Абдул-Меджид II

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абдул-Меджид II
осман. عبد المجید ثانى
тур. II. Abdülmecid
Portrait Caliph Abdulmecid II.jpg
19 ноября 1922 — 3 марта 1924
Предшественник Мехмед VI
Преемник титул упразднён

Дата рождения 29 мая 1868(1868-05-29)
Место рождения Долмабахче, Стамбул, Османская империя
Дата смерти 23 августа 1944(1944-08-23) (76 лет)
Место смерти Париж, Франция
Место погребения аль-Баки, Медина
Род Османы
Отец Абдул-Азиз
Мать Хайраныдиль Кадын-эфенди
Супруга 1. Шехсувар Кадын-эфенди
2. Хайрюнниса Ханым-эфенди
3. Атие Мехисти Кадын-эфенди
4. Бихруз Ханым-эфенди
Дети Омер Фарук-эфенди
Дюррюшехвар-султан
Отношение к религии ислам суннитского толка

Абду́л-Меджи́д II (осман. عبد المجید ثانى‎, тур. II. Abdülmecid), также Абдулмеджи́д-эфе́нди (тур. Abdülmecid Efendi[1]; 29 мая 1868, Стамбул — 23 августа 1944, Париж) — последний халиф из династии Османов (1922—1924 годы); единственный халиф в истории Османской империи, не носивший одновременно титула султана.

Как четвёртый сын султана Абдул-Азиза Абдул-Меджид имел призрачные шансы на османский престол: в 1876 году, после свержения Мурада V, он занимал только восьмое место в линии престолонаследия. В 1912 году по предложению албанцев, питавших надежды на создание независимого государства, Абдул-Меджид должен был стать главой нового государства, поскольку из всех принцев именно его воспитание и образование были наиболее европеизированными, но против этого выступила Италия.[⇨]

К 1916 году Абдул-Меджид пережил правление троих кузенов, оказавшись в шаге от трона в правление четвёртого — Мехмеда VI[⇨]. 1 ноября 1922 года Великое национальное собрание Турции в Анкаре постановило разделить султанат и халифат и упразднить первый. 18 или 19 ноября ВНСТ назвало Абдул-Меджид халифом империи как самого достойного представителя династии с точки зрения морали, но уже 29 октября 1923 года Османское государство прекратило своё существование, а на смену ему пришла Турецкая Республика, и необходимость в халифате отпала. 3 марта 1924 года был издан закон № 431, согласно которому все прямые члены династии Османов изгонялись из страны; в тот же вечер Абдул-Меджид с семьёй и слугами отбыл в Швейцарию.[⇨]

Жизнь в Швейцарии для Абдул-Меджида оказалась слишком дорогой, и было принято решение о переезде в Лондон, где ему уже была назначена рента от будущего свата низама Хайдарабада Асаф Джаха VII. К этому времени бывший халиф потерял интерес к политике и погрузился в свои увлечения: рисование и музыку. После свадьбы дочери в 1931 году Абдул-Меджид уехал в Париж, где и скончался в возрасте 76 лет.[⇨]

Биография

В правление четырёх султанов

Абдул-Азиз, отец Абдул-Меджида

Абдул-Меджид родился 29 (по другим данным — 30[2]) мая 1868 года в султанском дворце Долмабахче[3] в Стамбуле и был четвёртым сыном и седьмым ребёнком из тринадцати детей[4] султана Абдул-Азиза; матерью шехзаде была вторая жена султана черкешенка Хайраныдиль Кадын-эфенди[5]. Из всех братьев и сестёр у Абдул-Меджида была только одна полнородная сестра — Назиме-султан, родившаяся двумя годами ранее[6]. Абдул-Меджид получил европейское образование[3].

