Абдурахманов, Фуад Гасан оглы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фуад Абдурахманов
Фуад Абдурахманов.jpg
Жанр скульптор
Награды
Звания
Премии

Фуа́д Гаса́н оглы́ Абдурахма́нов[1] (азерб. Fuad Həsən oğlu Əbdürəhmanov; 19151971) — видный советский азербайджанский скульптор-монументалист, Народный художник Азербайджанской ССР (1955). Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1951). Член КПСС с 1962 года.

Биография

Родился 28 апреля (11 мая) 1915 года в городе Нуха (ныне Шеки, Азербайджан) в семье государственного чиновника Гасана Джаффар оглы Абдурахманова. В 1929 году семья Абдурахманова переезжает в начале в Евлах, а чуть позже в Баку, где арендует двухкомнатную квартиру в Ичери Шехер, на улице Мамедьярова.

В том же году поступает в Бакинскую школу живописи. Позже учился в Академии Художеств в Ленинграде (19351940) у М. Г. Манизера. В 1934 году, девятнадцатилетний Фуад Абдурахманов на выставке, посвящённой тысячелетию поэта Фирдоуси была представлена небольшая композиция «Стрелок», вошедшая в постоянную экспозицию Музея искусств имени Рустама Мустафаева. В 1938 году Абдурахманов начинает работать над статуей Физули, тем самым открывая пантеон выдающихся поэтов и писателей Азербайджана, установленных в лоджии музея Низами в Баку. В художественной жизни республики конца тридцатых годов большое значение имели конкурсы на живописный портрет и памятник Низами Гянджеви, объявленные в связи с 800-летним юбилеем поэта. По итогам конкурса, жюри поручило Фуаду Абдурахманову и архитекторам Садыху Дадашеву и Микаилу Усейнову дальнейшую работу над проектом. С установкой памятника Низами в Гяндже в 1947 году был определён художественный образ одного из интереснейших ансамблей Гянджи. В 1949 году был установлен памятник Низами в Баку. Этот памятник является «культовым» не только в творчестве Абдурахманова, но и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие азербайджанской монументальной пластики. В памятнике была удачно найдена масштабность самого памятника и постамента, имеющих соотношение 1:1,5, тем самым определив архитектурный образ одной из лучших площадей Баку. Творческие интересы скульптора были многогранны, что можно заметить по его более поздним работам — образам героев СССР Гусейнбала Алиева, Хыдыра Мустафаева, поэта Самеда Вургуна, композиторов Узеира Гаджибекова, Асафа Зейналлы, исторические портреты Кёроглы, Джаваншира, Бабека. Был премирован (совместно с Токай Мамедовым и Омаром Эльдаровым) на конкурсе памятника Авиценне для города Бухары. Абдурахманов — первый азербайджанец, ставший членом-корреспондентом АХ СССР (1949). Одним из первых скульпторов Азербайджана, который обратился к работе с твёрдыми материалами.

Умер 15 июня 1971 года. Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения.

Творческие достижения

Памятники Низами в Гяндже и Баку 1949. Композиции «Саттар Бахлулзаде», «Рустама Мустафаев» (1947), монумент «Азад гадын» (Свободная женщина), монумент «Мехти Гусейнзаде» в Баку. Монументальные бюсты Чойбалсана и Сухэ-Батора (мрамор, 1954, усыпальница в Улан-Баторе); памятник писателю Самеду Вургуну в Баку (1961), поэту Рудаки в Душанбе (Золотая медаль Академии художеств СССР[2], открыт в 1964) и др.; статуи «Освобождение» (установлена в Баку в 1960), «Чабан» (гипс (1950), бронза (1951), ГТГ). Создал портретный бюст В. И. Ленина (мрамор, 1955, Музей истории Азербайджана, Баку) и ряд других портретов.

Его произведения отличаются богатством и разнообразием творческих тенденций. Абдурахманов начал свой творческий путь с портретного жанра, изготовления бюстов-портретов деятелей культуры Азербайджана. Его первое монументальное произведение — памятник Физули — установлен на балконе Литературного музея. Фуад Абдурахманов является автором многих памятников, украшающих улицы и площади Баку — Низами, Самеда Вургуна, Мехти Гусейнзаде, «Освобождённой женщине», надгробного бюста генерала Ази Асланова. Абдурахманов внёс значительный вклад в формирование и развитие азербайджанской монументальной и станковой пластики. По мнению одного из ведущего искусствоведа Азербайджана Джамили Новрузовой, Фуад Абдурахманов является основоположником азербайджанской монументальной скульптуры. В честь Абдурахманова названы улицы в Баку и в Шеки, установлены мемориальные доски на зданиях, где проживал скульптор, его имя носит Детская школа живописи в Шеки.

Награды

Галерея

Примечания

  1. Агеенко Ф. Л. Абдурахманов Фуад Гасан оглы // Словарь собственных имён русского языка. Ударение. Произношение. Словоизменение. — М.: Мир и Образование; Оникс, 2010. — С. 55. — 880 с. — ISBN 5-94666-588-X, 978-5-94666-588-9.
  2. Культура Советского Азербайджана. — Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1980. — С. 89. — 180 с.

Источники

  • Наджафов М. Ф. Абдурахманов. — М., 1955.
  • Новрузова Дж. Фуад Абдурахманов. — Баку, 2004.
  • Большая советская энциклопедия. — М., 1977.
  • Большой энциклопедический словарь (БЭС). — М., 1979.
  • Большая художественная энциклопедия. — М., 2009.

Ссылки