтовых эмиссиях отдельных стран мира.

Даты выпуска первой[it] и последней (по состоянию на 2009 год) авиапочтовых марок в странах мира[8]
Страна / территория Дата выпуска первых марок Дата выпуска последних марок
Австралия 26 февраля 1920 6 января 1958
Австрия (Австро-Венгрия) 30 марта 1918 31 мая 1968
Аджман 15 ноября 1965
Азербайджан 16 октября 1995
Аитутаки 9 сентября 1974
Албания 30 мая 1925 25 ноября 1975
Алжир 20 июня 1946 25 сентября 1993
Ангола 26 июля 1938 15 июня 1980
Андорра (исп.) 27 июня 1951 13 июня 1985
Андорра (фр.) 20 февраля 1950 25 апреля 1964
Аргентина 1 марта 1928 15 сентября 1990
Армения 25 августа 1992 30 апреля 1996
Афганистан 1 октября 1939 1971
Багамские Острова 13 октября 1983 7 июля 1987
Бельгия 30 апреля 1930 17 апреля 1958
Бенин (Дагомея) 8 февраля 1940 1997
Болгария 7 ноября 1927 7 июня 1989
Боливия декабрь 1924 7 декабря 1975
Бразилия 28 декабря 1927 31 июля 1966
Буркина-Фасо (Верхняя Вольта) 4 марта 1961 3 мая 1989
Бурунди 2 июля 1964 2 июня 1992
Бутан 10 января 1967 октябрь 1978
Ватикан 22 июня 1938 24 ноября 1992
Великобритания 27 марта 2003 1 апреля 2004
Венгрия 4 июля 1918 31 августа 1988
Венесуэла 5 апреля 1930 29 декабря 1971
Габон 23 июля 1960 20 октября 1994
Гаити 4 ноября 1929 1999
Гайана 14 ноября 1981 август 1988
Гана 5 октября 1959 27 февраля 1967
Гваделупа 22 июня 1942 2 июня 1947
Гватемала 20 мая 1929 6 декабря 2001
Германия (Веймарская республика) 10 ноября 1919 31 марта 1955
ГДР 13 декабря 1957 6 октября 1987
Гондурас 29 апреля 1925 2007
Гренада 3 февраля 1972 6 мая 1975
Греция 21 октября 1926 1 июля 1958
Дания 17 июня 1925 9 июня 1934
Джибути 27 июня 1977 15 сентября 1989
Доминиканская Республика 31 мая 1928 13 декабря 1983
Дубай 15 июня 1963
Египет 10 марта 1926 13 декабря 2000
Зона Панамского канала 11 января 1929 10 мая 1976
Израиль 25 июня 1950 23 декабря 1968
Индия (Британская Индия) 22 октября 1929 15 октября 1979
Индонезия 15 декабря 1948 7 декабря 1949
Иордания 16 сентября 1950 8 апреля 1975
Ирак 1 февраля 1949 1 июня 1981
Иран (Персия) 12 февраля 1927 11 июля 1989
Ирландия 7 апреля 1948 1 апреля 1965
Исландия 31 мая 1928 3 сентября 1959
Испания 1 апреля 1920 13 апреля 1983
Италия 20 мая 1917 28 марта 1973
Кабо-Верде (Острова Зелёного Мыса) 26 июля 1938
Камбоджа 16 апреля 1953 4 марта 1986
Камерун 17 марта 1941 10 сентября 1986
Канада 21 сентября 1928 16 сентября 1946
Катар 27 ноября 1966
Китай 1 июля 1921 1958
КНДР 4 февраля 1958
Колумбия 18 июня 1919 27 ноября 1998
Коморские Острова 15 мая 1950 16 июня 2001
Конго 15 декабря 1960 26 апреля 1993
Корея (республика) 1 октября 1947 15 января 1986
Коста-Рика 4 июня 1926 17 марта 2006
Кот-д’Ивуар 8 февраля 1940 31 мая 1990
Куба 1 ноября 1927 11 июня 1993
Кувейт 1933 29 ноября 1964
Кюрасао 6 июля 1929 1947
Лаос 13 апреля 1952 2 июня 1986
Латвия 30 июля 1921 5 сентября 1933
Либерия 28 февраля 1936 14 февраля 1950
Ливан 21 января 1924 1981
Ливия (Итальянская Ливия) 28 октября 1928 1 октября 1966
Литва 25 июня 1921 24 марта 1936
Лихтенштейн 12 августа 1930 3 апреля 1939
Люксембург 10 апреля 1931 24 мая 1952
Мавритания 8 февраля 1940 10 февраля 1994
Мадагаскар 1942 1998
Майотта 1 марта 1997 15 ноября 2003
Макао (Аомынь) 25 июля 1936 3 августа 1979
