Абдул-Халик Гидждувани

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абдулхалик Гиждувани
Габдулхалик Гуҗдуваниның кабере.jpg
Место рождения Гиждуван, Мавераннахр
Дата смерти вероятнее всего 1197
Место смерти Гиждуван, Мавераннахр
Род деятельности суфий

Абдулхалик Гиждувани (дата рождения неизвестна, умер 1179, 1189, 1199 или 1220) — духовный наставник — муршид, является десятым духовным звеном в золотой цепи преемственности шейхов тариката Накшбандийя. Истоки тариката Накшибандийя уходят в эпоху Баязида Бистами, когда возник суфийский тарикат «Бистамийя» или «Тайфурийя».

Ходже Абдулхалик родился в городке Гиждуван в 40 километрах от Бухары. Отцом его был Имам Абдулджамил. Его отец происходил из города Малатьи (современная Турция).[1] Его мать происходила из благородного и знатного рода. Полагают, что Абдулхалик Гиждувани был потомком Имама Малика.[2]

Религиозные знания Гиждувани получил в Бухаре. Он был учеником известнейшего в те времена учёного Аллямы Садреддина.

С приходом Гиждувани и вплоть до Мухаммада Бахауддина Накшбанда тарикат назывался «Тарик хаджеган» (Хаджеганийя).

Несмотря на то, что Ходжа Абдулхалик Гиждувани принял духовное посвящение от Юсуфа Хамадани, который также был шейхом Ахмеда Яссеви, но, в отличие от последнего, он сделал скрытый зикр основой духовного преобразования вступившего на этот путь, и выдвинул одиннадцать принципов тариката.

Ахмад Яссеви, который остался приверженцем громкого зикра, стал распространять свой путь в Междуречье Амударьи и Сырдарьи. Гиждувани же распространял свой путь в Хорезме и Хорасане. Спустя века оба этих тариката распространились по всей Средней Азии, Анатолии и на Балканах.

Внешность

Согласно источникам, он был высокого роста, белокож, прекрасен лицом, чернобров. Его голова была большой. Грудь и плечи были широки, и сам он был крупного телосложения. Он обладал приятной наружностью, а душой был человеком чутким, проницательным и сердечным.[источник не указан 4622 дня]

Его дружба с Хыдром

Золотая цепь преемственности Накшбандийского тариката до Абдулхалика Гиждувани

По преданию, Ходжа Абдулхалик стал ждать, чтобы Аллах свёл его с тем, кто сможет показать ему правильный путь в духовном совершенствовании. И вскоре он встретился с Хыдром. Хыдр был наставником и его отца. Хыдр, приняв Абдульхалика духовным сыном, научил его «вукуф адеди» (необходимости вести счёт зикра) и «скрытому зикру». Такой вид зикра, которому Посланник Аллаха впервые научил Абу Бакра в пещере Севр, вновь обрёл с приобщением к нему Абдулхалика Гиждувани свою значимость. После смерти Хадже Абдулхалика этот вид зикра опять был предан забвению последователями тариката Хаджеган, но Шах Накшбанд, ставший увейси (заочным) мюридом Абдулхалика, окончательно возродил скрытый зикр.

Говорится также, что, кроме скрытого зикра, Хыдр научил Гиждувани зикру Таухида — «нафи и исбат» (отрицание и утверждение).

Настоящим муршидом Гиждувани был Юсуф Хамадани. Однако и знакомство с ним произошло благодаря Хыдру. Хадже Абдулхалик, обрётший себе наставника примерно в возрасте двадцати лет, за короткое время перенял его знания. Абдулхалик побывал в ряде мусульманских стран и некоторое время жил в Сирии. Ещё при жизни добрая слава о нём распространилась во все концы Исламского халифата. Приезжали тысячи людей, чтобы лишь увидеть и услышать его.

Один дервиш спросил у него:

— Если Аллах предоставил мне свободу выбора между адом и раем, то я выбираю ад. Ибо рай — это то, чего желает мой нафс. Я же хочу бороться против побуждений и желаний моего нафса. На это Абдульхалик Гудждувани отвечал: — Твоё мнение ошибочно и неверно, так как оно исходит от нафса. Какое значение может иметь воля или выбор раба? Наше дело заключается в следовании туда, куда укажет нам Господь. Что повелит Он нам, то мы и должны выполнять. И только это и есть истинное служение раба и противостояние нафсу.[3]

Кончина

Мы не располагаем полной информацией о жизни Абдулхалика Гиждувани, также мало мы знаем и о его смерти. В некоторых источниках говорится, что он умер в 1179, 1189 или 1220 году. Однако, исходя из того, что его шейх прожил примерно 80 лет и умер в 1140 году, когда Гиждувани было 20 лет, датой его собственной смерти можно назвать 1199 год. Могила Гидждувани находится в родном городке Гиждуван, что в 40 километрах от Бухары, на пути в Самарканд. Над ней была возведена усыпальница.

11 основ тариката от Гиждувани

Абдулхалик Гиждувани, будучи заочным (увейси) муршидом Шаха Накшбанда, занимает в Накшбандийском тарикате особое место.

«Одиннадцать основ», которые он выдвинул как основные принципы тариката, внесены во все первоисточники тасаввуфа.

Эти основы изложены в статье Накшбандия.

Литература

  • Нафахатуль-унс, (пер. Ламии Челеби), стр. 411—413;
  • Рашахат ‘Айн аль-хайат, Стамбул. 1291, стр. 29-43;
  • аль-Хадаикуль-вардиййа, стр. 110—119;
  • Ислам Ансиклопедиси, IX, 52- 54;
  • Мухаммад б. Абдулла Хани, Адаб Рисалеси, стр. 46;
  • ад-Дурарун-надид стр. 26-29;
  • Иргамуль — марид, стр. 51-52;

Примечания

  1. Encyclopædia Iranica | Articles. Дата обращения: 24 августа 2011. Архивировано 16 ноября 2011 года.
  2. Доступ ограничен. Дата обращения: 15 мая 2011. Архивировано 20 декабря 2007 года.
  3. Следуй туда, куда укажет Господь Архивная копия от 15 января 2014 на Wayback Machine fondihlas.ru