Авария Ту-104 под Саваслейкой

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Авария в Саваслейке
Последствия происшествияПоследствия происшествия
Общие сведения
Дата 19 февраля 1958 года
Характер Истощение топлива
Причина Ошибка экипажа
Место Союз Советских Социалистических Республик близ Саваслейки, Горьковская область (РСФСР, СССР)
Координаты 55°25′07″ с. ш. 42°17′15″ в. д.HGЯO
Воздушное судно
Модель Ту-104
Авиакомпания Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Аэрофлот (Лётный учебно-тренировочный центр ГВФ)
Пункт вылета Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Толмачёво, Новосибирск
Остановки в пути Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Кольцово, Свердловск
Пункт назначения Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Внуково, Москва
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Саваслейка
Бортовой номер CCCP-Л5414
Дата выпуска 11 мая 1956 года (первый полёт)
Экипаж 3

В среду 19 февраля 1958 года в Горьковской области близ Саваслейки потерпел аварию учебный Ту-104. Это первое происшествие в истории Ту-104 и первое происшествие с реактивным пассажирским самолётом в СССР.

Самолёт

Ту-104 с бортовым номером Л5414 (заводской — 6350003, серийный — 00-03) был выпущен Харьковским авиазаводом в 1956 году и являлся третьим по счёту среди всех Ту-104. 11 мая он совершил первый полёт и затем был передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его в Лётный учебно-тренировочный центр гражданского воздушного флота. Салон авиалайнера имел пассажировместимость на 50 мест[1].

Происшествие

Самолёт выполнял перегоночный рейс по маршруту Новосибирск — Свердловск — Москва на ремонт, а пилотировал его экипаж из трёх человек. Когда авиалайнер вошёл в Московскую воздушную зону, то экипаж либо посчитал, что остатка топлива в 8 тонн недостаточно, чтобы долететь до аэропорта Внуково, либо погодные условия над Москвой были ниже метеорологического минимума (точные данные в источниках разнятся), однако экипаж запросил посадку на запасном аэродроме. Изначально им был предложен военный аэродром Дягилево в Рязанской области, но из-за сложных метеоусловий экипаж потерял ориентировку и не смог выйти на приводную радиостанцию аэродрома[1][2].

Тогда было принято решение следовать к аэродрому Саваслейка, который находился в Горьковской области и в трёх сотнях километрах восточнее московского Внуково. При заходе на посадку в процессе снижения топливо закончилось, и двигатели остановились. Поэтому экипаж был вынужден принять решение о вынужденной посадке вне аэродрома и выполнил её на лес в полутора километрах от полосы. Никто при этом не погиб[2].

Причины

Основной причиной происшествия была названа ошибка экипажа в определении остатка топлива и в расчёте рубежей ухода. Сопутствующей причиной стали сложные метеорологические условия над Москвой и Рязанской областью, из-за чего экипаж потерял ориентировку[2].

Дальнейшая судьба самолёта

После происшествия авиалайнер был восстановлен и перегнан в московский аэропорт Внуково. Однако было принято решение его в пассажирскую эксплуатацию не вводить. Вместо этого борт Л5414 был передан в ВДНХ, где его установили в качестве экспоната. Впоследствии на борт самолёта последовательно были нанесены бортовые номера CCCP-42320 и СССР-42314, но их не присваивали официально данному борту. По некоторым сведениям, уже в 1963 году данный Ту-104 был порезан на металлолом[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Туполев Ту-104 Бортовой №: CCCP-L5414. Russianplanes.net. Дата обращения: 31 мая 2013. Архивировано 1 июня 2013 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Авария Ту-104 ЛУТЦ ГВФ в районе а/д Саваслейка. airdisaster.ru. Дата обращения: 31 мая 2013. Архивировано 22 января 2013 года.