Абакумова, Ирина Владимировна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ирина Владимировна Абакумова
Дата рождения 1 декабря 1961(1961-12-01) (62 года)
Место рождения Душанбе, Таджикская ССР, СССР
Страна  СССР Россия
Научная сфера педагогическая психология
Место работы РГУ, ЮФУ, ДГТУ
Альма-матер РГУ (1984)
Учёная степень кандидат педагогических наук(1989), доктор психологических наук (2003)
Учёное звание профессор (2004),академик РАО (2021)
Награды и премии Премия Правительства Российской Федерации в области образования — 2010

Ири́на Влади́мировна Абаку́мова (род. 1961) — советский и российский учёный в области педагогической психологии, организатор образования, доктор психологических наук (2003), профессор (2004), академик РАО (2021; член-корреспондент с 2008). Член Президиума Российского психологического общества (с 2013).

Биография

Родилась 1 декабря 1961 года в Душанбе.

С 1979 по 1984 год обучалась на отделении психологии философского факультета Ростовского государственного университета.

С 1986 по 2016 год на педагогической работе в Ростовском государственном университете (с 2006 года — Южном федеральном университете) в должностях: с 1986 года — штатный преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии, с 1988 по 2004 год — доцент, с 2004 по 2006 год — профессор кафедры психофизиологии и клинической психологии, с 2006 года — заведующая кафедрой общей психологии и общей педагогической психологии факультета психологии. В 2008-2009 годах декан факультета психологии, в 2015-2016 годах — исполняющая обязанности директора Академии психологии и педагогики ЮФУ. С 2017 года — декан факультета психологии, педагогики и дефектологии и одновременно заведующий кафедрой общей и консультативной психологии ДГТУ[1].

В 1989 году Ирина Абакумова защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидат педагогических наук по теме: «Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе», в 2003 году — доктор психологических наук по теме: «Смыслообразование в учебном процессе». В 2004 году приказом ВАК ей было присвоено учёное звание профессор[1]. 23 декабря 2008 года избрана член-корреспондентом РАО по Отделению психологии и возрастной физиологии[2]. В 2013 году состоит членом Президиума и Экспертного совета Российского психологического общества[3].

Помимо основной деятельности является председателем специализированного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Южного федерального университета и членом советов Кубанского государственного университета, экспертом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, членом редакционного совета научного журнала «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», заместителем главного редактора «Психологического журнала» и журнала «Северо-Кавказский психологический вестник». Член экспертного совета Высшей аттестационной комиссией по педагогике и психологии[1].

И. В. Абакумова является основоположником нового направления современной психолого-педагогической науки — смыслодидактики. Основные научные интересы И. В. Абакумовой были связаны с вопросами в области коммуникативной технологии направленной смысловой трансляции, теории смысловой инициации, проблем кадрового отбора и смыслообразования, смыслопедагогики и психодидактики, она была автором более 200 научных трудов, в том числе монографий, под её руководством и при непосредственном участии было подготовлено более 40 кандидатских и докторских диссертаций[1][4].

В 2010 году за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования» Ирина Абакумова стала лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области образования[5].

Библиография

  • Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе / Рост. н/Д Гос. пед. ин-т. - Ростов-на-Дону, 1989. — 191 с.
  • Смыслообразование в учебном процессе. - Ростов-на-Дону, 2003. — 440 с.
  • Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И. В. Абакумова ; Сев.-Кавказ. науч. центр высш. шк., Рост. гос. ун-т. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2003. — 478 с. — ISBN 5-9275-0111-7
  • Развитие современной гимназии: от теории к практике : к 100-летию МОУ Гимназия № 36 / науч. ред.: Абакумова Ирина Владимировна. - Москва : КРЕДО, 2006. — 102 с. — ISBN 5-87963-001-3
  • Смыслодидактика : учебник для магистров педагогики и психологии / Абакумова И. В. ; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Южный федеральный ун-т". - Ростов-на-Дону : Кредо, 2008. — 385 с. — ISBN 978-5-91375-017-4
  • Смыслодидактика: тестовые задания : учебное пособие для студентов вузов / И. В. Абакумова, И. А. Рудакова ; Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Южный федеральный ун-т". - Москва : Кредо, 2012. — 76 с. — ISBN 978-5-91375-004-4
  • Теория и практика развивающего образования школьников: коллективная научная монография / Абакумова Ирина Владимировна и др.; отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск : SIMJET, 2015. — 279 с. — ISBN 978-5-9907022-2-6
  • Организация психологического сопровождения детей беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов: учебно-методическое пособие / Абакумова И. В., Гришина А. В., Ермаков П. Н. - Москва : Кредо, 2015. — 46 с. — ISBN 978-5-91375-091-4
  • Психолого-педагогические основы проектной и исследовательской деятельности школьников / Абакумова И. В., Бакаева И. А. - Москва : КРЕДО, 2016. — 69 с. — ISBN 978-5-91375-106-5
  • Организация деятельности групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных организациях / Абакумова И. В., Масаева З. В. - Москва : Кредо, 2016. — 100 с. — ISBN 978-5-91375-107-2
  • Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения: монография / Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Косикова Л. В. - Москва : Кредо, 2016. — 115 с. — ISBN 978-5-91375-111-9
  • Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса: монография / Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Кагермазова Л. Ц. - Москва : Кредо, 2016. — 232 с. — ISBN 978-5-91375-097-6
  • Методическое руководство по проведению эмпирического психологического исследования: учебное пособие / И. В. Абакумова, Т. Г. Анистратенко, И. Б. Серикова ; Южный федеральный университет, Донской государственный технический университет. - Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования, 2018. — 69 с. — ISBN 978-5-6041016-3-6
  • Смыслообразующие стратегии: потенциал современных исследований : учебное пособие / Абакумова И. В., Годунов М. В., Пеньков Д. В. - Москва : Кредо, 2019. — 42 с. — ISBN 978-5-91375-134-8[6]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Абакумова, Ирина Владимировна. Донской государственный технический университет. Дата обращения: 12 марта 2021. Архивировано 1 сентября 2021 года.
  2. Абакумова, Ирина Владимировна. РАО. Дата обращения: 12 марта 2021. Архивировано 28 декабря 2019 года.
  3. Абакумова, Ирина Владимировна. Российское психологическое общество. Дата обращения: 12 марта 2021. Архивировано 26 октября 2020 года.
  4. Абакумова Ирина Владимировна. Психологическая газета. Дата обращения: 12 марта 2021. Архивировано 28 января 2021 года.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1868-р г. Москва "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2010 года в области образования". Российская газета. Дата обращения: 12 марта 2021. Архивировано 25 сентября 2017 года.
  6. Абакумова, Ирина Владимировна. РГБ. Дата обращения: 12 марта 2021. Архивировано 26 ноября 2019 года.

Ссылки