Мали 11 декабря 1959 25 мая 1994
Мальта 1 апреля 1928 26 января 1984
Марокко 1 января 1922 6 июля 2000
Мартиника 22 июня 1942 2 июня 1947
Маршалловы Острова 15 февраля 1985 24 апреля 1989
Мексика 2 апреля 1922 26 апреля 1980
Микронезия 12 июля 1984 20 июля 1994
Мозамбик 1 августа 1938 28 октября 1987
Молдавия 20 июля 1992 25 июля 1993
Монако 22 августа 1933 8 ноября 1984
Монголия 5 июня 1961 22 марта 2001
Непал 16 октября 1958 22 ноября 1979
Нигер 8 февраля 1940 28 марта 1991
Нидерланды 1 мая 1921 13 мая 1980
Никарагуа 12 мая 1929 15 июля 1990
Новая Зеландия 11 ноября 1931 4 мая 1935
Новая Каледония 17 мая 1932 11 октября 2001
Норвегия 13 июня 1927 10 ноября 1941
Острова Кука 22 апреля 1966 5 декабря 1990
Палау 12 июня 1984 24 марта 1994
Панама 8 февраля 1929 3 декабря 2003
Парагвай 2 января 1929 14 марта 1990
Перу 10 декабря 1927 30 ноября 1981
Польша 29 мая 1921 2 февраля 1978
Португалия 30 марта 1923 21 сентября 1979
Португальская Индия 1 августа 1938
Португальский Тимор август 1938 15 марта 1947
РСФСР 8 ноября 1922
Руанда 18 сентября 1967 1 ноября 1978
Румыния 4 сентября 1928 27 октября 2000
Сальвадор 28 декабря 1929 2 мая 1990
Самоа (Западное Самоа) 29 декабря 1965 9 марта 1973
Сан-Марино 11 июня 1931 28 сентября 1978
Саудовская Аравия 1 октября 1949 1975
Сен-Пьер и Микелон 8 мая 1942 5 мая 2007
Сенегал 15 декабря 1935 7 июня 1991
Сент-Люсия 1 марта 1967
Сирия 1 декабря 1920 29 августа 1978
Словакия 20 ноября 1939 15 сентября 1944
США 13 мая 1918 2012 [1] Архивная копия от 15 февраля 2015 на Wayback Machine
Сомали (Итальянское Сомали) 9 октября 1934 25 января 1972
СССР 5 мая 1924 25 декабря 1979
Судан 10 февраля 1931 1 июля 1950
Суринам 3 сентября 1930 11 апреля 1994
Сьерра-Леоне 27 апреля 1963 3 октября 1975
Таиланд 3 января 1925 15 сентября 1953
Тайвань 16 октября 1949 4 августа 1987
Того 8 февраля 1940 25 апреля 1988
Тонга 15 июля 1963 17 ноября 1982
Триест 22 сентября 1945 9 октября 1954
Тувинская Народная Республика 4 апреля 1934 1936
Тунис 20 апреля 1919 20 марта 1966
Турция 15 июля 1934 11 декабря 1973
Умм эль-Кайвайн 18 октября 1965
Уоллис и Футуна 13 декабря 1937 24 августа 2000
Уругвай 20 марта 1921 18 июня 1979
Филиппины 13 мая 1926 5 июля 1979
Финляндия 17 сентября 1930 15 июля 1970
Фолклендские острова 19 сентября 2003
Франция 25 июня 1927 19 февраля 2007
Французская Гвиана 20 ноября 1933 2 июня 1947
Французская Индия 1942 6 июня 1954
Французская Полинезия (Французская Океания) 5 ноября 1934 15 ноября 1987
Французские Южные и Антарктические территории 18 апреля 1956 2 ноября 1998
Французский Индокитай 1 июня 1933 13 июня 1949
Фуджейра 16 августа 1965
Хорватия 9 сентября 1991 24 июня 1992
ЦАР 3 сентября 1960 10 октября 1995
Чад 15 декабря 1960 1 июня 1988
Чехословакия 11 августа 1920 15 сентября 1977
Чили 4 мая 1927 20 марта 1972
Шарджа 19 июля 1963
Швейцария 30 апреля 1919 1 июня 1963
Швеция 18 сентября 1920 5 сентября 1953
Шри-Ланка (Цейлон) 28 февраля 1963
Эквадор 5 мая 1929 25 мая 1983
Эритрея 17 октября 1934 16 сентября 1936
Эстония 13 марта 1920 15 июля 1925
Эфиопия 16 августа 1929 29 сентября 1967
ЮАР (ЮАС) 26 февраля 1925 23 ноября 2007
Югославия 15 июня 1934 12 сентября 1962
Япония 3 октября 1919 2 октября 1961