К 1876 году недовольство правлением отца Абдул-Меджида достигло пика и против него созрел заговор. 10 мая 1876 года заговорщики, возглавляли которых бывший и будущий великий визирь Мютерджим Мехмед Рюшди-паша, военный министр Хусейн Авни-паша, шейх-уль-ислам Хасан Хайруллах-эфенди[tr] и министр без портфеля Мидхат-паша, начали действовать. 12 мая заговорщиками был созван совет, который постановил, что Абдул-Азиз более не способен занимать султанский трон. В ночь с 29 на 30 мая[7] Абдул-Азиз с семьёй оказался заблокирован во дворце Долмабахче[8]. Параллельно шло разграбление имущества семьи бывшего султана. Затем, отец Абдул-Меджида был вывезен во дворец Топкапы, когда новый султан прибыл в Долмабахче, а затем с позволения Мурада V и его советников перебрался с семьёй в выбранный им дворец Ферие[8]. 4 июня 1876 года отец Абдул-Меджида был найден мёртвым во дворце Ферие; тело Абдул-Азиза было обследовано несколькими врачами, и официально было объявлено, что свергнутый султан совершил самоубийство[7], хотя позднее, в 1881 году, было доказано, что он был убит заговорщиками[9]. Некоторое время после смерти отца и свержения двоюродного брата Мурада V Абдул-Меджид оставался с семьёй в Ферие.

В середине 1912 года албанский член османского правительства Басри-бей сообщил австро-венгерскому послу Иоганну фон Паллавичини, что албанцы питают надежды на создание независимого государства, во главе которого встал бы османский принц — наиболее подходящей кандидатурой они считали Абдул-Меджида-эфенди, поскольку из всех принцев именно его воспитание и образование были наиболее европеизированы. Однако против этой идеи выступила Италия, заявившая о том, что не примет во главе Албании ни Абдул-Меджида, ни любого другого османского принца. Австро-Венгрия поддержала итальянскую позицию[3].

Наследник престола

Султан Мехмед VI, при котором Абдул-Меджид был наследником престола

Согласно принципу наследования, появившемуся в начале XVII века, османский трон наследовал старший представитель династии мужского пола по мужской линии; новым султаном стал кузен Абдул-Меджида Абдул-Хамид II. На тот момент у самого Абдул-Меджида существовали мизерные шансы занять трон: он был только восьмым в линии престолонаследия после пятерых кузенов и двух старших единокровных братьев. Абдул-Хамид II был свергнут в 1909 году и к власти пришёл его младший брат Мехмед V; к тому моменту Абдул-Меджид занимал третье место в линии престолонаследия после кузена Мехмеда, ставшего впоследствии султаном, и единокровного брата Юсуфа Иззеддина, который по официальной версии совершил самоубийство в 1916 году. Таким образом, Абдул-Меджид пережил правление троих кузенов, оказавшись в шаге от трона в правление четвёртого — Мехмеда VI[2].

4 июля 1918 года на трон взошёл Мехмед VI, практически не имевший власти — страной управляли младотурки во главе с Энвером-пашой, к этому времени потерявшие поддержку народа. Сорокалетний Абдул-Меджид, являвшийся старшим членом династии мужского пола, имевшим права на престол, был объявлен наследником. К лету 1918 года военное и политическое положение империи были крайне тяжёлыми; в октябре правительство подписало унизительное Мудросское перемирие, ознаменовавшее выход страны из Первой мировой войны и фактический конец империи. 3 ноября большинство младотурок бежало из страны, 14 ноября столица империи была оккупирована странами-членами Антанты, а правительство султана стало марионеткой в руках союзников. Действия султана подверглись критике народа[1].

Халиф

Абдул-Меджид II с дочерью Дюррюшехвар-султан

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание Турции в Анкаре постановило разделить султанат и халифат и упразднить первый, чтобы положить конец правительству в Стамбуле. Также собрание решило, что османский халифат должен возглавлять член правящей династии, но не тот, кто наследует титул султана, а самый достойный с точки зрения морали. Однако 1 ноября султан Мехмед VI не был лишён титула халифа и 3 ноября ещё присутствовал на пятничной молитве в качестве такового. Наконец, 16 ноября Великое национальное собрание Турции лишило Мехмеда VI титула не только султана, но и халифа, а на следующий день экс-султан покинул страну[1].

19 (по другим данным — 18[2]) ноября 1922 года Великое национальное собрание Турции избрало Абдул-Меджида халифом, как наиболее достойного этого титула. 24 ноября в мечети Хырка-и Шериф близ Топкапы Абдул-Меджид принёс присягу на верность халифату. На церемонии присутствовали многие государственные деятели, в том числе представители правительства в Анкаре — Рефет-паша и Ходжа Мюфид-эфенди. Впервые была произнесена молитва на турецком языке вместо арабского. Также в мечети Фатих впервые от имени нового халифа Мюфидом-эфенди была зачитана проповедь на турецком языке. После чего Абдул-Меджид поблагодарил правительство за оказанное ему доверие[1].

