Абд ар-Рахман III

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абд ар-Рахман III
عبد الرحمن الناصر لدين الله
912 — 929
Предшественник Абдаллах
Преемник Должность упразднена
929 — 15 октября 961
Предшественник Должность учреждена
Преемник аль-Хакам II

Дата рождения 7 января 891(0891-01-07)
Место рождения Кордова
Дата смерти 15 октября 961(0961-10-15) (70 лет)
Место смерти Мадина аз-захра
Род Омейяды
Отец Мухаммад ибн Абдаллах
Дети аль-Хакам II
Отношение к религии ислам

Абд ар-Рахман III (ан-Насир лидини-л-лах Абу-л-Мутарриф Абд ар-Рахман III ибн Мухаммад; араб. عبد الرحمن الثالث‎; 7 января 891, Кордова — 15 октября 961, Мадина аз-захра), прозванный «ан-Насир» («Победоносный») — эмир с 912 года, халиф с 929 года из династии кордовских Омейядов. Восстановил полураспавшийся при его предшественниках Кордовский эмират. В 931 году взял Сеуту, в 932 году — Толедо. С 955 года заставил королей Леона и Наварры платить ему дань. Отвоевал у Фатимидов часть Магриба. В нём текла также баскская кровь (из басков происходила его мать и мать его отца)[1].

Биография

Первый арабский халиф в Испании (929—961 годы). В его лице встречается счастливое сочетание талантливого полководца с даровитым правителем, сумевшим, не прибегая к жестоким мерам, превратить беспорядочную кучу расшатанных мелких владений в могущественное и цветущее государство. Если затем Испания в течение почти целого столетия стояла в ряду наиболее цивилизованных государств в мире, как по материальному благосостоянию населения, так и по высокоразвитой культуре, то она обязана этим Абд ар-Рахману.

Вступив в управление страной в 912 году ещё в юных годах, он ясно определил направление своей деятельности — достигнуть прочного объединения и расширения государства. В зависимости от этой цели им было предприняты целый ряд походов, и нельзя не удивляться его умению действовать одновременно и против мятежников на юге, западе и востоке, и против астурийцев на севере и даже против Фатимидов в Африке — и равномерно расширять во все стороны свои владения. Решительный образ действий и уверенная быстрота, проявленная Абд ар-Рахманом III, лично предводительствующим войсками, оказывали такое влияние на владетелей отдельных замков и крепостей, что только в исключительных случаях были сделаны попытки к сопротивлению. Обращение с населением завоёванных областей было всегда чрезвычайно мягкое, справедливое и доброжелательное.

В его войсках существовал отдельный корпус в 10 000—15 000 человек, состоявший из купленных у соседей военнопленных, так называемых «славян» (сакалиба). Это название не показывает, что пленники принадлежали исключительно к славянским племенам; в те времена славянами в Испании называли и франков, и лангобардов, и южных итальянцев. Оно сохранилось ещё с того времени, когда большинство военнопленных, которых приводили с собой на запад, особенно германцы, были действительно славянского происхождения. Абд ар-Рахман верил в преданность «славян» и предпочитал их не только африканским и другим наёмным войскам, но и арабам и берберам.

Корпус славян вначале помог установлению порядка в государстве, а затем, как и янычары в Турции, мамелюки в Египте и отчасти стрельцы в России, были гибельными для дальнейшего существования. Благодаря разумной примирительной политике Абд ар-Рахмана сгладились все внешние отличии между подданными разных национальностей и исповеданий. Высший класс мусульман-завоевателей растворился в массе туземцев и составилась новая народность, известная под названием мавров. Эти условия создали вполне благоприятную почву для быстрого расцвета арабо-испанской культуры.

В 929 году Абд ар-Рахман принял титул халифа и звание Ан-Насыр (спаситель).

Абд ар-Рахман также заботился о развитии культуры и об усилении политической мощи, покровительствуя развитию сельского хозяйства, ремесла, торговли, литературы и просвещения. Упорядочил финансы, поощрял строительство. При нём были созданы крупные памятники искусства в столице и в других городах. Кордова стала одним из самых прекрасных городов мира; в этом городе было около полумиллиона жителей, множество мечетей, бань, дворцов и садов. Была построена загородная резиденция Мадина аз-захра, много дворцов и мечетей, начато строительство Кордовской мечети. Правление Абд ар-Рахмана III — апогей расцвета аль-Андалуса и кордовских Омейядов.

Примечания

  1. Salos Merino V. La Genealogía de Los Reyes de España. — Visión Libros. — P. 217. — ISBN 978-8498217674.

Литература

  • Абдаррахман // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Coope, Jessica. Martyrs of Cordoba: Community and Family Conflict in an Age of Mass Conversion. Lincoln: University of Nebraska Press, 1995. ISBN 0-8032-1471-5
  • Fierro, Maribel. Abd-al-Rahman III of Cordoba: London: Oneworld Publications, 2005. ISBN 1-85168-384-4
  • Guichard P. Al-Andalus, 711—1492. Une histoire de l’Andalousie arabe. Paris, 2001.
  • Scales, Peter. Fall of the Caliphate of Cordoba. New York: EJ Brill, 1994. ISBN 90-04-09868-2
  • Wolf, Kenneth. Christian Martyrs in Muslim Spain. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. ISBN 0-521-34416-6
  • А. Мюллер — История ислама
  • Самибей-Фрашери — Всеобщий словарь истории и географии, 1894 г.
  • R. Dozy — Histoire des musulmans d’Espagne

Ссылки