Редкие

Первая авиапочтовая миниатюра США 1918 года существует с перевёрнутым центром («Перевёрнутая Дженни») и является одной из известных и дорогостоящих марок мира[5][6][≡].

Однако самой редкой авиапочтовой маркой считается марка Гондураса под названием «Чёрный Гондурас», вышедшая в апреле 1925 года. Эта марка номиналом в 10 сентаво с чёрной надпечаткой исп. «Aero correo» и нового номинала известна только в четырёх экземплярах[5][≡].

Подвиды

Помимо обычных авиапочтовых марок, в ряде стран употреблялись авиапочтовые марки особого назначения. Так, например, германо-колумбийская авиапочтовая компания СКАДТА[en] в 1921—1930 годах выпускала заказные авиапочтовые марки для оплаты пересылки заказной корреспонденции авиапочтой[9].

В некоторых странах, например, в Турции в 1929—1934 годах, для оплаты обязательного сбора сверх обычных авиапочтовых тарифов выходили авиапочтовые марки обязательного сбора. Их требовалось обязательно использовать в определённые периоды или в определённой местности[10].

Для оплаты дополнительного сбора за пересылку корреспонденции, пересылавшейся полевой почтой по воздуху, издавались особые авиационные марки для полевой почты. Подобные выпуски были, например, в Италии в 1943—1944 годах[11].

В отдельных странах, в том числе РСФСР, издавались служебные авиапочтовые марки. Они предназначались для оплаты пересылки служебной корреспонденции авиапочтой[12][≡].Перейти к разделу «#РСФСР»

Советские выпуски

РСФСР

В июле 1922 года посольство РСФСР в Берлине подготовило серию служебных авиапочтовых марок, предназначенных для оплаты пересылки служебной корреспонденции Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР и других советских учреждений за границей, пересылаемой по авиалинии Берлин — Кёнигсберг — Москва. Выпуск представлял собой надпечатку текста «Воздушная почта Р. С. Ф. С. Р.» и нового номинала на марках консульской пошлины Российской империи[12][13][≡].

В ноябре 1922 года была выпущена первая авиапочтовая марка РСФСР — миниатюра номиналом в 45 рублей из серии «5-летие Октябрьской революции» в изменённом цвете, с красной надпечаткой контура самолёта. Она продавалась на почтамте Москвы и предназначалась для оплаты дополнительного авиапочтового сбора за пересылку корреспонденции по авиатрассе Москва — Кёнигсберг[5][≡].

СССР

В октябре[14] 1923 года была отпечатана первая серия авиапочтовых марок СССР. На четырёх миниатюрах художник Р. Зариньш изобразил летящий самолёт Fokker F.III[en]. Однако серия вышла в обращение только в мае 1924 года с чёрной типографской надпечаткой нового номинала в золотой валюте[6][15]:

Первые[it] авиапочтовые марки СССР (1923—1924)
Stamp Soviet Union 1924 (0205) XIII.jpg
Stamp Soviet Union 1924 (0206) XVI.jpg
Stamp Soviet Union 1924 203.jpg
Stamp Soviet Union 1924 204.jpg
1923: не вышедшая в
обращение (Mi #XV)
То же (Mi #XVIII) 1924: с надпечаткой
 (ЦФА [АО «Марка»] № 203)
То же
 (ЦФА [АО «Марка»] № 204)