Вскоре Абдул-Меджид столкнулся с некоторыми сложностями: он желал использовать титул халифа — посланника Аллаха, этот же титул как султан и халиф носил и отец Абдул-Меджида; однако Мустафа Кемаль настаивал на присвоении халифу титула халифа правоверных, что подчеркнуло бы разделение султаната и халифата. В это же время, 21-27 декабря 1923 года, проходило собрание халифов, на котором были подтверждены полномочия Абдул-Меджида. Вместе с тем, 3 января Мустафе Кемалю халифами было присвоено звание спасителя халифата. 15 января во время очередного заседания Великое национальное собрание Турции вынесло на обсуждение вопрос о целесообразности сохранения халифата[1].

29 октября 1923 года Османское государство прекратило своё существование, а на смену ему пришла Турецкая Республика, и необходимость в халифате отпала[2]. Газеты пестрили заголовками о том, что Абдул-Меджид добровольно снимает с себя полномочия халифа, однако сам он хранил молчание. 5 декабря 1923 года газета исламского сообщества Великобритании выпустила публикацию в защиту Абдул-Меджида и халифата в целом[1]. Сторонники халифата оставались и в самой Турции. Несмотря на это, 3 марта 1924 года был издан закон № 431[2], согласно которому все прямые члены династии Османов изгонялись из страны. В тот же вечер Абдул-Меджид с сыном, дочерью, жёнами, учителем Салихом Кераметом Нигяром (сыном поэтессы Нигяр-ханым), личным секретарём Хюсейном Накипом и врачом Селахаддин-беем автомобилями был доставлен к поезду в Чаталдже. Семье бывшего халифа были предоставлены от правительства 2000 фунтов, швейцарские визы и номера в одном из альпийских отелей[10].

Изгнание и смерть

Абдул-Меджид и его дочь Дюррюшехвар во время утренней прогулки по Английской набережной
Абдул-Меджид с дочерью и зятем в 1931 году

После заселения в отель к Абдул-Меджиду, всегда с теплотой относившегося к Европе, стали стекаться многочисленные журналисты, жаждавшие узнать историю халифа из первых уст. Вместе с тем, бывший халиф получал многочисленные телеграммы из мусульманского мира, в которых ему выражали сочувствие и сообщали последние новости из Турции. Абдул-Меджид старался отвечать на все телеграммы и даже 11 марта 1924 года сделал официальное заявление, в котором не признавал решения Великого национального собрания Турции, считая его необоснованным и продажным; он также сообщил, что весь исламский мир поддерживает его и ждёт от него помощи. Это заявление было выпущено через несколько дней после того, как Абдул-Меджида посетил представитель местной власти и передал бывшему халифу заявление турецкого правительства; швейцарский посланник также попросил Абдул-Меджида не упоминать в своих заявлениях страну, приютившую его[10].

Абдул-Меджид незадолго до смерти

Расходы Абдул-Меджида и его семьи в Швейцарии были слишком велики, и он отправил учителя Салиха Керамета договориться о переезде в Париж, однако Салиху удалось договориться только о переезде в Лондон. В Лондоне низам Хайдарабада Асаф Джах VII в надежде на плодотворный союз через своего поверенного назначил Абдул-Меджиду ренту в 300 фунтов в месяц. В октябре 1924 года Абдул-Меджиду с семьёй удалось уехать во Францию, где они поселились в Ницце. Здесь поступили брачные предложения к дочери Абдул-Меджида Дюррюшехвар-султан и правнучке Мурада V Нилюфер-султан[en]: в мужья им были предложены сыновья низама Хайдарабада и его первой жены — Азам Джах и Моаззам Джах. Брак дочери, заключённый 12 ноября 1931 года, позволил Абдул-Меджиду улучшить своё финансовое положение. К этому времени бывший халиф потерял интерес к политике и погрузился в свои увлечения: рисование и музыку[10].

