Авалокитешвара

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Авалокитешвара
санскр. अवलोकितेश्वर IAST: Avalokiteśvara
Одиннадцатиликий тысячерукий Авалокитешвара, фрагмент танки, Индия, рубеж 20-21 вековОдиннадцатиликий тысячерукий Авалокитешвара, фрагмент танки, Индия, рубеж 20-21 веков
Толкование имени «Владыка, милостиво взирающий на существа»
Имя на других языках тиб. སྤྱན་རས་གཟིགས, Вайли sPyan-ras-gzigs, Ченрезиг, «Смотрящий проникающим взглядом»
монг. Жанрайсиг?, ᠵᠠᠨᠷᠠᠶᠢᠰᠢᠭ?
кит. 觀世音 Гуаньинь
яп. 観音 Каннон
кор. Кваным
вьетн. Quán Thế Âm, Куан Тхе Ам
бур. Арьяа-Баала
калм. Арьябала
Пол мужской
Супруга Тара
Обиталище гора Поталалока[en][1]
Характерные черты сострадание
Атрибуты чинтамани, лотос
Мантра Ом мани падме хум
Первое упоминание I век н. э., северная Индия

Авалоките́швара (санскр. अवलोकितेश्वर IAST: Avalokiteśvara, «Владыка, милостиво взирающий на существа») — бодхисаттва буддизма махаяны, «будда сострадания»[2], эманация будды Амитабхи. Одна из самых популярных фигур буддийского пантеона[3][4].

Культ Авалокитешвары начал зарождаться в I веке на севере Индии во времена Кушанской династии[5]. По одной из диффузионных теорий, божества махаяны заимствовались и адаптировались из других религиозных движений, а по другим представлениям, они возникли как обожествление, олицетворение буддийских принципов, так, например, Авалокитешвара стал олицетворением сострадания Будды Шакьямуни[3].

Из Индии культ Авалокитешвары распространился по странам Азии. Бодхисаттва обретал популярность у верующих под разными именами, в мужском или женском облике, в мирном или гневном образе[6]. Так, в Индии он известен как Авалокитешвара, в Китае как Гуаньинь, в Японии как Каннон, в Тибете как Ченрезиг, в Монголии и России как Арья-Боло или Хоншим[7].

В буддийском искусстве, в буддийских текстах встречается бесчисленное множество форм, в которых изображается или описывается Авалокитешвара[8]. Наиболее распространённая форма изображения Авалокитешвары — с четырьмя, шестью или тысячей рук, с одним или одиннадцатью ликами, с лотосом в руке[5].

Среди верующих распространено представление о том, что Авалокитешвара может воплощаться как в различных божеств, в том числе небуддийских религий, так и в людей. Например, в тибетском буддизме воплощением Ченрезига считаются далай-ламы[5].

Примечания

Литература

Энциклопедии
Исследования

Ссылки