На ранних советских авиапочтовых марках их предназначение указывалось в виде текста «Воздушная почта» (до 1931 года)[≡] или было принято написание «Авиопочта» (до 1944 года)[≡][]:

Последняя авиапочтовая марка СССР (1979): Ту-154 (ЦФА [АО «Марка»] № 5030)[^]

Последняя авиапочтовая марка СССР вышла в декабре 1979 года. Это была миниатюра из серии «История советского авиастроения» с изображением самолёта Ту-154[6][16][≡].

Редкости

Одна из марок консульской серии 1922 года, так называемый «Консульский полтинник», является одной из самых редких почтовых марок РСФСР, её ориентировочный тираж 50—75 экземпляров[12][13][≡].

Из авиапочтовых марок СССР наибольшую редкость представляет марка, именуемая «Леваневский с надпечаткой». Она была выпущена ограниченным тиражом в августе 1935 года в память прерванного перелёта из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс и представляла собой марку СССР с портретом лётчика С. А. Леваневского с красной типографской надпечаткой текста «Перелет Москва — Сан-Франциско через Сев. полюс 1935» и нового номинала. Несколько экземпляров этой марки существуют с перевёрнутой надпечаткой[5][≡].

В марте 1960 года в связи с изменением стоимости простых авиаписем в обращение поступила марка номиналом в 60 копеек с изображением вертолёта Ми-4. В декабре 1961 года эта марка была снабжена надпечаткой новой стоимости «6 коп.», даты «1961 г.» и пущена в обращение[≡]. На части тиража двадцатая марка в листе надпечатана без цифры «6». Эта марка очень редкая[≡]. Известны фальсификаты[17].

См. также

Примечания

  1. Марки авиационные // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия. Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
  2. Кисин Б. Марки разного назначения Архивная копия от 7 августа 2019 на Wayback Machine // Филателия СССР. — 1975. — № 12. — С. 55—56. — (Рубрики: Мир увлечений; Школа начинающего коллекционера). (Дата обращения: 20 марта 2016) Архивированная копия. Дата обращения: 20 марта 2016. Архивировано 20 марта 2016 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Марки авиапочтовые // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия. Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
  4. Архангельский Е. Аэрофилателия // Россика. — 1937. — № 27. — С. 57—62.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Владинец Н. И. Филателия. — М.: Связь, 1975. — 224 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 По информации из каталога «Михель».
  7. См. о выпусках Мемеля на Викискладе.
  8. По данным каталогов «Скотт» и «Михель».
  9. Марки авиапочтовые заказные // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия. Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
  10. Марки авиапочтовые обязательного сбора // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия. Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
  11. Марки авиационные для полевой почты // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия. Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 Марки авиапочтовые служебные // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия. Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
  13. 13,0 13,1 «Консульские» марки // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия. Дата обращения: 19 июля 2017. Архивировано 19 июля 2017 года.
  14. По данным «Каталога-справочника почтовых марок СССР 1918—1991» — в августе.
  15. Авиапочта // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия. Дата обращения: 19 июля 2017. Архивировано 19 июля 2017 года.
  16. Scott 2007. Standard Postage Stamp Catalogue. — New York, NY, USA: Scott, 2006. (англ.)
  17. Владинец Н. И. Авиапочтовые выпуски. Почта России. fmus.ru; Филателистический музей и библиотека. — Электронная книга. Дата обращения: 19 июля 2017. Архивировано 19 июля 2017 года.

Литература

  • Бухаров О. Н. Марки — свидетели истории. — М.: Радио и связь, 1982. — 80 с. (Дата обращения: 19 июля 2017)
  • Каталог-справочник почтовых марок СССР 1918—1991 / Сост. В. Н. Устиновский, А. Я. Певзнер // Филателия. — 1992. — № 3—12; 1993. — № 1—12; 1994. — № 1—12; 1995. — № 1—12; 1993. — № 1—6. — (Прил. к журн. «Филателия» [общим объёмом 412 с.]).
  • Розов Б. Воздушная почта СССР // Советский филателист. — 1924. — № 4.

Ссылки