После свадьбы дочери Абдул-Меджид переехал в Париж, где оставался до конца своих дней. Он умер 23 августа 1944 года; смерть бывшего халифа совпала с освобождением Парижа от немецкой оккупации во время Второй мировой войны. Абдул-Меджид просил похоронить его в Стамбуле с остальными родственниками, но Салиху Керамету не удалось договориться с турецкими властями. Дюррюшехвар-султан лично встретилась с президентом республики Исметом Инёню, однако и ей не удалось договориться о перевозке и захоронении отца на родине. Первоначально тело Абдул-Меджида было захоронено в парижской мечети, однако затем, 30 марта 1954 года, перенесено в Медину[10].

Увлечения

Абдул-Меджид был большим любителем искусства. В частности, он был председателем общества османских художников и считается одним из самых значимых художников позднего периода османского искусства. Большая часть картин, написанных Абдул-Меджидом, хранится в частных галереях Стамбула[10]. Его картины Бетховен во дворце[tr], Гёте в гареме[tr], Автопортрет и Султан Селим I были представлены на выставке османских картин в Вене в 1918 году[11]. Ранее в 1900 году картины Абдул-Меджида уже выставлялись в Париже[3]. Среди прочих работ халифа были Придворные дамы, Халиль Эдхем и другие портреты[10].

Одной из последних работ халифа стала картина с политическим подтекстом: на картине изображён учитель истории, на столе перед ним лежит карта Румелии (современные Балканы); учитель закрывает лицо руками, выражая горе или стыд от потери этих территорий. Рыжеволосая девочка смотрит на карту, на которую указывает мальчик в накрахмаленном воротнике, галстуке и костюме, как бы призывая вернуть Румелию. Под рамкой Абдул-Меджид несмело добавил подпись: «Забудьте тех, кто причинил вам вред, но не прощайте тех, кто оскорбил вашу Родину»[12].

Семья

Жёны и дети[13]:

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Küçük, 1988, s. 263.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Hoiberg, 2010, p. 23.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Elsie, 2013, p. 3.
  4. Somel, 2010, p. 5.
  5. Alderson, 1956, p. 83.
  6. Alderson, 1956, table XLVIII.
  7. 7,0 7,1 Brookes, 2010, p. 16.
  8. 8,0 8,1 Küçük, 2006, s. 184.
  9. Küçük, Abdülaziz, 1988, s. 184—185.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 Küçük, 1988, s. 264.
  11. Şehzade Abdülmecid Efendi (тур.). Lebriz İnternet Hizmetleri Limited Şirketi. Дата обращения: 8 августа 2017. Архивировано 28 марта 2013 года.
  12. The Ottoman caliphate. Straddling two worlds. Worldly, pluralist, hedonistic — and Muslim, too (англ.) // The Economist. — 2015. — 16 December. — ISSN 0013-0613.
  13. Alderson, 1956, p. 177.

Литература

  • Alderson, Anthony Dolphin. The Structure of the Ottoman Dynasty. — Oxf.: Clarendon Press, 1956.
  • The Concubine, the Princess, and the Teacher: Voices from the Ottoman Harem / ed. Douglas Scott Brookes. — University of Texas Press, 2010. — P. 16—17. — ISBN 0292783353, 9780292783355.
  • Abdülmecid Efendi // A Biographical Dictionary of Albanian History / ed. Robert Elsie. — I.B.Tauris, 2013. — P. 3. — 541 p. — ISBN 1780764316, 9781780764313.
  • Abdümecid II // Encyclopædia Britannica / ed. Dale H. Hoiberg. — Chicago, Illinois: Encyclopædia Britannica Inc., 2010. — Vol. 1. — 32640 p. — ISBN 1593398379, 9781593398378.
  • Küçük, Cevdet. Abdülaziz // Islam Ansiklopedisi. — İslâm Araştırmaları Merkezi, 1988. — Vol. 1. — P. 179—285.
  • Küçük, Cevdet. Abdülmecid Efendi // Islam Ansiklopedisi. — İslâm Araştırmaları Merkezi, 1988. — Vol. 1. — P. 263—264.
  • Küçük, Cevdet. Murad V // Islam Ansiklopedisi. — İslâm Araştırmaları Merkezi, 2006. — Vol. 31. — P. 183—185.
  • Somel, Selcuk Akşin. Abdülaziz // Encyclopedia of the Ottoman Empire / ed. Ga ́bor A ́goston, Bruce Alan Masters. — Infobase Publishing, 2010. — P. 5. — 689 p. — ISBN 1438110251, 9781438110257.

Ссылки