Аббон Горбатый

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аббон Сен–Жерменский (Аббон Горбатый)
Abbon le Courbe
Род деятельности монах-бенедиктинец, поэт, хронист

Аббон Горбатый, или Аббон Сгорбленный, он же Аббон Сен-Жерменский (фр. Abbon le Courbe, лат. Abbo Cernuus, Abbo Sancti Germani a Pratis; около 8509 марта 923[1][2]) — франкский церковный писатель, хронист и поэт, монах-бенедиктинец из парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Автор исторической поэмы «Об осаде города Парижа», в которой описывается оборона Парижа от датских викингов в 885886 годах.

Биография

Родился около 850 года, скорее всего, в Нормандской части[1] Нейстрийской марки[3]. В юности постригся в монастыре Сен-Жермен-де-Пре, где учился у известного агиографа Эмуана Сен-Жерменского  (англ.) (ум. 889)[4], и где в 897 году служил диаконом, прославившись своими учёностью и красноречием. В хартии, датированной 25 февраля 914 или 919 года, Аббон фигурирует в качестве надзирателя странноприимного дома Сен-Жерменского аббатства (лат. xenodochii custos monasterii)[3], где он 9 марта 923 года, вероятно, и скончался.

Сочинения

Его историческая поэма «Об осаде города Парижа» (лат. De bellis Parisiacae urbis) была написана около 890 года в трёх книгах, первая из которых включает 660, вторая — 618 и третья — 115 стихов латинским дактилическим гекзаметром[4]. Она предваряется прозаическим посланием учёному монаху Гозлину, а также обращением в 22 стихах дактилем к покойному учителю Эмуану[5]. В течение нескольких последующих лет Аббон перерабатывал свой труд, завершив его окончательную редакцию около 897 года.

Две первые книги поэмы охватывают период от прибытия норманнов под стены Парижа в ноябре 885 года до осени 896 года; третья же содержит, главным образом, нравственные размышления, обильно перемежаемые цитатами из церковных текстов и разбавленные греческими глоссами[4], и потому не имеет исторической ценности. Описанию осады посвящена вся первая книга и вторая вплоть до 451 стиха, посвящённого восхождению на престол графа Эда Парижского (888—898)[6]. Являясь очевидцем описываемых событий[7], Аббон приписывает спасение города чудодейственным мощам святых, но сообщает ряд многие подробностей, имеющих историческую ценность. Его рассказ довольно точен и не противоречит данным «Ведастинских анналов»[8]. Вместе с тем, ряд указаний Аббона, например, о численности войска данов, которое он определяет в 40 000 чел. на 700 кораблях, не вызывает доверия у современных исследователей[9].

Не выражая определённых политических пристрастий, Аббон прославляет в первых книгах поэмы Эда Парижского, называя его «будущим королём» (лат. rex futurus), выводя при этом в положительном свете и его преемника Карла III Простоватого (898—922), которого на византийский лад именует «императором франков» (лат. basileus francorum). Начиная с 452-го стиха второй книги изложение событий в поэме становится более путаным и менее строгим хронологически, а деятельность Эда, включая поход в Аквитанию (893) и борьбу с Карлом, описывается уже более сдержанно, в итоге вовсе завершаясь упрёками в его адрес[6].

Несмотря на несовершенство языка, поэма Аббона получила успех у современников и потомков, главным образом, благодаря своим дидактическим песням, неоднократно цитировавшимся и сохранившимся во множестве отрывков и цитат, в том числе, произведениях епископа Радбода Утрехтского[3]. Тем не менее, она сохранилась в единственной полной рукописи из собрания Национальной библиотеки Франции (MS lat. 1633), которая не является автографической, но определённо переписана в начале X века, ещё при жизни автора. Именно по ней она впервые была напечатана в 1588 году парижским историком и правоведом Пьером Питу, вероятно, обнаружившим манускрипт в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре[3].

В 1619 году поэму переиздал в сборнике «Historiae Normanorum scriptores antiqui» королевский историограф Андре Дюшен, а в 1753 году — учёный монах-маврист Туссен Дюплесси в «Nouvelles annales de Paris». В 1824 году историк-медиевист Франсуа Гизо поместил её французский перевод в «Collection des documents relative à l’histoire de France», а в 1844 году аббат Жак Поль Минь опубликовал её в оригинале в 132 томе издававшейся им «Patrologia Latina»[5]. В 1942 году поэма была перепечатана в оккупированном гитлеровскими войсками Париже.

Также Аббон Горбатый по просьбам епископов Фротария II Пуатевинского и Фулрада Парижского написал пять проповедей: четыре из них посвящены литургии Великого четверга, а одна — основанию и начальному этапу истории христианства[10]. Впервые они были опубликованы в середине XVII века монахом-мавристом из Сен-Жермен-де-Пре Люком Ашери в «Spicilegium sive collectio veterum aliquot scriplorum qui in Galliae bibliothecis», а спустя два века переизданы вышеназванным Минем[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Record #12042138q // общий каталог Национальной библиотеки Франции
  2. CERL Thesaurus — Консорциум европейских научных библиотек.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Уваров Д. Аббон. О войне города Парижа с норманнами (введение) // Сайт «Восточная литература».
  4. 4,0 4,1 4,2 Bate Keith. Abbo of St. Germain // Encyclopedia of the Medieval Chronicle. — Leiden; Boston, 2016.
  5. 5,0 5,1 5,2 Molinier Auguste. Abbon, moine de Saint-Germain des Prés // Les sources de l'histoire de France des origines aux guerres d'Italie (1494). — Vol. I. — Paris, 1901. — p. 265.
  6. 6,0 6,1 Фавр Э. Эд, граф Парижский и король Франции. 882—898 гг. — СПб., 2016. — С. 19.
  7. Walsh Thomas. Abbo Cernuus // Catholic Encyclopedia. — Vol. I. — New York: Robert Appleton Company, 1913.
  8. Фавр Э. Эд, граф Парижский и король Франции. — С. 18.
  9. Хейвуд Джон. Люди Севера: История викингов, 793—1241. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — С. 130.
  10. Rouziès U. Abbon de Saint-Germain-des-Près // Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques. — Paris : Letouzey et Ané, 1912. — Т. I. — Col. 52.

Литература

Ссылки